Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.
Функции: обучающая и проверочная.
Самодиктант или письмо по памяти
Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.
|
|
Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.
Диктант по памяти:
1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
2) Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растёт.
Л.Яхнин
Комментированный диктант
Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.
Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.
У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».
|
|
Зрительно- слуховые диктанты
Зрительно- слуховые диктанты - начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
Слуховой диктант. Методика:
ü акустическое восприятие слова или текста;
ü осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;
ü внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;
ü запись слова;
ü самопроверка.
Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова.
Методика:
ü прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;
ü повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);
ü внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;
ü запись на основе зрительного образа слов;
ü самопроверка по образцу.