Фискальное регулирование

 

Доходы и расходы государственного сектора

Общей чертой системных кризисов, от которых страдают национальные экономики, является размывание ответственности за последствия экономических решений. Наиболее действенным из известных способов борьбы с кризисной ситуацией выступает концентрация рыночной и политической власти в едином центре ответственности.

В современной теории выделяют четыре основные макроэконо­мические школы: неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм и новая макроэкономика (в основе которой — теория рациональных ожида­ний). Эти школы можно охарактеризовать по их отношению к кон­цепциям экономического поведения, денег, цен, совокупного спро­са и совокупного предложения, а также к принципам государствен­ного регулирования.

Как можно заметить, сравнивая положения перечисленных в ней макроэкономических школ, государственное регулирование играет наиболее важную роль в кейнсианстве. Госу­дарственные расходы, по мнению сторонников учения Кейнса, яв­ляются наиболее вероятным управляющим параметром для управ­ления совокупными доходами. Причем не всегда важно, что это за расходы. В качестве одного из конкретных шагов Кейнс предлагал государству заняться организацией общественных работ. Кстати, правительства именно так и поступили, борясь с последствиями Ве­ликой депрессии. В США и Германии в результате появились непло­хие шоссе.

Мультипликатор государственных расходов позволяет рассчитать, насколько изменится значение равновесного ВВП при изменении данных расходов на единицу. Однако, для того чтобы усиленно рас­ходовать бюджетные средства, нужны увеличивающиеся налоговые поступления. Растущие доходы должны обеспечить эти поступления, и тогда объем выпуска в экономике будет расти ускоренными темпа­ми. Как всегда в случае обращения к моделям, необходимо сделать оговорку об условиях применимости той или иной модели.

Основной задачей государства является формирование эффек­тивного механизма экономической системы и управление им. Для решения этой задачи общество делегирует государству необходимые права и возлагает на него соответствующие обязанности. Государ­ство, таким образом, становится обособленным экономическим агентом, который при определенных условиях (в сравнительно коротком периоде) действует самостоятельно и независимо. Это — своеобразный центр ответственности, на который возложены функ­ции обеспечения координации действий экономических агентов. Выясним, что представляет собой бюджет данного «центра ответ­ственности».

Таблица. Сравнительная характеристика основных макроэкономических школ

Концепции

Школы

Неоклассицизм Кейнсианство Монетаризм Новая макроэкономика
Конкуренция Совершенная конку­ренция свойственна экономике Несовершенная (причина — в природе рын­ков) Совершенную конкуренцию нужно обеспечи­вать Совершенная конкуренция
Цены Абсолютно гибкие Жесткие Нужно стремиться к абсолютной гибкости цен Абсолютно гиб­кие
Экономиче­ское поведе­ние Рациональное Традиционное, ограниченная рациональность Целостно-рацио­нальное, адаптив­ные ожидания Целостно-рацио- нальное, рацио­нальные ожида­ния
Деньги Нейтральны в дол­госрочном периоде Ненейтральны, имеют самосто­ятельную цен­ность, форма богатства Нейтральны в долгосрочном периоде, в кратко­срочном — нет Абсолютно ней­тральны в любом периоде
Регулирова­ние экономики Laissez-faire Необходимо вмешательство государства Вмешательство государства — неизбежное зло Можно обойтись без вмешатель­ства при опреде­ленных условиях
AD-AS AS AD AS AD
Занятость ресурсов Полная Неполная Полная Полная
Взаимозаме­няемость факторов производства Взаимозаменяемы Нет Взаимозаменя­емы Взаимозаменя­емы

 

Статьи доходов и расходов государственного бюджета отражают специфику деятельности, направленной на достижение основных экономических целей. Государство получает средства на осуществле­ние своей деятельности от сбора налогов, продажи услуг государ­ственного аппарата' и берет взаймы у населения (путем продажи гособлигаций). Можно указать также, что государство получает деньги за счет продажи государственной собственности (приватиза­ции), сеньоража и других источников.

Государство расходует средства на заказы и покупку обществен­ных благ, в том числе — производство услуг госаппарата, на транс­фертные выплаты и субсидии, на погашение общественного долга.

В качестве примера рассмотрим доходы расширенного Правительства Российской Федерации в 1998-2006 гг. Динами­ка показателей отражает результаты проводимой с начала 1992г. на­логовой реформы. По итогам 2006 г. доли налоговых доходов в бюд­жете расширенного правительства распределились следующим образом: НДС (налог на добавленную стоимость) — 15,4%; налог на прибыль — 17%; НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 9,5%; ЕСН (единый социальный налог = платежи во внебюджетные фон­ды) — 14,9%; акцизы — менее 1%; НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и налоги на природные ресурсы — 12,1%; таможенные пошлины — 23,5%; прочие налоги — 4,9%.

По результатам анализа рис. 21.2 можно заметить, что основная доля поступлений в бюджет приходилась в 2006 г. на таможенные пошлины, доля которых неуклонно растет; среди налоговых доходов ведущее место занял налог на прибыль, который постепенно вытес­няет налог на добавленную стоимость. За ним следуют НДФЛ, ЕСН, НДПИ, акцизы, налоги на внешнеэкономическую деятельность и пр. Подобная структура в целом характерна для большинства стран с рыночной экономикой. Особенность России до недавнего времени состояла в том, что доля налога с прибыли предприятий в консоли­дированном бюджете превышала долю подоходного налога с насе­ления (НДФЛ). Последние изменения в этой части Налогового ко­декса РФ (в частности, снижение ставок подоходного налога) при­званы изменить структуру бюджетных доходов в нужном направлении.

Таблица. Баланс государственных доходов и расходов

Расходы Доходы
Закупки общественных благ, в том числе услуг по координации рыночных взаимодей­ствий Чистые трансфертные выплаты и субсидии Погашение общественного долга Дефицит государственного бюджета Сбор налогов Продажа услуг госаппарата Создание общественного долга Другие источники
Баланс Баланс

 

Динамика структуры расходов феде­рального бюджета. Участие государства в экономике страны отража­ет уровень налоговых расходов. Увеличение данного показателя, отмечаемое с 2000г., можно расценивать как положительный факт. Особенностью последних лет является сокращение нагрузки на бюд­жет со стороны обслуживания государственного долга. Это, вообще говоря, необходимое условие повышения эффективности государ­ственных расходов.

Средства, высвобожденные за счет снижения процентных выплат, пошли в первую очередь на увеличение расходов по статьям «Нацио­нальная оборона» (2,7% от ВВП в 2007г.), «Национальная безопас­ность и правоохранительная деятельность» (2,2 %). Однако на низ­ком уровне по сравнению с развитыми странами остается доля рас­ходов в ВВП на образование (0,8%), культуру, кино и СМИ (0,1%).

Другие статьи расходов: «Общегосударственные вопросы (без уче­та обслуживания государственного долга)» — 1,8%; «Обслуживание государственного и муниципального долга» — 0,6; «Национальная экономика» — 1,1%; «Здравоохранение и спорт» — 0,6; «Социальная политика» — 0,8; «Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам)» — 1,9; «Трансферты внебюджетным фондам» — 4,2%.

 Справочно: Общий объем расходов федерального бюджета на 2008г. определен на уровне 6570,3 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2009г. — 7465,4 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2010г. — 8089 млрд. руб. (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году состав­ляли в 2008 г. 117,0%, в 2009г. - 113,4%, в 2010г. - 108,6%, в реальном выражении — соответственно 109,3, 106,4 и 102,5%. Источник: Росстат, 2000—2007.

Устранение недостатков существующей налоговой системы явля­ется одной из самых настоятельных потребностей меняющейся рос­сийской экономики. Налоговая система обеспечивает деятельность государства, а значит, достижение основных целей всей экономики. История знает примеры, когда правильно выбранная налоговая по­литика смогла обеспечить условия подъема разрушенной до основания экономики. Так, налоговая политика администрации Л.Эрхарда — канцлера послевоенной Германии, сыграла существенную роль в экономическом подъеме страны (пример неудачной фискальной политики будет приведен ниже). Поэтому изучение опыта успешно функционирующих налоговых систем и его разумное применение в построении национальной системы являются непременными усло­виями стабильности и экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: