Доходы и расходы государственного сектора
Общей чертой системных кризисов, от которых страдают национальные экономики, является размывание ответственности за последствия экономических решений. Наиболее действенным из известных способов борьбы с кризисной ситуацией выступает концентрация рыночной и политической власти в едином центре ответственности.
В современной теории выделяют четыре основные макроэкономические школы: неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм и новая макроэкономика (в основе которой — теория рациональных ожиданий). Эти школы можно охарактеризовать по их отношению к концепциям экономического поведения, денег, цен, совокупного спроса и совокупного предложения, а также к принципам государственного регулирования.
Как можно заметить, сравнивая положения перечисленных в ней макроэкономических школ, государственное регулирование играет наиболее важную роль в кейнсианстве. Государственные расходы, по мнению сторонников учения Кейнса, являются наиболее вероятным управляющим параметром для управления совокупными доходами. Причем не всегда важно, что это за расходы. В качестве одного из конкретных шагов Кейнс предлагал государству заняться организацией общественных работ. Кстати, правительства именно так и поступили, борясь с последствиями Великой депрессии. В США и Германии в результате появились неплохие шоссе.
|
|
Мультипликатор государственных расходов позволяет рассчитать, насколько изменится значение равновесного ВВП при изменении данных расходов на единицу. Однако, для того чтобы усиленно расходовать бюджетные средства, нужны увеличивающиеся налоговые поступления. Растущие доходы должны обеспечить эти поступления, и тогда объем выпуска в экономике будет расти ускоренными темпами. Как всегда в случае обращения к моделям, необходимо сделать оговорку об условиях применимости той или иной модели.
Основной задачей государства является формирование эффективного механизма экономической системы и управление им. Для решения этой задачи общество делегирует государству необходимые права и возлагает на него соответствующие обязанности. Государство, таким образом, становится обособленным экономическим агентом, который при определенных условиях (в сравнительно коротком периоде) действует самостоятельно и независимо. Это — своеобразный центр ответственности, на который возложены функции обеспечения координации действий экономических агентов. Выясним, что представляет собой бюджет данного «центра ответственности».
Таблица. Сравнительная характеристика основных макроэкономических школ
|
|
Концепции | Школы | |||
Неоклассицизм | Кейнсианство | Монетаризм | Новая макроэкономика | |
Конкуренция | Совершенная конкуренция свойственна экономике | Несовершенная (причина — в природе рынков) | Совершенную конкуренцию нужно обеспечивать | Совершенная конкуренция |
Цены | Абсолютно гибкие | Жесткие | Нужно стремиться к абсолютной гибкости цен | Абсолютно гибкие |
Экономическое поведение | Рациональное | Традиционное, ограниченная рациональность | Целостно-рациональное, адаптивные ожидания | Целостно-рацио- нальное, рациональные ожидания |
Деньги | Нейтральны в долгосрочном периоде | Ненейтральны, имеют самостоятельную ценность, форма богатства | Нейтральны в долгосрочном периоде, в краткосрочном — нет | Абсолютно нейтральны в любом периоде |
Регулирование экономики | Laissez-faire | Необходимо вмешательство государства | Вмешательство государства — неизбежное зло | Можно обойтись без вмешательства при определенных условиях |
AD-AS | AS | AD | AS | AD |
Занятость ресурсов | Полная | Неполная | Полная | Полная |
Взаимозаменяемость факторов производства | Взаимозаменяемы | Нет | Взаимозаменяемы | Взаимозаменяемы |
Статьи доходов и расходов государственного бюджета отражают специфику деятельности, направленной на достижение основных экономических целей. Государство получает средства на осуществление своей деятельности от сбора налогов, продажи услуг государственного аппарата' и берет взаймы у населения (путем продажи гособлигаций). Можно указать также, что государство получает деньги за счет продажи государственной собственности (приватизации), сеньоража и других источников.
Государство расходует средства на заказы и покупку общественных благ, в том числе — производство услуг госаппарата, на трансфертные выплаты и субсидии, на погашение общественного долга.
В качестве примера рассмотрим доходы расширенного Правительства Российской Федерации в 1998-2006 гг. Динамика показателей отражает результаты проводимой с начала 1992г. налоговой реформы. По итогам 2006 г. доли налоговых доходов в бюджете расширенного правительства распределились следующим образом: НДС (налог на добавленную стоимость) — 15,4%; налог на прибыль — 17%; НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 9,5%; ЕСН (единый социальный налог = платежи во внебюджетные фонды) — 14,9%; акцизы — менее 1%; НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и налоги на природные ресурсы — 12,1%; таможенные пошлины — 23,5%; прочие налоги — 4,9%.
По результатам анализа рис. 21.2 можно заметить, что основная доля поступлений в бюджет приходилась в 2006 г. на таможенные пошлины, доля которых неуклонно растет; среди налоговых доходов ведущее место занял налог на прибыль, который постепенно вытесняет налог на добавленную стоимость. За ним следуют НДФЛ, ЕСН, НДПИ, акцизы, налоги на внешнеэкономическую деятельность и пр. Подобная структура в целом характерна для большинства стран с рыночной экономикой. Особенность России до недавнего времени состояла в том, что доля налога с прибыли предприятий в консолидированном бюджете превышала долю подоходного налога с населения (НДФЛ). Последние изменения в этой части Налогового кодекса РФ (в частности, снижение ставок подоходного налога) призваны изменить структуру бюджетных доходов в нужном направлении.
Таблица. Баланс государственных доходов и расходов
Расходы | Доходы |
Закупки общественных благ, в том числе услуг по координации рыночных взаимодействий Чистые трансфертные выплаты и субсидии Погашение общественного долга Дефицит государственного бюджета | Сбор налогов Продажа услуг госаппарата Создание общественного долга Другие источники |
Баланс | Баланс |
|
|
Динамика структуры расходов федерального бюджета. Участие государства в экономике страны отражает уровень налоговых расходов. Увеличение данного показателя, отмечаемое с 2000г., можно расценивать как положительный факт. Особенностью последних лет является сокращение нагрузки на бюджет со стороны обслуживания государственного долга. Это, вообще говоря, необходимое условие повышения эффективности государственных расходов.
Средства, высвобожденные за счет снижения процентных выплат, пошли в первую очередь на увеличение расходов по статьям «Национальная оборона» (2,7% от ВВП в 2007г.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (2,2 %). Однако на низком уровне по сравнению с развитыми странами остается доля расходов в ВВП на образование (0,8%), культуру, кино и СМИ (0,1%).
Другие статьи расходов: «Общегосударственные вопросы (без учета обслуживания государственного долга)» — 1,8%; «Обслуживание государственного и муниципального долга» — 0,6; «Национальная экономика» — 1,1%; «Здравоохранение и спорт» — 0,6; «Социальная политика» — 0,8; «Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам)» — 1,9; «Трансферты внебюджетным фондам» — 4,2%.
Справочно: Общий объем расходов федерального бюджета на 2008г. определен на уровне 6570,3 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2009г. — 7465,4 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2010г. — 8089 млрд. руб. (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 г. 117,0%, в 2009г. - 113,4%, в 2010г. - 108,6%, в реальном выражении — соответственно 109,3, 106,4 и 102,5%. Источник: Росстат, 2000—2007.
Устранение недостатков существующей налоговой системы является одной из самых настоятельных потребностей меняющейся российской экономики. Налоговая система обеспечивает деятельность государства, а значит, достижение основных целей всей экономики. История знает примеры, когда правильно выбранная налоговая политика смогла обеспечить условия подъема разрушенной до основания экономики. Так, налоговая политика администрации Л.Эрхарда — канцлера послевоенной Германии, сыграла существенную роль в экономическом подъеме страны (пример неудачной фискальной политики будет приведен ниже). Поэтому изучение опыта успешно функционирующих налоговых систем и его разумное применение в построении национальной системы являются непременными условиями стабильности и экономического роста.
|
|