Доходы бюджета: понятие, классификация, порядок распределения в бюджетной системе РФ

Доходы бюджета - это поступающие в бюджет средства, за исключением средств источников погашения бюджетного дефицита.

Доходы бюджета также рассм в узком и широком аспектах. В узком - денежные средства, поступающее от первичных источников в собственность государства и МО, такие как налоги, сборы, доходу от использования гос имущества. В широком аспекте - все денежные средства, учитываемые на едином счёте бюджета соотв уровня бюджетной системы РФ, в том числе безвозмездные поступления в виде межбюджетных трансфертов, заёмные средства.

Виды доходов бюджета:

1) по соц-экономическому признаку

· доходы, поступающие от предприятий и иных хозяйствующих субъектов

· Доходы от использования гос и мун имущества

· Доходы от гос ВЭД и другой деятельности

· Поступление от личных доходов граждан

2) в зависимости от формы

· налоговые

· Неналоговые

· Безвозмездные поступления

3) по порядку зачисления в бюджет

· закреплённые

· Регулирующие (перераспределяются между разными бюджетами)

Доходы бюджетов распределяются в бюджетной системе в зависимости от сл. критериев:

1) уровень (вид) налогов (федеральные налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные – за бюджетами субъектов РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться нормативы отчисления части федер. налогов в бюджеты субъектов РФ. В отд. случаях федер. источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично).

В свою очередь, зак-во субъектов РФ вправе закреплять свои доходные источники за местными бюджетами.

2) форма собственности используемого или продаваемого имущества (федеральная государственная, государственная субъектов РФ, муниципальная);

3) уровень подчиненности бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению;

4) характер нарушенного зак-ва РФ. Так, штрафы за нарушение законодательства, регулирующего наиболее важные общест. отношения, подлежат зачислению в федер. бюджет по нормативу 100%. Это зак-во о конст. строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических и психотропных веществ, об экспорт. контроле, банковской деятельности, антимонопольное зак-во, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное (в части преступлений против основ КС и безопасности гос-ва, гос. власти РФ, мира и безопасности человечества), уголовно-проц.

Расходы бюджета: понятие, виды, порядок распределения в бюджетной системе РФ.

Расходы - это составная часть гос и мун расходов - денежные средства ва, которые выплачиваются из бюджета, за исключением средств, являющихся в соотв с БК источниками финансирования дефицита бюджета

Виды расходов бюджета:

  1. по функциональному признаку (п. 3 ст. 21 БК РФ):
    • общегосударственные вопросы;
    • национальная оборона;
    • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
    • национальная экономика;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • охрана окружающей среды;
    • образование;
    • культура, кинематография;
    • здравоохранение;
    • социальная политика;
    • физическая культура и спорт;
    • средства массовой информации;
    • обслуживание государственного и муниципального долга;
    • межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. по территориальному признаку:
    • федеральные;
    • субъектов РФ;
    • местные.
  3. по времени осуществления:
    • обыкновенные;
    • чрезвычайные.
  4. по экономическому признаку:
    • текущие;
    • капитальные;
    • инвестиции.

ОБЫКНОВЕННЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Обыкновенные расходы - это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов.

Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.

В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст. 81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций. Средства этих фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета.

В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента РФ. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Главы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: