Минусинский сельскохозяйственный колледж
ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Управление персоналом»
преподаватель: Василевская Ольга Викторовна
специальность: 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
35.02.07. Механизация сельского хозяйства
Минусинск, 2020
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность «Механизации с/х»
ПМ.04. Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия
МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия)
Р.1. Планирование хозяйственной деятельности
Р.2. Учёт и анализ хозяйственной деятельности
Р.3. Управление персоналом
ПК.4.2. Планировать выполнения работ исполнителями
ПК.4.3. Организовывать работу трудового коллектива
ПК.4.4. Контролировать ход и оценивать результаты работ исполнителей
Специальность «ТТО»
ПМ. 04. Организация и управление работой трудового коллектива.
МДК.04.01. Организация и управление работой трудового коллектива.
МДК.04.01. раздел 1 Экономика отрасли.
МДК.04.01. раздел 2 Управление персоналом.
МДК.04.01. раздел 3 Основы предпринимательской деятельности.
МДК.04.01. раздел 4 Нормирование труда и сметы.
ПК 4.1. Планировать и организовывать работу трудового коллектива
ПК 4.2. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ».
Понятие менеджмент произошло от английского слова «to manage» (управлять). А оно от корня латинского слова «manus» (рука). По-английски управление называется менеджмент. Также называется наука, которая изучает управление.
Менеджмент – 1) наука об управлении; 2)процесс управления; 3) руководство фирмы.
Менеджер — это человек, осуществляющий управленческие функции (руководитель).
Управление – это труд людей, направленный на организацию деятельности других людей с целью достижения определённого результата.
Американцы дают такое определение сущности управления "Делать что-то руками других".
Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение - "Кто управляет — не производит, кто производит — не управляет" (по В. Зигерту и Л Ланг).
Субъект управления – руководитель.
Объект управления – работник.
Классические функции управления:
1. Постановка целей;
2. Планирование деятельности;
3. Организация деятельности;
4. Стимулирование работников;
5. Контроль.
Руководство - 1) взаимодействие руководителя с подчиненными по решению служебных задач; 2) персонал управления на предприятии.
Персонал управления– это сотрудники, которые осуществляют функции управления. Управленческую деятельность в крупных организациях осуществляют сотрудники персонала управления. Они делятся на три категории:
1. Топ-менежеры -высшее руководство (директор, заместители директора, главный бухгалтер, главный инженер). Они принимают главные решения в организации.
2. Мидл-менеджеры - это руководители подразделений (начальники отделов, начальники цехов, участков, смен и т.п.). Они отвечают за выполнение задач поставленных высшим руководством. Их функции: отбор работников, расстановка исполнителей, планирование их деятельности, контроль за результатами, обеспечение благоприятного психологического климата.
3. Фронт-менеджеры – это руководители непосредственно работающие с исполнителями и отвечающие за результаты этих исполнителей (бригадиры, мастера, руководители групп и т.д.).
Кадровый менеджмент (управление персоналом) – это наука, являющаяся частью менеджмента и изучающая основные закономерности управления человеческими ресурсами.
Управление персоналом – это процесс воздействия на своих работников для достижения целей организации.
Персонал – это личный состав организации, включающий всех наёмных работников и работающих собственников и совладельцев (работники, сотрудники, коллектив, кадры, человеческий ресурс).
Работник – это физическое лицо, заключившее с организацией трудовой договор.
Работодатель – это хозяйствующий субъект, который использует труд персонала для производства и реализации товаров, работ, услуг (организация, инд. Предприниматель, фирма, предприятие, компания, имеющий наёмных работников индивидуальный предприниматель).
Ресурсы организации (работа с учебником, скопировать схему):
1) Денежные ресурсы (денежные наличные и на счетах, ценные бумаги);
2) Материальные (здания, сооружения, оборудование);
3) Сырьё и материалы; средства
4) Информационные ресурсы (знания, технологии, информации, программы, ноу-хау);
5) Человеческие ресурсы.
Особенности человеческих ресурсов:
1) Это ключевой ресурс, т.к. человек заставляет работать все остальные ресурсы предприятия;
2) Это универсальный ресурс, т.к. человек способен к обучению и изменению и при этом не требует постоянной замены и не изменят первоначальной формы.
3) В экономическом плане интересы работника и работодателя противоположны;
4) Человек одновременно может являться субъектом и объектом управления;
5) Человек обладает эмоциональной сферой и его физические ресурсы ограничены.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
Цели управления персоналом:
1) Повысить удовлетворённость персонала своей трудовой деятельностью;
2) Обеспечить лояльность персонала к организации;
3) Повысить эффективность труда;
4) Обеспечить получение максимальной прибыли и конкуретоспособности предприятия.
Функции управления персоналом
Функции – это действия, которые совершает субъект при решении задач.
Функции управления персоналом – это основные действия, которые совершает работадатель при эффективном управлении персоналом.
Виды функций:
1) Формирование и поддержание корпоративной культуры предприятия;
2) Планирование персонала;
3) Подбор, отбор и найм персонала;
4) Адаптация персонала;
5) Профессиональная ориентации персонала;
6) Обучение и развития персонала;
7) Оценка персонала;
8) Мотивация и стимулирование персонала;
9) Управление деловой карьерой персонала;
10) Эффективное командообразование;
11) Формирование кадрового резерва;
12) Перемещение и высвобождение персонала.