Один из сильнейших нематериальных стимулов для работника это возможность сделать карьеру на предприятии.
Карьера – это целенаправленный должностной и профессиональный рост работника.
В вопросе «карьеры работника» интересы работника и работодателя пересекаются.
Работник заинтересован в карьере, потому что:
1) может реализовать свой потенциал через расширение полномочий;
2) развиваться и самосовершенствоваться за счёт неё;
3) повысить свой статус в обществе;
4) повысить уровень оплаты труда.
Работодатель заинтересован в карьере работника, потому что он может «вырастить собственные кадры» для управления своим бизнесом. И эти кадры будут изнутри знать все тонкости дела.
Формы развития карьеры:
- Внутриорганизационная - развитие карьеры в рамках одной организации.
- Межорганизационная (сквозная) – это все передвижения которые проходит работник за всю свою профессиональную жизнь в разных организациях.
Этапы развития карьеры.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности:
1. Обучение профессии (16-20 лет иногда до 25) включает учебу в школе, среднее и высшее образование.
2. Включение в трудовую деятельность (21-25 лет)
3. Достижение первых профессиональных результатов (25-30 лет)
4. Профессионализм (30-40 лет)
5. Первое подведение итогов и переоценка ценностей (41-50 лет)
6. Мастерство (51-60 лет)
7. Выход на пенсию (более 60 лет)
8.
Виды развития карьеры.
1. «Трамплин». Классический вариант вертикального развития карьеры. Мастер – Начальник участка-Начальник цеха-Заместитель директора-Директор.
2. «Лестница». Сотрудник постепенно достигает верхних карьерных позиций. И начинается обратное поступательное движение сверху вниз.
3. «Змея». Перед тем как человеку занять высшую должность, он должен поработать на нескольких участках на более низкой ступени и освоить несколько видов деятельности.
4. «Перепутье». Отсутствует чёткий план в отношении конкретного работника. Однако по итогам оценки персонала принимается решение о перемещении сотрудника.
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее оно употреблялось в значении «почерк».
Стиль руководства – это характеристика управленческого поведения руководителя.
Общие и наиболее часто цитируемые стили руководства описаны Куртом Левиным.
Авторитарный стиль стиль.
Признаки:
1. единоличное и жесткое принятие решений;
2. решения руководителя сотрудникам не объясняются;
3. строгий контроли со стороны руководителя;
4. полное послушание сотрудников;
5. личные интересы подчиняются деловым;
Качества авторитарного руководителя:
1. Властность;
2. Жёсткость;
3. Категоричность;
4. Сила.
Установки авторитарного руководителя:
1. Люди уважают «сильную руку».
2. Людей не любят работать, их надо заставлять;
3. Люди стремятся уйти от ответственности.
Недостатки | Преимущества |
Напряжённая обстановка в коллективе | Четкость и оперативность управления |
Сотрудники избегают контакта с руководителем | Быстро принимаются решения |
Текучесть кадров |
Демократический стиль
Признаки:
1. Учёт интересов и особенности сотрудников;
2. Решения принимаются на основе обсуждения;
3. Контроль со стороны руководителя и сотрудников;
4. Высокий командный дух;
5. Благоприятный микроклимат в коллективе;
6. Основной метод – убеждение.
Качества демократичного руководителя:
1. Умения говорить с людьми и убеждать их;
2. Доверие к сотрудникам;
3. Доброжелательность;
4. Информированность о своих работниках;
5. Открытостью в деловом и личностном общении;
Установки демократичного руководителя:
1. Людям нужна работа;
2. Люди могут себя организовать и проконтролировать;
3. Люди заинтересованы в вознаграждении.
Достоинства | Недостатки |
Стимулируется инициатива | Малоэффективен в экстремальных ситуациях |
Раскрывается потенциал сотрудников | Действует только для заинтересованных сотрудников, если таких нет работать не будет |
Быстрое и эффективное решение нестандартных задач | |
Удовлетворённость сотрудников своим трудом |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Признаки:
1. Контроль за деятельностью работников сведен к минимуму;
2. Всё отпущено на самотёк, руководитель не вмешивается в дела предприятия;
3. Коллектив не имеет единства;
4. Сильны позиции неформальных лидеров;
5. Руководитель уходит от принятия важных решений;
Качества либерального руководителя:
1. Полное равнодушие к критике;
2. Безразличие к персоналу.
3. Занятость своими делами;
4. Отсутствие целей, планов и амбиций.
Установки либерального руководителя:
1. Всё само собой уладится;
2. Никому не нужно брать на себя ответственность;
3. Лишь бы меня не беспокоили.
Достоинства | Недостатки |
Отсутствие давления | В критической ситуации никто не возьмёт на себя ответственность |
Непонятно кто за что отвечает - хаос |