Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.
Методы обучения - это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».
Метод обучения реализуется через частные методические приемы.
Прием обучения - детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.
В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:
-слово (лекция) учителя;
-беседа;
-самостоятельная работа и пр.
Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школе» (М., 1975) отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характера познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;
|
|
2. Репродуктивный;
3. Метод проблемного изложения;
4. Эвристический или частично-поисковый;
5. Исследовательский.
На иной основе построена классификация методов обучения литературе, созданная Н. И.Кудряшевым (КудряшевН.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. — М., 1981). Он обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. При этом Н. И.Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера. И.Я.Лернер обосновывает следующие методы, обусловливающие характер обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвритический, или частично-поисковый; исследовательский. К этому следует прибавить, что ученые-дидакты М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер дают следующее определение метода обучения и его признаков «…система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия способов обучения» (Российская педагогическая эциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М., 1993.С 566).
Работа учителя над конспектом урока литературы.
Алгоритм написания конспекта урока по литературе:
1. Проверка домашнего задания (теория).
2. Практическая работа (групповая):
• составить вопросы и задания для анализа главы (обосновать характер вопросов и заданий);
|
|
• составить систему вопросов по анализу эпизодов рассказа (выделить те из них, которые способствовали выявлению авторского отношения к изображаемому);
• продумать пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов повести (подготовить общие, групповые и индивидуальные задания).
3. Запись конспекта урока (тема урока).
Дидактика и методика преподавания литературы.
Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам, требованиям научности и возрастным особенностям.
Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.
Методика разрабатывает также проблему студента и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.
Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: учебное занятие, факультативные занятия, внеклассные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки).
Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке преподавателя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.
Дидактические принципы преподавания литературы
* научности, доступность
* систематичность и последовательность
* связь с практикой
* воспитательная направленность
* наглядность
* историзм
* учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.