Вопрос №23. Понятие занятости, её формы и права граждан в области занятости

Вопросы занятости населения регулируются Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. (далее - Закон «О занятости»)

 

1) Понятие занятости:

 

Занятость (ст.1 Закона «О занятости») - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

 

Занятость может рассматриваться в двух смыслах:

1. Занятость в узком смысле: любая приносящая доход деятельность, не противоречащая законодательству, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей

2. Занятость в широком смысле (трудовая занятость): трудовая деятельность, работа, осуществляемая на основе трудового договора, время выполнения которой включается в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособия по временной нетрудоспособности и все трудовые права и льготы

 

 

2) Формы занятости:

 

Форма занятости - организационно-правовые условия использования труда граждан. Формы занятости закреплены в ст.2 Закона «О занятости»

 

Занятыми считаются граждане:

1. Работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

2. Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4. Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6. Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7. Обучающиеся по очной форме обучения

8. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов;

10. Являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

В теории трудового права выделяются следующие классификации форм занятости:

1. Регулярность трудовой деятельности: постоянная, временная, сезонная, эпизодическая занятость.

 

2. Место выполнения работы: работа на рабочем месте, дистанцированный труд, вахтовый метод труда.

 

3. Статус трудовой деятельности: основная занятость, вторичная (дополнительная) занятость, совместительство.

 

4. Степень и характер распределения трудовой нагрузки: полное рабочее время, неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя) и гибкое рабочее время.

 

5. Форма собственности на средства производства: труд по найму, предпринимательство, самозанятость.

6. Легитимность трудоустройства: формальная (зарегистрированная), неформальная занятость.

 

Порядок и условия признания граждан безработными (ст.3 Закона «О Занятости»):

 

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

 

Порядок регистрации безработных граждан – Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

 

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым назначены страховая пенсия по старости и (или) накопительная пенсия, либо пенсия;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;

• осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

 

3) Права граждан в области занятости:

 

Прежде всего необходимо сказать об обязательствах Российской Федерации перед гражданами в сфере содействия занятости:

 

1. Правовая основа обязательств российского государства в сфере содействия занятости населения:

• Ст.7 Конституции РФ, провозглашает Россию социальным государством и декларирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6) - необходимость создания государством условий для наиболее полного осуществления права на труд.

• Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23) - право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; ст. 25 - право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ

• Ряд конвенций и рекомендаций МОТ: Конвенция № 122 "О политике в области занятости" (1964 г.), Конвенция № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 г.), Конвенция № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) и др.).

• Документы, принятые на уровне Совета Европы: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия - содержат указание на обязательства государств "обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом".

 

2. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены (ст. 5 Закона о занятости): привожу только самые важные!

 

• Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

• Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

• Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

• Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

• Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

• Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

 

 

Права профсоюзных организация и объединений профсоюзов:

 

1. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 годы

Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям (привожу основные):

• содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

• совершенствование системы информации о рынке труда;

• упорядочение привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы;

• расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;

• совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

 

2. Закон о занятости (ст. 21):

 

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников:

• вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

• Вправе содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу).

• Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа

• Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

• Вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

• Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

 

Основные права граждан в сфере занятости:

 

1. Конституция РФ:

• Ст.37 - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.

• Ст. 32 - право граждан трудиться в качестве государственного служащего;

• Ст. 34 - право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

 

2. Конвенция МОТ № 122 "О политике в области занятости" (1964 г.): закрепляется право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

 

3. Закона «О занятости»:

 

• Ст.5 - право граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

 

• Ст.8 - граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

 

• Ст.9 - право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости

 

• Ст.10 - граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ.

 

• Ст.11 - граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд

 

Гарантии социальной поддержки безработных (ст. 28 Закона «О занятости»):

Государство гарантирует безработным:

• выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

• выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

• возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: