Этапы антикризисного управления предприятиями

· «Антикризисное управление - процесс, под действием которого, осуществляется применение различных форм, методов ft процедур, которые направлены на оздоровление социально-экономических составляющих финансовой и экономической деятельности субъектов экономики. А также в свою очередь создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики области или государства»!.

· «Изучение и обобщение опыта антикризисного управления в России и за рубежом позволяют выявить общие закономерности, а также наметить этапы предотвращения кризиса или его преодоления для всех типов предприятий и возможных ситуаций.

· 1-й этап — комплексная диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· На первом этапе создается рабочая группа, в-ключающая:

· -представителей исполнительного руководства, совета директоров и акционеров предприятия;

· -сп еци ал ист о в предп риятия;

· -руководителя группы консультантов;

· -консультантов (финансовых аналитиков, юристов и др.).

· В задачи рабочей группы входят сбор и анализ следующей информации за период 3—5 лет:

· -стратегия развития предприятия, его миссия и цели;

· -имеющаяся системы маркетинга;

· -экономический потенциал;

· -имущественное положение и структура капитала;

· -финансовое состояние предприятия;

· -финансово-хозяйственная деятельность предприятия и т.п.

Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов комплексной диагностики, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени, вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса.

При диагностике кризисного состояния предприятия ведется экспертное исследование не статического состояния объекта, з его развития во времени, что позволяет построить экономическую модель развития предприятия во времени и выявить кризисные моменты, а также сильные стороны.

2-й этап — выработка стратегии развития организации (стратегическое планирование), исходя из полученной информации при комплексной диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его стратегия Кризисная ситуация на предприятии — признак или слабой стратегии, или ее плохой реализации, или того

и другого вместе. Анализируя стратегию предприятия,, консультанты должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах

1. Эффективность текущей стратегии.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Прочность позиции предприятия (насколько она слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким

3й       этап — разработка программы выхода из кризисной ситуации (тактическое планирование);

Тактика программы выхода из кризисной ситуации направлена на разработку системы мер, позволяющих в короткие сроки «локализовать болезнь», не дать кризису развиваться и углубляться. Тактика выхода из кризисной ситуации разрабатывается в рамках выбранной концепции и стратегии, однако может влиять на них: если первые результаты тактических мер не оправдывают ожиданий, возможно, требуется корректировка стратегии и концепции программы.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими; сокращение расходов, закрытие подразделений, реализация непрофильных активов, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.

4й       этап — внедрение (сопровождение программных мероприятий).

От сл ежи ва н и е и со п р о вожде н и е а нти кр изи сн ых м е р о п р ия ти й н а и б о л е е э ф ф е кти в н о про водить с внедрение м и и сп о л ьзо ва н и е м системы контроллинга на предприятии.

В настоящее время наиболее полно функции прогнозирования будущих кризисных ситуаций и антикризисного управления может выполнять система контроллинга, под которой в данном случае понимается механизм «управления управлением». Контроллинг представляет собой синтез постоянного мониторинга значимых изменений, контроля, экономического анализа и диагностики финансового состояния,, планирования, организации информационных потоков для принятия управленческих решений. Контроллинг направлен на ускорение процесса обработки информации и принятия решений. Задачами контроллинга являются концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание системы управления, а также подготовка аналитической информации для принятия управленческих решений.

5-й этап — оценка результатов антикризисных мероприятий;

На данном этапе необходимы оценка и анализ выполнения программы выхода из кризисной ситуации по показателям деятельности организации.

По завершении программы антикризисного управления проводится анализ полученных результатов, которые утверждаются арбитражным судом:

-аккумулированы средства, позволяющие погасить накопившуюся просроченную кредиторскую задолженность;

-восстановлена платёжеспособность;

-предприятие в- состоянии продолжать хозяйственную деятельность.

Программа антикризисного управления считается в принципе успешно завершенной, если выполнены следующие условия: -погашена, получена рассрочка на длительный период и т.д.;

-повысилась капитализация предприятия;

-внедрены системы контроллинга;

-проведено сокращение избыточного персонала и т-д.

При недостижении поставленных целей у предприятия остаются два выхода:

— корректировка стратегии и разработка новой программы финансовой стабилизации;

—л и к вида ци и п р е дп р иятия.

6-й этап — разработка методик по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.

Предотвращать кризис легче и дешевле, чем преодолевать его.

 

7. Причины и последствия кризиса на предприятии.

Объективные причины связаны с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, а субъективные – отражают ошибки в управлении, в основном зависящие от уровня образования и профессиональных знаний человека. Кроме того, имеются природные причины, которые связаны с изменением климата, ураганами, землетрясениями, наводнениями, пожарами. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины связаны с тенденцией и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политики. Причины кризиса могут быть случайными и закономерными, искусственными и естественными. Если это так, то опасность кризиса существует всегда, поэтому его нужно предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление предприятия или его разрушение (ликвидация), оздоровление или возникновение нового кризиса. Послекризисные изменения в развитии предприятия бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, с обратимыми изменениями или необратимыми. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчить или обострить кризис. Кризисы не одинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. По характеру кризисы подразделяютна легкие и глубокие, кратковременные и затяжные, локальные и общие, скрытые и явные. Можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.
Мы ограничимся рассмотрением экономических кризисов. Первопричиной возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров и услуг. Общими причинами такой разновидности экономического кризиса как неплатежеспособность предприятия являются в основном следующие: 1. Низкая конкурентоспособность продукции. 2. Несвоевременное поступление выручки при продаже продукции. 3. Задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию, что приводит к росту задолженности предприятия перед поставщиками, персоналом и т.д. 4. Расходы на содержание оставшегося на предприятии ведомственного жилого фонда и дотации за энергоносители и коммунальные услуги. 5. Задолженность предприятий перед организациями монополистами, продающими газ, тепло, электроэнергию и воду, которая искусственно завышается за счет неправильного определения заявленной мощности и корректируется за месяц до начала квартала (штраф за перерасход по сравнению с заявленной мощностью, которую заранее точно знать невозможно). 6. Финансовая нагрузка, связанная с оплатой налогов на неиспользуемое имущество, расходами по амортизации неиспользуемого оборудования и площадей, оплатой отопления и освещения площадей. 7. Чрезмерное налоговое бремя. 8. Непрофессионализм в сфере управления и преобладание неквалифицированных руководителей всех уровней.

 

8. Связь кризисов с циклическим развитием экономики.

В экономической науке не сформулирована единая позиция относительно причин циклического развития экономики. Отно­шение к природе и причинам экономических циклов и кризисов является дискуссионным, что обосновывается различиями в подходах к исследованию этого явления в разных макроэконо­мических школах. В целом выделяют три основные точки зрения по этому вопросу:

1. Экономические циклы обусловлены причинами внешними по отношению к экономике. Среди конкретных внешних факто­ров, порождающих кризисы в экономике и обуславливающих цикличность ее развития, называют самые разные — войны, ре­волюции, политические события, миграцию населения, научные открытия, солнечную активность, воздействие природных фак­торов на урожайность и, как следствие, на остальные отрасли экономики, соотношение оптимистов и пессимистов в обществе и т. п.

2. Сторонники второй позиции утверждают, что циклич­ность — явление внутреннее, присущее самой экономической системе, и порождается: недостаточным потреблением по срав­нению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нару­шениями в области денежного обращения.

3. Еще одна точка зрения сводится к тому, что цикличность вызвана совокупностью как внешних, так и внутренних причин. В данном случае внутренние факторы — основные, базовые, то­гда как внешние дают толчок, как бы повод, для начала кризис­ных явлений.

К сведению. Существует еще один подход, в соответствии с которым на вопрос о причинах деловых циклов высказывается две точки зрения. В соответствии с детерминистскими взглядами, циклы вызываются предсказуемыми и вполне определен­ными факторами, и в период подъема уже существуют силы, которые обязательно вызовут спад, и наоборот, в период спада существуют и развиваются силы, которые вызовут дальнейший подъем. Согласно стохастическим взглядам, циклы порождают­ся случайными причинами и представляют собой естественную реакцию экономики на непредсказуемые внутренние и внеш­ние импульсы.

Выше были представлены общие подходы к объяснению причин циклического развития экономики. Помимо уже упомя­нутых можно назвать еще ряд факторов и противоречий в эко­номику порождающих кризисы и циклы, в частности:

• противоречие между четкой организацией современного производства и стихийным характером рынка;

• противоречие между производством и потреблением — про­изводство и потребление в рыночной экономике постоянно расширяются, но расширение потребления чаше всего на определенном этапе начинает отставать от производства;

• физический срок службы средств производства и их обнов­ление, т. е. периодичность кризисов обусловлена массовым обновлением основного капитала, задает временные рамки экономического цикла;

• продажа товаров в кредит может привести к кризису не­платежеспособности;

• милитаризация экономики приводит к отвлечению средств из других отраслей, где они могли бы стимулировать рост производства и занятости;

9. Система государственного антикризисного регулирования.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированнымзаконодательством и творческим.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

  • правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
  • информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
  • экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
  • организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
  • социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
  • кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
  • экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

o в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

o в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

o в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в т. ч. на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

6. Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного регулирования, как неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

 

10. Меры государственной поддержки предприятий в условиях кризиса (на примере антикризисных программ РК).

Показатели стабилизации агропромышленного комплекса РК: по данным минэкономразвития, в целях импортозамещения и экпортоориентации холдинг "КазАгро" одобрил к финансированию 60 инвестиционных проектов на сумму 56,3 миллиарда тенге. Отметим, что 27 инвестпроектов уже введены в эксплуатацию.

Итоги реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов: в течение 2009-2010 годов по "Дорожной карте занятости" по всем направлениям было выделено 347,7 миллиарда тенге. Созданы 392 тысячи рабочих мест. Отремонтированы и реконструированы 8 880 социальных объектов.

Актуальность казахстанских антикризисных программ поручил проанализировать правительству президент РК Нурсултан Назарбаев, сообщила пресс-служба главы государства.

“В связи с падением цен на продукцию горнодобывающей, металлургической, химической отраслей, уменьшились поступления в бюджет, и правительству приходится его пересматривать. Кроме того, ранее были разработаны программы противостояния будущим кризисам, и сегодня необходимо проанализировать, насколько они актуальны в текущих условиях”, - приводятся в сообщении слова президента на совещании по вопросам реализации программы индустриально-инновационного развития в субботу.

Как сообщается на сайте Ак орды, в ходе совещания было обсуждено текущее состояние промышленной отрасли, вопросы реализации программы индустриально-инновационного развития, а также подготовки второй пятилетки данной программы.

Президент Казахстана напомнил, что экономический кризис в западных странах влияет и на развитие экономики нашей страны.

Н. Назарбаев подчеркнул, что правительству необходимо достичь всех намеченных показателей в рамках программы индустриализации страны.

Стратегия принятия антикризисных мер в условиях дальнейшего развития инновационной экономики Республики Казахстан оригинал

Cтратегические принятые механизмы по развитию экономики Казахстана в условиях мирового кризиса является важным аспектом. Так, прорывные инновационные, индустриальные, инфраструктурные проекты в условиях мирового кризиса, по мнению правительства, приобретают особое значение. Электроэнергетика и транспортная сеть, как отмечал в этой связи Нурсултан Назарбаев, «не успевают» за развитием экономики Казахстана. Модернизация инфраструктуры и энергетики в нынешней ситуации оказывается экономичнее и выгоднее для государства, поскольку цены на подрядные работы, материалы резко упали и себестоимость таких проектов значительно ниже, чем в период общего строительного бума. По замыслу правительства, Казахстан должен выйти из периода мирового кризиса с модернизированной энергетической системой и развитой транспортной инфраструктурой, и в посткризисный период государству не придется отвлекать время и ресурсы на восстановление инфраструктуры. Как отмечает источник, «сегодня, в условиях ограниченной ликвидности, правительство берет на себя роль главного инвестора всех стратегических для национальной экономики промышленных и индустриальных проектов». Предварительно речь идет о 19 инвестпроектах с суммой государственной поддержки порядка 2,6 млрд. долл. Среди них в сфере энергетики – 8 проектов (2 млрд. 299 млн. долларов), транспортной инфраструктуры – 5 проектов (948 млн.), промышленности – 3 проекта (584 млн. долларов). Дополнительно ФНБ «Самрук-Казына» планирует в 2009 году обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций в инновационные и энергетические проекты объемом не менее 3 млрд. долл. В целом, как видим, комплекс антикризисных мер разработан: от оживления потребления и решения социальных проблем до стимулирования реального сектора экономики, которое в итоге должно «мультипликативно» отразиться, опять-таки, на социальных параметрах – занятости, доходах, потреблении. Кстати, правительство отдельно проработало блок социальных мер поддержки населения, но это уже предмет для отдельного разговора. А в главном антикризисном блоке, который был представлен, заметно, что у государства есть четкое понимание как основных «болевых точек», экономики, так и точек ее роста. Остается только надеяться, что средства этой беспрецедентной программы не будут, по нашей старой традиции, размываться через всевозможные псевдо проекты, тендеры, «откаты» и другие старые, как Восток, схемы. Момент для этого слишком неподходящий. Следующий решение проблем рынка жилья –очередной аспект антикризисных мер, от которого, по мнению правительства, во многом зависит оживление деловой активности в стране. Цель состоит не только в решении накопившихся жилищных проблем, но и в активизации рынка недвижимости. Через фонд «Самрук-Казына» запускается специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, финансирование которой составит 5 млрд. долл. Программа позволит через коммерческие банки предоставлять займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астана. Получить займы смогут только те компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости (не выше 1000 долл. за «квадрат» в Алматы и 800 долл. – в Астане). С другой стороны, для того чтобы стимулировать спрос, фондом «Самрук-Казына» будет открыт ряд кредитных линий в банках на 15 лет по льготной ставке. За счет этих денег банки будут выдавать ипотечные кредиты всего под 10,5 – 12,5 проц. годовых сроком до 15 лет, с правом досрочного погашения. Часть средств пойдет на новую ипотечную программу 2010 года, с конечной ставкой для новых заемщиков на уровне 10,5 проц. Она позволит населению купить жилье по доступной цене через ипотеку с льготными ставками. Таким образом, банки получат возможность выправить ситуацию со своими крупными заемщиками – строительными компаниями, предоставляя казахстанцам ипотечные займы на приобретение квартир в «замороженных» объектах, которые строительные фирмы будут достраивать. Такая схема, при полной возвратности государственных займов, по замыслу, поможет банкам значительно улучшить качество кредитного портфеля. Еще один социально важный момент программы заключается в том, что часть полученной от государства кредитной линии банки направят на понижение ставок по «старым» ипотечным займам до 10,5 – 12,5 проц. годовых. Это не коснется жилищных «спекулянтов». Льготой смогут воспользоваться только добросовестные плательщики по ипотеке, ранее получившие ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров, при условии отсутствия у них другого жилья, кроме «ипотечного». В свою очередь, государство будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости, с тем, чтобы обеспечивать им льготников, очередников и нуждающихся. Среди других мер, направленных на доступность, – предоставление акиматам права выкупа квартир у частных застройщиков по фиксированной цене. Поддержка МСБ, на которую в 2010 году государство дополнительно направляет 1 млрд. долл., коснется всех предприятий малого и среднего бизнеса. 70 процентов выделенных средств пойдут на рефинансирование текущих проектов бизнеса, 30 процентов – на запуск новых. Кредитоваться предприятия будут через коммерческие банки, при этом лимит финансирования одного проекта увеличивается с 3 до 5 млн. долл. Немаловажно, что при этом правительство и «Самрук-Казына» гарантируют стабилизацию ставок кредитования на докризисном уровне (не выше 14 проц. годовых) как по новым, так и по уже принятым программам по поддержке МСБ. Смысл всех этих мер, как подчеркивают в правительстве, – в снижении социальной напряженности, безработицы, стимулировании потребления. В этом плане развитие малого и среднего бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса. Второй важный момент поддержки МСБ в том, что государство со своей стороны сформирует дополнительный спрос. Предприятия малого и среднего бизнеса получат доступ к заказам государственных органов, госхолдингов и национальных компаний в рамках нового закона «О государственных закупках». Правда, госзакупки предполагают высокую планку требований. По этому поводу на Совете национальных инвесторов 21 ноября в 2009 году президент заметил, что государство будет «направлять госзакупки внутрь страны, в свою очередь бизнес должен отреагировать соответствующим качеством». Интенсивное развитие агропромышленного сектора правительство считает основой диверсификации экспорта и повышения занятости населения внутри страны. Первый блок инвестпроектов в сфере АПК ставит задачу решить проблемы роста внутренних цен на сельхозпродукцию. Он включает три крупных проекта: развитие сети тепличных хозяйств, расширение и модернизация сети овощехранилищ, внедрение новых технологий производства плодов и овощей на открытом грунте с системой капельного орошения. Второй блок инвестпроектов – развитие экспорта казахстанского мяса. Сегодня Казахстан не экспортирует мясную продукцию, при этом рынок соседней Казахстана импортирует ежегодно 2 млн. тонн мяса, в основном из Бразилии, Аргентины и Мексики. Казахстан мог бы увеличить объемы производства мяса при наличии экспортных рынков. Специалисты подсчитали, что если экспортировать в Россию хотя бы 500 тыс. тонн мяса (четверть ее годового импорта), то экспортная выручка составит 2,7 млрд. долл. Это больше, чем вся экспортная выручка Казахстана от реализации зерна. При этом никаких проблем с производством мяса в Казахстане нет, а главным условием выхода на казахстанский рынок является создание инфраструктуры экспорта, соответствующей принятым там твердым требованиям безопасности, и обеспечение стабильных поставок товарных партий мяса. По мясу запланировано три инвестпроекта: создание мощных откормочных площадок, проект по развитию сети убойных пунктов в сельских округах Акмолинской области и открытие современных мясоперерабатывающих комплексов. Это позволит отрасли соответствовать международным стандартам. Сегодня, по данным Минсельхоза, основная часть скота забивается «крестьянским» способом, а имеющиеся 440 убойных пунктов не соответствуют международным стандартам. В Казахстане также нет промышленных мощностей по производству так называемого «блочного» мяса и крупнокусковых нарезок в вакуумной упаковке для поставок на казахстанский рынок. Есть проект открыть два таких комбината в Щучинске и Костанае.

Третий блок агропрограммы – это развитие животноводства (формирование современной сети крупных ферм, развитие глубокой переработки тонкой шерсти, расширение сети современных птицефабрик).

Наконец, четвертый блок проектов связан с развитием логистики поставок и сервисного обеспечения агропромышленного комплекса. Первый пункт – увеличение пропускной способности порта Актау, второй – создание единой сети поставок запчастей (агротехмаркетов) и сборочных производств сельхозтехники. В общей сложности в модернизацию сельского хозяйства правительство направляет 2,9 млрд. долл. США через бюджет 2010 – 2011 годов и еще дополнительно 1 млрд. долл. – через холдинг «Казагро».

Таким образом, принятые антикризисные меры правительства нашего государства, нацелены на устранения негативных производственных тенденции и для дальнейшего развития экономики страны в условиях мирового кризиса.

 

11. Виды государственного антикризисного регулирования.

Антикризисное регулирование —это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Онз осуществляется на мезо-и макроуровне и предстзвляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творчески.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, с также разработке, принятие и осуществление мер. стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

5. правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы нз предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства:

6. методическое'? — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

7. информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое  и административное — применение эффективных мер и методов воздействия нз экономику с целью ее стабилизации;

8. организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника:

социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплзте пособий;

♦ кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисно му управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразовзние. кредитно-финзнсовые мехэнизмы, привэтизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

12. В ыгоды от антикризисного регу­лирования и управления предприятиями для каждого из участников данного процесса.

выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

Для экономической системы российского общества:

· формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;

· переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;

· разгосударствление и приватизация имущества предприятий;

· создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;

· высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;

· сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;

· рациональное и экономное использование природных ресурсов;

· формирование новой культуры делового общения.
Для государства:

· погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;

· возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;

· повышение экспортного потенциала страны;

· лучшее использование местных сырьевых ресурсов;

· формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

· совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;

· возможность для России учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.

Для населения:

· расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;

· повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;

· формирование новых ценностей и идеалов;

· влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;

· создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;

· развитие благотворительной деятельности.
Для кредиторов:

· получение шанса спасти свои деньги;

· снижение риска от невозвращения долга.

Для персонала предприятия-должника:

· создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;

· повышение культуры труда, улучшение его условий;

· усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;

· защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника:

· влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;

· создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

· повышение эффективности использования всех его ресурсов;

· защита от неблагополучных последствий конкуренции;

· предоставление возможности освободиться от бремени долгов;

· формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

· возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

· предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность;

· стимулирование инвестирования, не поощряя его непосредственно, но смягчая последствия неудач в ходе ведения бизнеса.

13. Влияние глобального экономического кризиса на экономику Казахстана.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, ПРОЯВИВШИЙСЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2008 ГОДА, ИЗМЕНИЛ СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО ЭТОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОЙ И КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. НАЧИНАЯ С ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА, С БАНКРОТСТВОМ ВЕДУЩИХ ИПОТЕЧНЫХ КОМПАНИЙ США И ИНВЕСТИЦИОННЫХ БАНКОВ, КРИЗИС ОБОЗНАЧИЛ СВОЕ ЯВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ КАЗАХСТАНА, ОБУСЛОВИВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ СТРАНЫ

За счет развитой банковской и финансовой системы, Казахстан оказался более подвержен последствиям мирового финансового кризиса, чем другие страны центрально-азиатского региона - Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Но виду того, что за последнее десятилетие Казахстан стал полюсом экономического роста всего центральноазиатского региона, последствия кризиса в республике отразились на экономике Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. Первые последствия мирового финансового кризиса в Казахстане связаны с возникновением проблем с субстандартными кредитами в США. В то время в Казахстане активно развивалось строительство. И иностранные банки, боясь, что ситуация с ипотечным кризисом США повторится в Казахстане и начнется невозврат по кредитам, перестали кредитовать казахстанские банки. И т.к. основным источником финансовых ресурсов были внешние заимствования, как следствие, казахстанские банки второго уровня не только не смогли продолжать кредитовать строительный и другие сектора экономики, но и отвечать по за-рубежным обязательствам; акции казахстанских банков стали падать в цене. И вскоре сумма долга банковского сектора выросла до $40 млрд.

Для погашения зарубежных долгов Казахстанские банки аннулировали все кредиты, а строительный сектор значительно сократил темпы своего роста. Т.к. сокращение возможностей отечественных банков по привлечению внешних финансовых ресурсов сказалось на сокращении кредитования внутренней экономики, в республике продолжала наблюдаться тенденция снижения ликвидно-сти банковской системы, усугубляемая значительными долгами. При этом ввиду резкого изменения цен на мировом рынке продовольственных товаров значительно усилилось инфляционное давление на экономику. Таким образом, глобальный дефицит ликвидности начал ока-зывать существенное влияние не только на банковский, но и на реальный сектор экономики.

Для устранения существующих уязвимостей казахстанской экономики и нивелирования последствий мирового финансового кризиса, в стране был разработан комплекс антикризисных мер.
Основными инструментами снижения последствий мирового финансового кризиса в Казахстане стали денежнокредитное ре-гулирование и антиинфляционная политика. Было принято решение об ограничении внешних заимствовании, налоговых послаблений, снижении резервных требований для банков, оказана необходимая помощь - денежная и административная - наиболее пострадавшим сферам экономики: долевому жилищно-строительному рынку, малому и среднему бизнесу и агропромышленному комплексу. Принимаются меры по обеспечению продовольственной безопасности и экспортно-импортного регулирования. В рамках выбранного курса для осуществления комплекса мер по поддержанию банковской ликвидности, экономики и сдерживанию инфляционных процессов принят «План совместных действий Правительства, Нацио-нального банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы». Разрабатывается пятилетний план форсированного индустриально-инновационного развития страны, в рамках которого создается карта индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы и схема размещения производственных мощностей. Обозначены семь направлений, по которым будет вестись активная работа - агропромышленный комплекс и сельскохозяйственная переработка, строительная индустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры. Ра-бота по выбору других направлений пока не завершена.
Реализуется проект «Дорожная карта», на-правленный на достижение целей стратегии региональной занятости и подготовки кадров, ускоренного развития агропромышленного комплекса, реализации второго направления программы «30 корпоративных лидеров Ка-захстана», индустриальных и инфраструктурных проектов.
Завершился первый этап и ведется работа по подготовке очередного этапа реализации Стратегии «Казахстан - 2030». В связи с изменением внутренней и внешней конъюнктуры по поручению Главы государства разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Республики Казах-стан до 2020 года, которая будет максимально адаптирована к новому этапу развития страны и сможет достойно отвечать на современные экономические и политические вызовы. Таким образом, кризис оказал существенное влияние на экономику Казахстана, ограничив сформировавшиеся тенденции роста.

 

14. Виды экономических циклов. Характеристика циклов Китчина, Жюгляра, Кузнеца, Кондратьева.

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

- столетние циклы, длящиеся 100 лет и более;

- длинные или циклы Кондратьева, продолжительность которых составляет 40- 60 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят, когда совпадают точки максимума спада деловой активности длинноволнового цикла и классического. Примерами таких кризисов могут служить кризис 1873 г., великая депрессия 1929 – 1933 гг., стагфляция 1974 – 1975 гг. «Длинные волны» не являются колебаниями: кризисы в «большой волне» не обязательно отражают абсолютное падение производства. Это изменение темпов роста вокруг долговременных тенденций. Фазы «длинных волн»: восстановление, длинный подъем, большой кризис. Смена одной «длинной волны» другой – это переход от одного технологического способа производства к другому, включающий качественные в рабочей силе и системе образования, коренные новации в организационно-экономических отношениях волны» другой – это переход от одного технологического способа производства к другому, включающий качественные в рабочей силе и системе образования, коренные новации в организационно-экономических отношениях, структурную революция в сфере управления. Циклы Кондратьева связаны с открытиями или с важными техническими нововведениями и их распространением.

- средние или классические циклы (деловые или бизнес-циклы). Первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825г., а с 1857г. такие кризисы стали мировыми. В период до Второй мировой войны продолжительность этих циклов составляла 10-12 лет, а в настоящее время - 5-8 лет. Наиболее точно деловые циклы – колебания инвестиционных расходов, ВВП, инфляции и безработицы – описывает модель циклических колебаний Жюгляра;

- циклы С. Кузнеца занимают промежуточное положение между «длинными волнами» и среднесрочными циклами. Они связаны с долгосрочным накоплением факторов производства и имеют период 15 – 23 года.

- короткие или циклы Китчина продолжительностью 2 - 4 года – состоят в нарушениях и восстановлениях равновесия рыночных спроса и предложения на потребительские товары. Отклонения от него могут быть краткосрочными и длительными. Краткосрочные отклонения устраняются моментально: или поступлением товара со склада в торговлю, или задействованием резервных мощностей производства. Длительные отклонения преодолеваются в течение 3 – 4 лет путем перепрофилирования производства на выпуск пользующихся повышенным спросом потребительских благ или создания дополнительных производственных мощностей для их выпуска. Каждый цикл завершается новым равновесием при уже измененных пропорциях в спросе на потребительские товары. Циклы Китчина связаны с движением запасов, изменениями в банковском клиринге и оптовых ценах.

Все вышеназванные циклы связаны с инвестициями и опираются на три лаговых процесса: цикл Китчина связан с разрывом во времени между выделением инвестиций и вводом новых средств труда; цикл Жугляра – с разрывом во времени между вводом и выбытием активной части средств труда; циклы Кузнеца (в основном) и Кондратьева связаны с разрывом во времени между вводом и выбытием пассивной части средств труда. При этом цикл Китчина зависит от динамики чистых инвестиций, а циклы Жугляра, Кузнеца и Кондратьева – от валовых инвестиций, связанных с обновлением капитала.

15. Реабилитационная процедура в конкурсном производстве.

Статья 6. Возврат имущества и признание
недействительными сделок должника

1. Сделки, совершенные должником до признания его банкротом, должны быть признаны недействительными:
1) при наличии оснований, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан;
2) по заявлению уполномоченного органа, кредиторов, реабилитационного или конкурсного управляющего, если сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после возбуждения дела о банкротстве влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;
3) (исключен - Законом РК от 05.07.2008 N 60-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Требования настоящего пункта не относятся к сделкам секьюритизации.
2. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам, за период в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от лиц, получивших это имущество безвозмездно, по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований в ущерб интересам кредиторов.
3. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать возврата имущества должника, переданного им за период до трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения в ущерб интересам других кредиторов. В этом случае права кредиторов обеспечиваются по правилам настоящего Закона.
4. По основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, может быть истребовано имущество, переданное в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве
служащим (работникам), участникам хозяйственного товарищества, руководителю несостоятельного должника.
Правила об истребовании имущества, установленные настоящим пунктом, распространяются и на случаи передачи имущества супругу, родственникам по прямой нисходящей и восходящей линиям.
5. При осуществлении своих полномочий реабилитационный или конкурсный управляющий вправе предъявлять, помимо предусмотренных настоящей статьей, иски по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан, направленные на возврат имущества должника.
6. При невозможности истребования имущества в случаях, предусмотренных настоящей статьей, в связи с его утратой, порчей либо последующим его добросовестным приобретением третьими лицами первоначальные приобретатели истребуемого имущества несут ответственность перед должником по возмещению возникших в связи с этим убытков в пределах стоимости утраченного, испорченного либо добросовестно приобретенного третьими лицами имущества.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 01.07.1998 N 256; от 11.07.2001 N 239; от 10.01.2006 N 115 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 20.02.2006 N 127 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 05.07.2008 N 60-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: