Индикаторы качества жизни

· Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) /среднеарифметическое 3 индексов: ожидаемая средняя продолжительность жизни, уровень образования, ВВП на душу нас./

· Индекс интеллектуального потенциала общества: уровень образования и состояние науки

· человеческий капитал на душу населения;

· соц. напряженность и др.

· коэффициент жизнеспособности

38. Последствия экономического роста. Проблема границ экономического роста.

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Последствия экономического роста заключаются в повыше­нии жизненного уровня населения. Экономический рост жела­телен, он дает возможность обществу потреблять больше реаль­ного материального продукта и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ, повышая, таким образом, реальный уровень жизни. Повышение уровня жизни посредст­вом экономического роста находит выражение:

· • в увеличении свободного времени. Досуг — одно из жизнен­ных благ.

· росте среднедушевых доходов и снижении дифференциации по доходам.

· • улучшении качества и росте разнообразия благ.

ЭР позволяет прогнозировать перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с загрязнением окружающей среды без сокращения производства общественных благ.

Однако помимо выгод ЭР ведет к серьезным издержкам для отдельного человека и общества в целом. К негативным последствиям ЭР относятся: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, глобальная неустойчивость, качество жизни?!, трудоголизм. Сам по себе экономический рост не решает социально-экономические проблемы.   

Проблема границ ЭР

Казалось бы, чем выше темпы роста, тем лучше, но в данном случае может иметь место дисбаланс между накоплением (направлением средств на инвестиции) и потреблением, когда производство развивается ради производства. Кроме того, бурный рост производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды, к нарушению баланса между человеком и природой и к другим нежелательным последствиям. В результате возникла концепция «нулевых темпов роста» ВВП на душу населения с тем, чтобы избежать всех этих негативных последствий.
Предложение о «нулевых темпах роста» оказало большое влияние на умы ученых и политиков и заставило задуматься об оптимальных темпах роста для различных групп стран.
Довольно продуктивной является идея о разработке оптимальных темпов роста применительно к особенностям определенного этапа развития той или иной страны, ее конкретных социально экономических целей и задач и многого другого. Например, для слаборазвитых «догоняющих» стран темпы роста должны быть более высокими (практика свидетельствует, что это 7—10—17% в год), для высокоразвитых стран (постиндустриальных), решающих совершенно другие задачи социального развития, темпы роста в количественном выражении могут быть ниже (2—3%). Важно, чтобы эти темпы роста обеспечивали решение тех социальных и экономических задач, которые стоят перед страной, как в настоящем, так и в будущем, т.е. обеспечивали сбалансированное, пропорциональное развитие накопления и потребления, как для нынешнего, так и для будущих поколений.

 

Экономический рост: Россия

20-26% - интенсивные факторы ЭР, СССР 50-е гг. ХХ в. ­ с/х продукции только за счет освоения новых земель

Дисбалансы:

• с/х и промышленность

• Региональные

• Инфраструктура:

-транспортная (дефицит автотрансп. инфрастуктуры®потери ВВП @ 1 трлнрубл. в год) (!? США, Германия 1930-е гг.)

- газ, энергетические мощности, социальная

• Ориентация на нефтегазовый сектор ® потеря авиа- и автомобилестроения

• Затраты к°на НИОКР = 0,5% выручки (Китай -5%)

• Демографическая проблема….



Условия ЭР в России

• дефицит государственного бюджета

• низкий уровень сбережений

• износ оборудования

• низкая эластичность предложения

• нехватка свободных капиталов

• миграция капитала (?!)

 

39. Потенциальный ВВП и факторы его определяющие.

ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства.

Потенциальный ВВП --максимально возможный объем производства в определенное время. Он зависит от предельной производительности редкого ресурса. Для разных стран редкий ресурс разный. В странах Европы и США – энергоносители.

Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности могут быть намного выше реальных.

Потенциальный ВВП зависит от объёма факторов производства. Объём валового профита зависит от объёма труда, капитала, природных ресурсов и уровня технического прогресса, информация, предпринимательские способности.

 

40.  Фиаско рынка как предпосылка экономической роли государства.

$ проблемы, противоречия (?) ® Необходимо координировать и регулировать? Кто? Государство как регулятор? Почему? Институты: рыночные и нерыночные.

Фиаско рынка — крах рынка, не работают рыночные механизмы, это рыночная ситуация, когда равновесие на рынке, возникшее в процессе взаимодействия агентов (обмен, торговля, производство), не является эффективным по Парето. Фиаско рынка: социальная справедливость, безработица, конкуренция Þ монополизация, внешние эффекты ((экстерналии) -это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. -отрицательные ВЭ возникают в случае, если деятельность одно ЭА вызывает издержки для других,-положительные ВЭ возникают в случае, если деятельность ЭА приносит выгоды другим

общественные блага. / Важнейшей причиной того, что государство вынуждено вмешиваться в экономику, является наличие (наряду с частными) общественных благ.Чисто общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении.Проблема «безбилетника»: Потребители получают выгоду от ЧОБ независимо от вклада на покрытие издержек - Люди стремятся вносить вклад меньший, чем получаемая ими выгода - Объем ЧОБ меньше эффективного.

На деле чисто общественные блага встречаются крайне редко, они обычно имеют смешанный частно-общественный характер и частично реализуется на рынке (например, образование)

Общественные блага, как правило, предоставляются гос-вом за счет средств налогообложения. Если эти блага предложить через рынок, то не произойдет повышения уровня производства, потому что в случае неисключительности рыночный механизм не работает, рынок в этом случае терпит фиаско.

Ò Фиаско рынка Þ необходимость государственного регулирования рыночной экономики Þ фиаско государства

Ò $ «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА

Ò Внутренняя неэффективность механизма предоставления ОБ

Ò Давление электората

Ò Лоббирование

Ò Поиск политической ренты

Бюрократия (оппортунистическое поведение чиновников)

 

41. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики. Функции государства.

Экономические функции государства:

1.Обеспечение правовой и социальной, институциональной среды эффективного функционирования рынка. Пояснение: Любая экономическая система, прежде всего, должна начинаться с правовой базы и правовой оболочки, то есть среды, в которую эта рыночная экономика приходит. Правовая база должна применяться в рыночной экономике. Институт – психология, этика, традиции, предпринимательство и т.д. Институты должны быть зрелые.
2. Поддержание конкуренции. Пояснение: Надо рассказывать все, что знаете о конкуренции. Конкуренция является «дрожжами» рыночной экономики
3. Перераспределение дохода и богатства. Пояснение: «Стыдно ли быть богатым? Стыдно ли быть бедным?».
4. Перераспределение ресурсов Контроль за уровнем занятости и инфляции.
5. Стимулирование экономического роста. Проведение эффективной внешней экономической политики.
Пояснение: Все здесь имеет большое значение. Грамотная внешняя политика дорогого стоит.
Функции государства: главная и наиболее общая – корректировка и поддержание работоспособности рыночного механизма. Вторичная функция – создание и поддержание в работоспособном состоянии инфраструктуры для рыночной экономики (т.е. создание работоспособного института прав собственности, поддержка правопорядка, финансирование государством части транзакционных издержек). Следующими важнейшими функциями государства являются «цели второго уровня», являющиеся подгруппой главных целей. К целям второго уровня относят 1) свободное развитие общества, 2) правовой порядок, 3) внешняя и внутренняя безопасность. Вышеперечисленные функции составляют рамочные условия для рынка.

Рамочные условия – это те пределы, в которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

Ò XXI век: функции государства меняются

Ф. Фукуяма «Сильное государство» (!?)

Ò Фиаско рынка Þ необходимость государственного регулирования рыночной экономики Þ фиаско государства Þ

Кейнсианство: за всестороннее вмешательство государства в экономику, поощрение «совокупного спроса»

Ò Неоавстрийская школа

Людвиг фон Мизес (1881-1973) сформулировал основные постулаты: частная собственность, свобода, мир, равенство индивидов как личностей при неравенстве доходов, индивидуализм, демократия. Государство должно ограничиваться соблюдением перечисленных принципов

Ò Конец ХХ века

Ò ориентация на человека

Ò развитие общества на основе внутренних стимулов

Ò совершенствование рыночного хозяйства не путем прямого вмеша-тельства государства в экономику, а через косвенное влияние на институциональную структуру общества

ÞУстановление «правил игры»:

Ò правовая среда (законы, стандарты, правила и т.п.)

Ò государственные институты и организации (суды, арбитраж, полиция, ЦБ и др.)

Ò формирование экономического климата - налоги, субсидии, нормы амортизации...

 

 

42. Эффективность экономической политики государства.

Эффективность МЭП:

Ò Противоречивость целей

Ò Проблема цели и средства

Ò Временные лаги принятия решений:

Ò - внутренние

Ò - внешние

 


 


1 - сдерживающая политика (рестриктивная)

2 - стимулирующая политика (расширительная)

Ò изъяны («провалы») государства

Ò «Идеальная» (оптимальная) МЭП

Я. Тинберген «Теория экономической политики» (1952)

1. Формулировка главных целей, которые желательно достичь Т

2. Определение целевых показателей, в которых можно выразить цели.

3. Подбор инструментов, которыми располагает правительство I

SТ < I

 

43. Макроэкономическая политика государства: основные направления, инструменты, конфликт целей.

Макроэкономическая политика - Совокупность мер по регулированию эконом. Процессов.

СУБЪЕКТЫ: Государство и его институты, Союзы (профессиональные, предпринимателей...), Партии, СМИ, Хоз. субъекты

ЦЕЛИ: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов, экономическая безопасность, равновесие платежного (торгового) баланса, экономическая свобода, охрана окружающей среды.

Ò Цели МЭП в России

Общие: формирование рыночного механизма (создание института частной собственности, обеспечение социального равновесия)

Конкретные: создание эффективной правовой системы, финансовая стабилизация, решение проблемы государственного долга, решение социальных проблем, создание условий конкурентоспособности предприятий...

 

ИНСТРУМЕНТЫ: Деньги и налоги

Направления МЭП: Финансовая политика, Кредитно-денежная политика, Конъюнктурная, Антиинфляционная, Антициклическая, Научно-техническая политика, Структурная | Антимонопольная, Региональная | Социальная, Внешнеэкономическая

Кейнсианство: за всестороннее вмешательство государства в экономику, поощрение «совокупного спроса»

Ò Неоавстрийская школа

Людвиг фон Мизес (1881-1973) сформулировал основные постулаты: частная собственность, свобода, мир, равенство индивидов как личностей при неравенстве доходов, индивидуализм, демократия. Государство должно ограничиваться соблюдением перечисленных принципов

Ò Конец ХХ века

Ò ориентация на человека

Ò развитие общества на основе внутренних стимулов

Ò совершенствование рыночного хозяйства не путем прямого вмеша-тельства государства в экономику, а через косвенное влияние на институциональную структуру общества

ÞУстановление «правил игры»:

Ò правовая среда (законы, стандарты, правила и т.п.)

Ò государственные институты и организации (суды, арбитраж, полиция, ЦБ и др.)

Ò формирование экономического климата - налоги, субсидии, нормы амортизации...

$ «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА

Ò Внутренняя неэффективность механизма предоставления ОБ

Ò Давление электората

Ò Лоббирование

Ò Поиск политической ренты

Бюрократия (оппортунистическое поведение чиновников)

В ходе практического осуществления экономической политики возникают проблемы с достижением поставленных целей. Это связано, во-первых, с тем, в обществе всегда существуют различные представления о целях. Во-вторых, практика показывает, что выполнение одной цели способно затормозить выполнение другой или даже сделать это невозможным.

Кофликты целей:

Конфликт «занятость-цены» - возможно ли достижение полной занятости и одновременно обеспечение стабильности цен? Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. Что неизбежно приводит к повышению цен. Что может привести к инфляции.

Конфликт «занятость и внешнеэкономическое равновесие» - рост занятости ведет к повышению оплаты труда и следовательно, к инфляции. Для экономики страны эта взаимосвязь между ростом занятости и усилением инфляции приводит к дополнительным проблемам. От уровня ценности национальной валюты зависит соотношение международных расчетов, отражаемых в платежном балансе. При снижении курса валюты, в международном сравнении труд становится дешевле. В итоге страна выигрывает на экспорте, потому что цена продукции становится ниже. Одновременно страна начинает терять в области импорта, потому что зарубежная валюта дороже, а, значит цены выше.

Конфликт «экономический рост-окружающая среда». Эти цели находятся в противоречии.

44.  Социальная политика государства.

Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений.

Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие:
1.Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, соверш-ние трудовых качеств работника. Функция: Активная. Объект: Экономически активное N
2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения. Функция: защитная. Объект: Наиболее нуждающиеся, экономически незащищенные слои N
3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предсавление «натурльных» услуг через стсиемусоц инфраструктуры. Функция: Конструктивная. Объект: Все слои насления

 

45. Финансовая система: ее элементы и принципы построения.

ФИНАНСЫ - широко: это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов

Субъекты: государство (его институты), предприятия (фирмы), население, административно-территориальные единицы (федерация, земли....)

Финансовая система - совокупность всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов: государственные финансы, финансы хоз.субъектов, финансы домашних хозяйств (населения).

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Ее понимание отражает два аспекта. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью доходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой. Во-вторых, подразумевается регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Данный вид мер называют бюджетной политикой. Финансовая политика - процесс функционирования ФС для выполнения определенных целей на уровне государства:1)регулирование посредством налогов,2)регулирование бюджетных процессов. Гос финансовая система состоит: сов-ть бюджетов всех уровней (федер, админ ед, местнорг власти), внебюджетные фонды (соц страхования, фонды личного и имущественного страхования), валютные резервы гос-ва, ден фонды предприятий. В общем виде выделяются финхоз субъектов, фин населения и гос. Госфин формируют централь­ную часть всей фин системы, а ведущим звеном финансов гос-ва является гос (федеральный) бюджет (план доходов и расходов гос-ва). Именно с его помощью гососущ-т, в основном, территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового нац про­дукта.системы. Так, прав-во полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, — расходах на оборону, космос, внешних сношениях гос-ва. Местные органы власти финансируют развитие школ, охра­ну общественного порядка и т. п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в гос (федеральный) бюджет. Принципы построения: принцип полноты, единства, отчетности, гласности, достоверности (правдивости), прозрачности(движение всех потоков должно быть прозрачным).

 

46. Государственный бюджет: основные статьи доходов и расходов. Дефицит и профицит бюджета. Способы покрытия дефицита бюджета.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Государственный бюджет: * основной финансовый план государства,*централизованный фонд денежных средств,*инструмент перераспределения НД,*баланс доходов и расходов за опред. Период.

Функции ГБ: перераспределение НД, гос. регулирование и стимулирование экономики, стимулирование НТП, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использование ЦФДС.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Н
Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд — и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы.

Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет:ДОХОДЫ (налоги и неналоговые поступления), РАСХОДЫ (оборона и в/п, социально-экономические, гос. управление, охрана правопорядка, % по гос. долгу)

25-45% поступлений в ГБ - подоходный налог с населения

Бюджетный дефицит / профицит - превышение расходов над доходами / наоборот (Что лучше?)

Природа дефицита госбюджета различна:*Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;*Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)в стране.

Покрытие б.д.: государственные займы (гос. ценные бумаги), денежная эмиссия, сокращение расходов?!, не платить.Можно покрывать дефицит за счет резервов.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов.Теория Дж. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике.

 

47. Налоги: сущность и функции. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая А. Лаффера.

Налоги - обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством с физ. и юрид. Лиц,!!? изъятие средств без встречной услуги

Принципы построения НС: Обязательность, Стабильность (устойчивость), Равнонапряженность, Удобство, Простота изъятия, Однократность изъятия, Добровольность?!, Внешний эффект?!













Элементы налога

• объект: имущество, доход, сделка

• субъект: физ. / юрид. лицо

• источник: фонд / средства, из кот.выплачивается налог

• единица обложения - основа измерения объекта н/обложения (натуральная или денежная)

• ставка Н - размер Н на единицу обложения

налоговая льгота - полное или част.освобождение от Н (необлагаем. Min

Функции налогов. Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.
*фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;
*регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
*социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов:ПРЯМЫЕ – Реальные (поземельный, подомовой, промысловый) и Личные (на доходы, на имущество, подушный) – и Косвенные (НДС, Акцизы, Таможенные пошлины)




Налоговая система

• 2 звена: гос. и местные налоги

• 3 звена: гос. (федеральные); Н, закрепленные за бюджетом членов Федерации, местные

25-45% поступлений в ГБ - подоходный налог с населения

Налоговые ставки: твердые (не зависят от размера дохода), пропорциональные, регрессивные

Россия: предприятия Þ налог на прибыль Þ 24%, физ. лица Þ подоходный налог Þ 13%,?! транспортный налог (­….).

Налоги — это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками.

Кривая Лаффера. Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера.
При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

 

48. Бюджетно-налоговая политика государства. Дискреционная бюджетно-налоговая политика. Встроенные стабилизаторы.

Бюджетно-налоговая политика государства - манипулирование ГБ для достижения поставленных целей. Дискреционная - проводимое по решению правительства изменение доходов и расходов ГБ с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Основные инструменты: изменение объема гос. закупок (G), изменение суммы подоходного налогообложения (Т).Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Стимулирующая НБП (DG) см. фото

Мультипликатор G k = DY / D G  , k = 1/ (1 - MPC) = 1/MPS, гдеk — мультипликатор государственных расходов; ΔY — прирост доходов (прирост национального продукта); ΔG — прирост государственных расходов; МРС — предельная склонность к потреблению, AE- совокупные расходы, MPS – предельная склонность к сбережению DY = [1/ (1 - MPC) ]· D G = [1/MPS] · D G,­GÞ­AD Þ­ Y Þ­ CÞ­ AD Þ­ Y ит.д.

Сдерживающая ФП (DG) см. фото Стимулирующая БНП (DT), Мультипликатор T k = DY / D T,k = -MPC/ (1 - MPC) = -MPC/MPS,DY = [-MPC/(1 - MPC)] ·D T = -[MPC/MPS] · D T. Сдерживающая БНП (DT) см. фото Инструменты БНП

Теорема Хаавельмо ( G, сопровождаемое ­Т (для балансирования бюджета), вызовет ­Y на ту же самую величину Þ

мультипликатор сбалансированного бюджета = 1, Это не зависит от МРС

Недискреционная - автоматическое изменение колебаний Y и занятости за счет: системы прогрессивного н/о Þ t= T/Y Þ T = t•Y, системы пособий по б/р, t- предельная налоговая ставка

Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы) предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики. Мультипликатор с налоговой ставкой (встр. стабилизатор) 1. гос. Расходов:k = 1/ [1 - MPC(1-t)] ÞDY = {1/ [1 - MPC(1-t)] }·DG,2. Налоговый:kt= -MPC/ [1 - MPC(1-t)]  DY = {-MPC /[1 - MPC(1-t)]} ·DTa

49. Мультипликатор государственных расходов.

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Мультипликатор G k = DY / D G,k = 1/ (1 - MPC) = 1/MPS, где k — мультипликатор государственных расходов; ΔY — прирост доходов (прирост национального продукта); ΔG — прирост государственных расходов; МРС — предельная склонность к потреблению, AE- совокупные расходы, MPS – предельная склонность к сбережению, C-потребление DY = [1/ (1 - MPC) ]· D G = [1/MPS] · D G,­GÞ­AD Þ­ Y Þ­ CÞ­ AD Þ­ Y ит.д.Изобразим механизм его действия на кейнсианском кресте (рис. 19.1).

Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1 = Y).а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Как видно на графике, небольшое увеличение государственных расходов (с G. до G2) вызывает больший рост как совокупных расходов (с AEt до АЕ2).так и национального дохода (с NI| до Nb, с Y1 до Y2).

Мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика относится поэтому к мерам косвенного воздействия на величину ВНП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

 

50. Налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор — отношение из­менения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.



Мультипликатор T

k = DY / D T

k = -MPC/ (1 - MPC) =

-MPC/MPS

DY = [-MPC/(1 - MPC)] ·D T = -[MPC/MPS] · D T

 

Мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика относится поэтому к мерам косвенного воздействия на величину ВНП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

 

51. Спрос на деньги и предложение денег.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

Деньги: наличные, безналичные (векселдь, банкнота, чек) Þ новые финансовые активы Þ денежные агрегаты (денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты, краткосрочные государственные ценные бумаги и др.)

Спрос на деньги -это объем кассовых остатков, который экономические субъекты желают держать при определенных условиях..

Спрос на деньги зависит от размера получаемых доходов и альтернативных издержек владения этими доходами, прямо связанных с процентной ставкой.

Факторы, определяющие MD: Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращении денег в движении доходов, которая определяется как: Количественная теория спроса на деньги (И. Фишер) MvºPTÞMV=PY- это уравнение обмена

 

  • М — количество денег в обращении;
  • V — скорость обращения денег;
  • P — абсолютный уровень цен;
  • Y — реальный объем производства.

Если преобразовать формулу этого уравнения следующим образом

то мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отншению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dм — величину спроса на деньги, то получим

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:

  • от абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
  • от уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются и реальные доходы населения, а значит людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
  • от скорости обращения денег, все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут воздействовать и на спрос на деньги.

 

Существует несколько подходов к объяснению спроса на деньги:

1. Неоклассический подход – спрос на деньги определяется объемом национального производства и скоростью обращения денег.

2. Кейнсианский подход выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: 1) трансакционный мотив (для текущих сделок); 2) мотив предосторожности (на случай непредвиденных обстоятельств в будущем); M = kPY

3) спекулятивный мотив (для повышения доходов в будущем, например за счет колебания цен на ценные бумаги). M = L(i)

Суммарный спрос на деньги: MD= kPY + L(i)

 

Предложение денег:

ДЕНЕЖНАЯ МАССА - общий объем находящихся в обращении общепринятых платежных средств

MS = Cur + Dep

Источники MS: Центральный банк и Коммерческие банки, создающие кредитные деньги

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют также монетарной или денежной базой, поскольку они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:

МВ = С+R, где R – резервы банка.

Тогда предложение денег имеет вид   ,где m – денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):

Таким образом, предложение денег прямо зависит от денежной базы и денежного мультипликатора.

Рис. 2. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики

Графически функция предложения денег имеет три графика (рис. 31.2):

1) ЦБ контролирует денежную массу страны (при монетарной политике, направленной на поддержание М=const);

2) ЦБ контролирует ставку процента (при гибкой денежно-кредитной политике, когда i=const);

3) ЦБ ничего не контролирует (допускаются изменения и массы денег в обращении, и ставки процента).

 

52. Модель равновесия на денежном рынке. Формирование уровня процента.

Сравнивая спрос на деньги и предложение, находим равновесие денежного рынка (рис. 31.3). Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет равновесную ставку процента, т.е. альтернативную стоимость хранения не приносящих проценты денег.

 

В целом денежный рынок может иметь следующее графическое отображение

На рис. точка Е на­ходится на пересечении кривых спроса и предло­жения денег и определяет «цену» равновесия на де­нежном рынке. Это равно­весная ставка процента, то есть альтернативная стои­мость хранения не прино­сящих проценты денег.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

Если предложение денег выросло, то

• график предложения денег перемещается вправо;

• при неизменном спросе на деньги равновесная ставка про­цента снижается.

При уменьшении предложения денег будут происходить об­ратные процессы.

Если спрос на деньги вырос, то:

1) кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;

2) при неизменном предложении денег процентная ставка по­вышается.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложе­нии будут происходить обратные явления.

 

53. Инструменты кредитно-денежной политики государства. Особенность проведения кредитно-денежной политики в России в современных условиях.

КДП - это совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых ЦБ воздействует на параметры равновесия денежного рынка - MS и процентную ставку (%)

Методы КДП

Прямые: директивы ЦБ

Косвенные: воздействуют при помощи рыночных механизмов (изменение норматива обязательных резервов, процентная политика ЦБ, операции на открытом рынке)

Общие: влияют на денежный рынок в целом, являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные: регулирование конкретных видов кредита, имеют в основном директивный характер

Инструменты: деньги и налоги

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований». Банковский резерв (R) - это фиксированная «незадействованная» часть депозитов. Норма обязательных резервов - это отношение между размером резервов и выданными обязательствами по вкладам (rr = (RRes/Dep) • 100%).

Денежный мультипликатор:

ДЕНЕЖНАЯ МАССА: MS = Cur + Dep (Cur – наличность, Dep – депозиты)

Денежная база - общий запас наличных денег (банкнот и монет)

MB = Cur + Res (Res – резервы КБ, хранящиеся в ЦБ)

Ms / MB = (Cur + Dep) / (Cur + Res)

Процентная политика ЦБ, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирования средств ком.банков в ЦБ. ЦБ –3-10%-- Сектор коммерческих банков –5-12%-- Небанковский предпринимательский сектор

Операции на открытом рынке

- это операции ЦБ по купле - продаже государственных облигаций (долговых обязательств) на вторичном рынке.

курс цен.бумаг = доходность / %

ЦБ покупает пакет гос. ц.б.: Следовательноратсет курс ц.б. (доходность - const) следовательно уменьшается % следовательно растут кассовые остатки (Cur), денежная база, ДМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: