Заготовительная операция правка, как она выполняется для толстых и тонких листов металла); грунтовка. Правила выполнения этих операций

Перед различными заготовительными операциями

(нарезание резьбы, сварка и др.) необходимо места соединений

очистить от грязи, окалины, ржавчины, грунтовки или окраски и др.

Для этого используются:

а) стальные щетки;

б) наждачная бумага;

в) от жировых загрязнений очищают с помощью щелочного раствора составом: жидкое стекло – 4545 г/л и тринатрийфосфат – 50 г/л. Поверхность в течение 2 минут выдерживают при температуре 70-75ºС в этом растворе.

При более тщательной очистке используется процесс травления. Для этого применяются растворы H2SO4 или HCl или 2%-ый раствор HCl.

Также для очистки используют пескоструйный способ, при помощи которого стальным листам предают шероховатость (для наилучшего сцепления грунтовки и краски). Недостаток пескоструйной очистки – большая запыленность воздуха. Данный недостаток можно исключить если:

1) заменить кварцевый песок металлическим;

2) использовать гидроструйную и гидропескоструйную обработку.

 

Коррозионно-стойкие грунтовки – например, Грун ГФ-021 (серого или тёмно-вишнёвого или тёмно-коричневого цвета цвета). Защита металла от атмосферной коррозии не менее 6 мес. Огрунтовывают секции отопительных радиаторов, дефлекторы, и др. Грунтовка наносят: кистью; пульверизатором; безвоздушным распиливанем; путём окунания изделия в ванну с грунтовкой и др. способами.

правка металла

Она необходима, если при транспортировке трубы, фасонные детали из них и листовой металл подверглись деформации, на поверхности появились коробления, рваные края и вмятины. Для их устранения выполняют операцию – правка. Ее производят в холодном или горячем состоянии. Металлические листы правят вручную. Для этого тонкие листы укладываются на ровную поверхность выпуклостью вверх.Толстые листы металла правят в холодном или горячем состоянии в зависимости от размера коробления. Принцип правки такой же, как и у тонких листов.

Для труб больших диаметров неровности выправляют при помощи домкратов. Процесс выпрямления металла и труб называют также рихтовкой.

Предельную грузоподъемность грузозахватных приспособлений указывают на специальном клейме. В процессе монтажа производят их подекадный осмотр с занесением результатов осмотра в журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары.

 

Правила фальцевого соединения картин для изготовления звеньев воздуховодов для систем вентиляции и кондиционирования воздуха (картина и Царг). (Смотри: Электронный конспект).

Фальцы на воздуховодах при любой толщине металла и способе изготовления должны выпол-няться с отсечкой.

Фальцевые швы должны иметь одинаковую ширину по всей длине и должны быть равно-мерно плотно осажены.

В фальцевых воздуховодах, а также в картах раскроя не должно быть крестообразных соедине-ний швов.

На прямых участках воздуховодов прямоугольного сечения при размере стороны сечения более 400 мм для повышения жесткости следует выполнять зиги с шагом от 200 до 300 мм по периметру воздуховода или диагональные перегибы (зиги). При размере стороны сечения более 1000 мм, кроме этого, необходимо предусматривать наружные рамки жесткости.

Швы на торцах должны быть надежно закреплены точечной сваркой или заклепками.

Монтаж фланцевого соединения стального трубопровода (расположение болтов, гаек и прокладок во фланцевых соединениях трубопроводов, перпендикулярность приваренных фланцев), где сварщик ставит отметку о выполненном сварном шве. (Смотри: Электронный конспект).

При выполнении фланцевого соединения трубных деталей необходимо соблюдать требования ТКП 45-1.03-85-2007/1/:

1. Фланцы соединяются с трубами сваркой.

2. Отклонения линейных размеров собранных узлов не должны превышать 3 мм при длине до 1 м и 1 мм на каждый последующий метр.

3. Отклонение от перпендикулярности приваренного к трубе фланца по отношению к оси трубы допускается до 1 % наружного диаметра фланца, но не более 2 мм.

4. Не допускается утопленность головок болтов и гаек в отверстия фланцев.

5. Головки болтов следует располагать с одной стороны соединения.

6. На вертикальных участках трубопроводов гайки необходимо располагать снизу.

7. Концы болтов не должны выступать из гаек более чем на половину диаметра болта или три шага резьбы.

8. Конец трубы, включая шов приварки фланца к трубе, не должен выступать за зеркало фланца.

9. Прокладки во фланцевых соединениях не должны перекрывать болтовых отверстий.

10. Установка между фланцами нескольких или скошенных прокладок не допускается.

11. Отклонения линейных размеров собранных узлов не должны превышать 3 мм при длине до 1 м и 1 мм на каждый последующий метр.

Сварные соединения деталей трубопроводов, работающих под давлением, с толщиной стенки 6 мм и более подлежат маркировке (клеймению), позволяющей установить фамилию сварщика, выполнившего сварку. Система маркировки указывается в ПТД. Необходимость и способ маркировки сварных соединений с толщиной стенки менее 6 мм устанавливаются требованиями ПТД. Способ маркировки должен исключать наклеп, подкалку или недопустимое утонение толщины металла и обеспечить сохранность маркировки в течение всего периода эксплуатации изделия.

Если все сварные соединения данного изделия выполнены одним сварщиком, то маркировку каждого сварного соединения можно не производить. В этом случае клеймо сварщика следует ставить около фирменной таблички или на другом открытом участке детали и место клеймения заключить в рамку, наносимую несмываемой краской. Место клеймения должно быть указано в паспорте детали.

Если сварное соединение выполнялось несколькими сварщиками, то на нем должны быть поставлены клейма всех сварщиков, участвовавших в его выполнении.

1) ≥50 мм от зачистки изоляции/ окраски.

2) для ПИ-труб – ≥ 200 мм от сварного шва

 

Способы соединение звеньев воздуховодов (фланцевые и бесфланцевые) и основные элементы этих соединений. Расстояния между креплениями на воздуховодах для различных способов соединения и поперечных сечений (Смотри: Электронный конспект и /1/).

Фланцы из углового проката. При соединении круглых элементов воздуховодов фланцы изготавливаются для воздуховодов диаметром до 280 мм включительно в заводских условиях из листовой стали толщиной 3 мм методом штамповки или плазменной резки; для воздуховодов диаметром от 315 до 800 мм включительно — из стандартного углового проката 25 х 25 мм с толщиной полок 3 мм; для воздуховодов диаметром от 900 мм и выше — из стандартного углового проката 32 х 32 мм с толщиной полок 3 мм (рис. 2.24). Во всех случаях во фланцах вырубаются отверстия под соединительные

болты.

Фланцы из профилированной оцинкованной ленты для соединения прямоугольных воздуховодов производят преимущественно двух типов: Z-образные и типа «шина».

Фланец из профилированной на специальных станах Z-образной рейки нарезается в необходимый размер и собирается в рамку с помощью внутренних уголков. Собранная рамка механически крепится к торцам воздуховодов. При сборке системы воздуховодов на объекте в существующие в рамке пазы закладывается уплотнение для герметизации стыков. Соединяемые стороны двух воздуховодов совмещаются между собой и присоединяются друг к другу с помощью предварительно нарезанной в размер С-образной рейки. В углы устанавливаются декоративные угловые элементы (наружные уголки).

Фланец из профиля типа «шина». Фланец из профилированной на специальных станах «шины» нарезается в необходимый размер и собирается в рамку с помощью специальных уголков.

Бесфланцевые соединения

Наибольшее распространение для сборки круглых воздуховодов между собой при монтаже получили бесфланцевые соединения, которые бывают нескольких типов.

Раструбное (ниппельное) соединение (рис. 2.27). Принцип ниппельного соединения прямых участков между собой или с фасонными частями круглых воздуховодов основывается на том, что внутренний диаметр воздуховода прямого участка D обеспечивает сопрягаемость с наружным диаметром соединяемой фасонной части или соединительного элемента — ниппеля D1. Конструкция всех фасонных частей изначально предусматривает сопрягаемость с прямыми участками воздуховода без дополнительных соединительных элементов.

Величины полей допусков для ниппельных соединений круглых воздуховодов в зависимости от размеров диаметров соединяемых частей указаны в табл. 2.4.

Бандажное соединение (рис. 2.28). При бандажном соединении круглых воздуховодов между собой кромки торцов воздуховодов (прямых и фасонных частей) должны быть предварительно отбортованы. При монтаже торцы воздуховодов совмещаются. Бандаж предварительно заполняется слоем герметика, после чего он надевается на собираемые воздуховоды. Бандаж стягивается струбцинами, и натяжные петли затягиваются болтами.

Телескопическое соединение (рис. 2.29) на самонарезающихся шурупах или комбинированных заклепках является разновидностью раструбного соединения. Соединение может выполняться насухо, на клею, на эпоксидных составах и на полимерных составах с добавлением пластификаторов.

 

10.Схемы различных видов крепления воздуховодов выполненных из различных материалов (круглых и прямоугольных воздуховодов; плѐночных и текстильных воздуховодов). Перечислите способы ведения монтажа систем вентиляции и кондиционирования воздуха. (Смотри: Электронный конспект).

Способы монтажа систем вентиляции и СКВ:

1)Монтаж узлами и блоками в соответствии с проектными привязками и отметками.

2)Метод наращивания снизу (по одному звену).

3)Метод наращивания сверху.

4)Монтаж под перекрытием здания

5)Монтаж между раскосами решётчатых колонн.

Способы крепления воздуховодов:

-К пустотным ж/б плитам перекрытия.

-К сплошным ж/б плитам перекрытия.

-К кирпичной стене.

-К ж/б колоннам.

 

 

11.Схемы и последовательность монтажа вентиляционной шахты методом поворота вокруг неподвижной опоры с помощью лебѐдки и падающей стрелы на растяжках (талперах) на кровле здания (Лекция для самостоятельного изучения: УЧЕБНИК Сосков В.Н. /1/, страница 143-144, рис.8.25).

Метод поворота вокруг шарнира заключается в установке полностью собранной в горизонтальном положении (на земле) и закреплённой в опорной точке конструкции в вертикальное (проектное) положение, без перемещения по горизонтали.

монтаж поворотом с помощью падающей стрелы. Осуществляется с использованием специальной стойки, закреплённой на фундаменте или закрепляемой на земле, которая помогает осуществить поворот башни вокруг шарнира.

чистый метод поворота(лебёдка), когда одну часть сооружения собирают на собственном фундаменте, а другую монтируют на земле и с помощью такелажного оборудования поворачивают и соединяют с уже смонтиро-ванной частью

 

12.Такелажные работы: формула и схема расчѐта строповки грузов; схемы передаваемых нагрузок при строповке на различных углах (от наилучшего и до 180 градусов). Пробный подъѐм. (Смотри: Электронный конспект).

Жесткие стропы подразделяют на захваты и траверсы.

Захваты используют для подъема деталей сложной формы.

Траверсы применяют для подъема укрупнённых узлов воздуховодов длиной

10 ÷ 12 м. И более. При использовании траверсы исключаются большие продольные

Нагрузки, и уменьшается высота от крюка до поднимаемого узла см. Рис 1. К

Траверсе груз стропится, как правило, параллельными стропами или траверсами

(рис. 5.10).

Блоки –простейший механизм для подъема груза или изменения направления

Движения каната. Блок имеет один ролик, вокруг которого движется канат или

Веревка. Также блок может иметь крюк, который может вращаться вокруг

Продольной оси. На щеке блока выбита надпись с указанием его грузоподъемности.

 Полиспаст –это грузоподъемное устройство, состоящее из 2 –6 подвижных

Блоков или ниток, применяемых в сочетании с лебедками для подъема грузов, и Служит для уменьшения усилия сбегающего конца каната. Крепление конца каната производится: при четной сумме числа роликов –к

Неподвижному блоку, при нечетной сумме –к подвижному блоку

Расчет облегченного и многоветвевого стропа со схемой. Применение пеньковых канатов. Шаг свивки. Последовательность выбраковки и проверки стропа,регистрация. (Смотри: Электронный конспект).

Усилие в канате стропа S, H, определяется из равновесия узла, к которому

сходятся стропы, по формуле:

          Pr

 S = n · ───,                    

          M

где n – коэффициент стропа от вертикали, зависит от угла α:

Рисунок 5.7 - Расчетная схема

гибкого

облегченного стропа

угол α, град.       0 15 30 45 60

коэффициент n 1,0 1,03 1,15 1,42 2,0

Pr – вес поднимаемого груза, Н;

m – число ветвей стропа.

Угол α следует принимать до 45°, так как при больших углах резко возрастает усилие на ветвь стропа.

Разрывное усилие действующее на строп:

 

P = S·K, Н,

где К – коэффициент запаса прочности, принимаем из таблиц в зависимости от вида работ.

Для стропа подбираем канат с ближайшим большим или равным разрывным

усилием Р стропа ≥ Р, Н.

Пеньковые канаты (ГОСТ 483-75) диаметром до 28 мм обычно применяют для оттяжек или подъема грузов массой до 200 кг.

Для определения шага свивки каната на одной из прядей наносят метку а, отсчитав от неё вдоль оси каната столько прядей, сколько их в сечении каната (например, шесть), получают метку б. Расстояние между этими метками и является шагом свивки каната.

Если на длине одного шага свивки каната будет обнаружено большее количество обрывов проволок, чем указано в таблице, то такой канат бракуется по правилам. следует, что канаты крестовой свивки выдерживают больше разрывов проволок, чем канаты односторонней свивки.

Диаметр каната измеряют штангенциркулем по наибольшему расстоянию между прядями каната (рис. 5.3).

 Измерение диаметра каната: 1 - правильно; 2 – неправильно

 

14. Виды строп. Схематичное изображение в соединении элементов для такелажных работ: строп, коуш; карабин, крюк. Способы защиты каната в облегчѐнном стропе от износа (стальные элементы и приспособления). (Смотри: Электронный конспект).

Стропы –отрезки канатов, соединённые в кольца или снабженные

Специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое,

Удобное и безопасное закрепление грузов. Стропы гибкие –изготавливают из отдельных кусков каната или цепей. Они

Делятся на: простейшие, универсальные, облегченные, многоветвевые (рисунок

5.4).

Жесткие стропы –это захваты и траверсы. Траверсы применяют для подъема укрупнённых узлов воздуховодов длиной

10 ÷ 12 м. И более. При использовании траверсы исключаются большие продольные

Нагрузки, и уменьшается высота от крюка до поднимаемого узла рис.5.10.

Облегченные стропы – стропы ø 12 ÷ 30 мм (рисунок 5.4,в, г, д), к ним относятся и чалки (на одном конце петля, а на другом - крючок).

Многоветвевые стропы – для подъема груза за две или четыре точки.

Для защиты строп в подобных случаях есть множество приемов — использование проставок, накладок на плоскости груза или его кромки. Однако это не дает полной гарантии защиты стропа от касания с острыми краями.

Наиболее эффективными методами защиты строп стали крепление или нанесение защитных материалов на тело стропа. Чаще всего на строп в местах контакта с опасным грузом надевают защитные накладки, либо строп пропитывают армирующим составом до приобретения необходимых свойств. Для защиты строп от разрушительного воздействия используют полиуретан, основное свойство которого — высокая износостойкость, а также немаловажными свойствами полиуретана являются кислотостойкость, маслобензостойкость, высокие диэлектрические свойства, а также возможность работы при высоких давлениях и широком температурном диапазоне.

15. Способы установки: отводного блока и полиспастов. Расчѐт длины каната на барабане лебѐдки (схема с полиспастом). (Смотри: Электронный конспект).

Блоки – простейший механизм для подъема груза или изменения направления движения каната.

 Блок имеет один ролик, вокруг которого движется канат или веревка. Также блок может иметь крюк, который может вращаться вокруг продольной оси. На щеке блока выбита надпись с указанием его грузоподъемности. (грузовой и отводной)

Полиспаст –это грузоподъемное устройство, состоящее из 2 – 6 подвижных блоков или ниток, применяемых в сочетании с лебедками для подъема грузов, и служит для уменьшения усилия сбегающего конца каната. Грузоподъемность до 50 т. Крепление конца каната производится: при четной сумме числа роликов – к неподвижному блоку (рис. 5.12. А.), при нечетной сумме - к подвижному блоку (рис. 5.12. Б).

Необходимая длина каната, L, м, для оснастки полиспаста

L=n⋅(h+3⋅d)+l+10

n-число блоков

h-максимальная высота подъема груза

d-диаметр блока

l-расстояние от точки неподвижного блока до лебедки с учетом огибания отводного блока

10-расчетный запас длины каната, м

Усилие S, H,

S=Q/η⋅n=A⋅Q

Q-вес поднимаемого груза

η-КПД полиспаста

n-число ниток полиспаста, А-коэф. принимаемый по табл.

16.Схема установки лебѐдки и отводного блока с формулой расчѐта веса балласта на лебѐдке при подъѐме груза на монтажной площадке.

Лебедки служат тяговым механизмом при вертикальном и горизонтальном перемещении грузов вне зоны действия кранов и для оттяжки грузов. Различают лебедки с электрическим и ручным приводом

Рис. 1. Установка рычажной лебедки: 1 – лебедка; 2 – отводной блок; 3 - крайнее положение троса; При установке лебедок необходимо соблюдать следующие условия: лебедка устанавливается вне опасной зоны производства работ. Канат должен набегать снизу барабана лебедки и иметь направление, близкое к горизонтальному, для уменьшения момента, опрокидывающего лебедку. Отводной блок следует располагать на расстоянии не менее 20 длин барабана (рис. 1)

Расчетная схема установки лебедки на земле: 1 – балласт, 2 - лебедка; 3 – якорь.

Для закрепления такелажных приспособлений применяют якоря различных конструкций (свайные, наземные, винтовые и т. д.). В качестве якорей применяют сосновые бревна, брусья или шпалы. Яму, в которую устанавливают якорь, следует засыпать слоями грунта 250-300 мм. Допускаемые усилия на якорь должны быть меньше сопротивления трения рамы с балластом и лебедкой

Вес балласта  , Н, определяется по формуле

где к – коэффициент устойчивости лебедки (обычно к=2);

S – усилие в тросе, идущем на лебедку, Н;        h – расстояние от основания лебедки до

троса, м;

Q – вес лебедки, Н;       l – расстояние от ребра опрокидывания до оси, проходящей

через центр тяжести лебедки, м;

l1 – расстояние от ребра опрокидывания до оси, проходящей через центр тяжести балласта,

 

Способы водопонижения уровня грунтовых вод при производстве работ в земляных сооружениях путем устройства открытого водоотлива из временного земляного сооружения траншея. Депрессионная кривая. (Смотри: Электронный конспект).

Рис. 2. Схема открытого водоотлива: 1 — канализационный колодец; 2 — лоток; 3 — насос; 4 — всасывающая труба насоса; 5 — приямок; 6 — отстойник

Открытый водоотлив довольно эффективный и простой способ осушения котлованов и траншей. Однако возможно разрыхление или разжижение грунтов в основании и унос части грунта фильтрующейся водой. Поэтому во многих случаях применяют различные способы искусственного понижения уровня грунтовых вод, исключающие просачивание воды через откосы и дно котлована. Понижение уровня грунтовых вод обеспечивают путем непрерывной откачки ее из специальных скважин, оканчивающихся ниже дна выемки. При работе насосов уровень воды в скважинах понижается и из-за дренирующих свойств грунта он понижается и в окружающих грунтовых слоях, образуя новую границу уровня грунтовых вод, называемую депрессионной кривой.

Способы искусственного (глубинного) водопонижения при производстве работ в земляных сооружениях. Изобразить на схеме «депрессионную кривую» в разрезе земляного сооружения котлован.

Открытый водоотлив или искусственное водопонижение предусматривает откачку протекающей воды непосредственно из траншей или котлована. При открытом водоотливе грунтовая или поверхностная вода, просачиваясь через откосы и дно котлована, поступает в водосборные канавы и по ним и приямки, оттуда ее откачивают временными насосами (рис. 2). Как правило, выемки от поверхностных вод защищают путем устройства водоперехватывающих напорных и водоотводящих канав или системы дренажей. Открытый водоотлив довольно эффективный и простой способ осушения котлованов и траншей. Однако возможно разрыхление или разжижение грунтов в основании и унос части грунта фильтрующейся водой. Поэтому во многих случаях применяют различные способы искусственного понижения уровня грунтовых вод, исключающие просачивание воды через откосы и дно котлована. Понижение уровня грунтовых вод обеспечивают путем непрерывной откачки ее из специальных скважин, оканчивающихся ниже дна выемки. При работе насосов уровень воды в скважинах понижается и из-за дренирующих свойств грунта он понижается и в окружающих грунтовых слоях, образуя новую границу уровня грунтовых вод, называемую депрессионной кривой.

Губинное (искусственное) водопонижение: Уровень грунтовых вод можно понизить: легкими иглофильтровыми установками (рис.3); эжекторными иглофильтрами; водопонижающими скважинами, оборудованными глубинными насосами; скважинами, сбрасывающими воду в нижележащие поглощающие слои или в специальные выработки; вакуумным способом и электроосмотическим водопонижением (электроосушение).

 

Схема земляных сооружений с условными обозначениями элементов возле выемки с трубоукладчиком у траншеи и насыпи (вид сверху и разрез через траншею и насыпь). (Смотри: Электронный конспект).

Рис. 2.1. Виды земляных сооружений:

1 - поперечный профиль выемок: а - траншея прямоугольного профиля; 6 - котлован (траншея) трапецеидальной формы; в - профиль постоянной выемки; 1 - бровка откоса; 2 - откос; 3 - бер­ма 4 - основание откоса; 5 - дно откоса; 6 -банкет; 7 - нагорная канава; II - сечения подзем­ных выработок: г - круглое; д - прямоугольное; III - профили насыпи: е - временной насыпи; ж -постоянной; IV - обратная засыпка: з - пазух котлована; и – траншеи

Отдельные выемки называют котлованами, если соотношение их длины к ширине не более 10: 1, и траншеями, если оно более этой величины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: