Оглавление
Вопросы для зачета. 2
1. Назначение шлюпок. 3
2. Классификация шлюпок. 3
3. Основные ТТХ Ял-6. 4
4. Устройство продольного и поперечного набора шлюпки. 6
5. Обшивка корпуса яла. 8
6. Металлические и дельные детали шлюпки. 9
7. Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке. 12
8. Устройство парусов ЯЛ-6. 15
9. Назначение и устройство рангоута. 17
10. Бегучий и стоячий такелаж. 19
11. Конструкция весел. 20
12. Пригонка и уравновешивание весел. 20
13. Посадка (выход) в шлюпку. 21
14. Командные слова и действия гребцов на веслах. 21
15. Правила поведения в шлюпке. 24
16. Правила поведения в шлюпке под парусом. 24
17. Действия при опрокидывании шлюпки. 25
18. Правила безопасности на воде. 25
19. Морские узлы и их применение. 25
20. Уход, хранение, ремонт, покраска яла. 29
21. Устройство руля и его действие на шлюпку. 32
22. Наименование ветров действующих на ял. 33
23. Действия гребцов при постановке и спуске паруса. 34
24. Правила и действия гребцов при взятии рифов. 38
25. Понятие о действии ветра на парус. 38
|
|
26. Правила буксировки, меры безопасности. 42
27. Поворот оверштаг. 43
28. Поворот через фордевинд. 44
29. Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь. 45
Источники. 48
Вопросы для зачета
- Назначение шлюпок.
- Классификация шлюпок.
- Основные ТТХ ЯЛ-6
- Устройство продольного и поперечного набора шлюпки.
- Обшивка корпуса яла
- Металлические и дельные детали шлюпки
- Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке.
- Устройство парусов ЯЛ-6.
- Назначение и устройство рангоута.
- Бегучий и стоячий такелаж.
- Конструкция весел.
- Пригонка и уравновешивание весел.
- Посадка (выход) в шлюпку.
- Командные слова и действия гребцов на веслах.
- Правила поведения в шлюпке.
- Правила поведения в шлюпке под парусом.
- Действия при опрокидывании шлюпки.
- Правила безопасности на воде.
- Морские узлы и их применение.
- Уход, хранение, ремонт, покраска яла.
- Устройство руля и его действие на шлюпку.
- Наименование ветров действующих на ял.
- Действия гребцов при постановке и спуске паруса.
- Правила и действия гребцов при взятии рифов.
- Понятие о действии ветра на парус.
- Правила буксировки, меры безопасности.
- Поворот оверштаг.
- Поворот фордевинд.
- Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь.
Назначение шлюпок.
Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. Шлюпки имеют многоцелевое назначение.
С их помощью решается широкий круг задач:
1. подрыв плавающих/якорных мин
2. своз десанта
3. доставка разведывательных групп, высадка десанта, высадка диверсантов
|
|
4. оказание помощи терпящим бедствие судам
5. спасательные функции, в том числе спасение личного состава в случае гибели корабля
6. промерные (промер глубин), водолазные и другие работы на воде
7. завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей (примечание: на воде находится бочка, она неподвижна, к ней заводят швартовые)
8. сообщение с берегом и другими кораблями
9. транспортировка различных грузов
10. хозяйственные работы: помывка или покраска борта
11. проведение спортивных мероприятий
12. проведение шлюпочных походов
Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.
Классификация шлюпок
Морские корабельные шлюпки классифицируются по разным основаниям.
I. По роду движения:
1. Гребные.
2. Гребно-парусные.
3. Гребно-парусно-моторные.
II. По роду движителя:
1. Весельные.
2. Парусные.
3. Винтовые.
III. По материалу корпуса
1. Деревянные.
2. Металлические.
3. Пластмассовые/пластиковые.
4. Резиновые.
5. Композитные (набор и обшивка из разных материалов).
IV. По типу кормового образования корпуса
1. Транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем)
2. Вельботного типа (с острым образованием кормы)(1);
Примечание: Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют.
V. По количеству рабочих весел.
1. 2-вёсельный
2. 4-вёсельный
3. 6-вёсельный
Примечание: 2-вёсельные используются на катерах и тральщиках. А 4-вёсельные используются на больших противолодочных кораблях.
В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.
Катера десятивесельные предназначены для учебно-спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.
Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.
Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.
Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.
Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы. Примечание: В отличие от вальковых вёсел распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.
Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.
|
|
Примечание: Люгерный (рейковый) парус – разновидность косого паруса. Парус, чаще всего, в форме неправильной трапеции. Верхней шкаториной парус крепится к рейку. Нижней шкаториной крепится к гику.
Основные ТТХ Ял-6.
ТТХ – тактико-технические характеристики.
Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок.
I. Тактические характеристики
- Скорость шлюпки
а) На веслах. Зависит от гребцов, от окружающих условий, от общего времени в пути. Примерно от 5,5 км/ч до 6,5 км/ч.
б) Под парусом. Зависит от экипажа: как старшины (умение управлять шлюпкой), так и команды (шкотовые - умение управлять парусом; вся команда – крен и откренка).
в) Под мотором. Зависит от условий, от возможностей мотора.
- Пассажировместимость
а) На веслах. Минимум 7 человек. Максимум 13 человек (на закрытой акватории, при волне не более 3 баллов, при ветре не более 4 баллов). Максимум 8 человек (в открытом водоеме).
б) Под парусом. Минимум 7 человек. Максимум 8 человек.
в) Во время буксировки, под мотором. Минимум 3 человека (рационально – 4 человека). Максимум 7 человек. При ветре меньше 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре больше 5 баллов запрещается.
- Радиус циркуляции (радиус поворота)
а) На веслах: длина шлюпки.
б) Под парусом: зависит от ветра, от волны, от команды, от старшины. Примерно 10 длин шлюпки, около 60 метров (при повороте оверштаг). При повороте фордевинд: чем сильнее ветер, тем меньше радиус циркуляции.
- Мореходность.
а) Волнение: 4 балла.
б) Ветер: 5 баллов