Кризис хозяйственной системы государственного социализма в ссср

Революционные преобразования экономики

и период военного коммунизма

Советская власть установилась в России в октябре 1917 года и существовала практически до распада Советского Союза в конце 1991 года. За этот период советская экономика прошла несколько этапов своего развития. Период с октября 1917 до весны 1921 года получил название «военного коммунизма». За это короткое время в Российской экономике произошли радикальные изменения. Прежде всего, следует выделить национализацию всей земли, из которой более 150 млн. десятин было передано крестьянам бесплатно по едокам или по трудовой норме. В начале 1918 года Советское правительство конфисковало весь акционерный капитал и аннулировало акции всех действовавших в России 59 частных банков, был национализирован и Государственный банк.

С весны 1918 года началась национализация ведущих отраслей промышленности и транспорта, а затем в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией было принято решение о национализации средней и мелкой промышленности. Для управления экономикой всей страны был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Он установил жёсткую централизованную четырёхзвенную структуру, которая позволяла чётко распределять ресурсы через центральные органы.

В мае 1918 года была введена хлебная монополия, а в январе 1919 года – продразвёрстка. По продразвёрстке всё количество необходимого стране хлеба и фуража распределялось между производящими губерниями и отчуждалось у крестьян по классовому признаку: с бедного – ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много.

В.И. Ленин писал, что в области распределения задача Советской власти в настоящее время состоит в том, чтобы неуклонно продолжать замену торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов.

Для перехода к такому распределению в этот период начали организовывать всё население в производственно-потребительские коммуны, способные быстро и оперативно распределять все необходимые продукты, строго централизуя весь распределительный аппарат. Советское государство активно проводило политику натурализации всех отношений, в том числе отношений внутри предприятий, между городом и деревней.

В этот же период с января 1921 года намечалась реорганизация в денежной сфере путём замены денежной единицы, как счётной единицы в государственном хозяйстве, новой единицей – трудовой. За единицу трудового учёта принимался один нормальный день простого труда при нормальной его напряженности для данного вида работы («тред»).

Таким образом, с лета 1918 до весны 1921 года в России проводились мероприятия с целью заменить товарное производство непосредственно коммунистическим производством и распределением без использования рынка и его категорий. Ленин так оценил эту попытку: «Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, – и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение… в этом духе мы действовали».

Однако уже в 1921 году Ленин признает, что «жизнь показала нашу ошибку» и, согласно решениям X съезда РКПб (март 1921), начался переход к «новой экономической политике» (НЭПу), которая продолжалась почти до конца 1920-х гг., примерно до 1928 года.

Восстановление народного хозяйства,

переход к НЭПу

Вторым этапом в развитии советской экономики считают период с 1921 по 1928 гг. – эпоху НЭПа. Цель и особенности НЭПа определил Ленин. Он в частности, пришёл к выводу о необходимости социалистического строительства обходным путём – через торговлю. Ленин говорил, что «теперь мы … должны отойти ещё немного назад... к государственному регулированию торговли и денежного обращения. Лишь таким, ещё более длительным, чем предполагали, путём мы можем восстанавливать экономическую жизнь».

В полном соответствии с ленинскими идеями XI Всероcсийская конференция РКПб (декабрь 1921 года) постановила: «… исходя из наличия рынка и считаясь с его законами, овладеть им, и путём систематических, строго обдуманных и построенных на точном учёте процесса рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения».

Поскольку весь экономический оборот между городом и деревней к концу 1921 года принял форму товарно-денежных отношений, необходимо было перевести на эту же форму и всю систему экономических отношений в государственном (социалистическом) секторе. В связи с этим был осуществлён переход к новой по сравнению с периодом «военного коммунизма» финансовой политике. В период 1922 – 1924 гг. в нашей стране была проведана коренная денежная реформа; установлена твёрдая денежная валюта – червонец, который имел прямую связь с растущим товарооборотом и обеспечивался золотом. Денежная реформа явилась началом упорядочения всей финансово-кредитной системы в стране.

С принятием НЭПа Ленин поставил задачу перевести все промышленные предприятия на хозяйственный расчёт. В связи с этим они получили значительную самостоятельность в области распоряжения материальными и финансовыми ресурсами. Широко стал использоваться кредит, процент и весь механизм товарно-денежных отношений. В сфере оплаты труда рабочих и служащих стали применять различные, конкретные формы стимуляции материальной заинтересованности – сдельная оплата труда, система премий и другие.

В период НЭПа решающие сферы в экономике (крупная промышленность, земля, банки, транспорт, внешняя торговля) находились в руках государства. Государство через хозяйственный расчёт смогло обеспечить расширенное воспроизводство продукции. Оживление промышленности в решающей степени зависело от состояния дел в сельском хозяйстве. В связи с этим в соответствии с НЭПом были предусмотрены и осуществлены крупные меры по оживлению сельскохозяйственного производства. Так, вместо продразверстки был введён единый сельскохозяйственный налог. Крестьянам предоставили значительные кредиты. Из-за границы ввезли 20 тыс. тракторов за 1921–1926 гг. Стали осуществлять идеи учёных-аграрников А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по воссозданию системы сельхозкооперативов, схожих с дореволюционными (кредитных, по переработке и сбыту продукции), поощрялось и производственное кооперирование крестьян. Эти и другие меры позволили довольно быстро восстановить сельское хозяйство.

В годы НЭПа под контролем государства было разрешено и поощрялось частно-предпринимательское производство на мелких промышленных и кустарных предприятиях. Частный капитал состоял в основном из сданных в аренду государством денационализированных в 1921 году небольших предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Кроме этого, частный капитал был допущен и в сферу торговли, ибо государственная торговля не могла обеспечить рост товарооборота после введения продналога.

Советская власть допускала частно-капиталистические элементы для оживления экономики и создания мощного управляемого государством сектора промышленности и сельского хозяйства. В будущем предполагалось постепенно экономически вытеснить частно-капиталистическое предпринимательство и укрепить плановую систему хозяйства.

Следует отметить, что широкое использование рынка в период НЭПа происходило в условиях утверждения и совершенствования плановой экономики России. Ещё до начала НЭПа был разработан план электрификации страны, который представлял реальную основу единого народнохозяйственного плана. По мысли Ленина «…новая экономическая политика не меняет единого государственного хозяйственного плана и не выходит из его рамок. Меняется подход к его осуществлению». В феврале1921 года был принят декрет о создании Госплана, который предназначался для разработки общегосударственных хозяйственных планов и контроля над их выполнением.

Оценивая в целом экономическое состояние России в середине 1920-х гг., следует подчеркнуть, что благодаря системе мероприятий, в том числе и НЭПу, наша экономика за 5–6 лет вышла по уровню промышленного и сельскохозяйственного производства на довоенный уровень, в то время, когда Германия и Франция достигли этого за 10 лет.

Народное хозяйство СССР в первые пятилетки

С 1928 г. развитие экономики России стало осуществляться под непосредственным руководством И.В. Сталина, точнее, в соответствии со сталинской концепцией ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Эта концепция победила в жёсткой борьбе с другими, которые выдвигались деятелями Советского государства – Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым, М.П. Томским и другими.

Объективные внешние обстоятельства вызывали необходимость быстро технически перевооружить народное хозяйство и создать современный военно-промышленный комплекс для обеспечения обороноспособности России. В скором времен эти обстоятельства проявили себя через угрозу России со стороны фашистской Германии и милитаристской Японии.

Сталин выдвинул идею «построения социализма в основном», и страна приступила к её осуществлению посредством пятилетних планов. Первая пятилетка (1928/29–1932/33) ставила задачи:

превратить страну в индустриально-аграрную;

создать передовую технологическую базу для технической реконструкции экономики России;

укрепить её обороноспособность и независимость.

Важно подчеркнуть, что Сталину сумел вызвать в стране пафос созидания, трудовой энтузиазм, направить духовную энергию народа на решение задач индустриализации. В результате в нашей стране резко ускорились темпы экономического роста. Так, с 1929 года ежегодный прирост по группе А (производство средств производства) составил 28,5%, а по группе Б (производство предметов потребления) – 11.7%. Был выполнен принятый в 1920 году план ГОЭЛРО – электрификации России. Основные фонды машиностроения обновились на две трети. Удельный вес импортного оборудования уменьшился с 32,7% до 17% (1913 год – 63,8%). Выполнение первой пятилетки означало создание фундамента экономики страны на новой технической основе.

Вторая пятилетка (1933/34–1937/38 гг.) осуществлялась под лозунгом завершения технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства. В результате выполнения двух пятилеток валовая продукция промышленности выросла в 8,5 раз (крупной – в 12 раз). Появились новые отрасли: авто- и тракторостроение, электро- и радиотехнические. Импорт оборудования в 1937 г. по сравнению с 1931 г. сократился в 7,5 раз, ввозимые машины составляли лишь 1% от того, что производилось внутри страны. СССР становился самодостаточной, самообеспечивающейся, независимой от мировой экономической конъюнктуры страной.

Третья пятилетка (1938/39–1942/43) должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР: догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Необходимо было учитывать и резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого, третий пятилетний план предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий–дублёров.

В целом выполнение плановых заданий проходило успешно, но со второй половины 1930-х гг. отмечается нарастание проблем в хозяйственной сфере.

Так, ускоренная коллективизация сельского хозяйства сопровождалась нарушениями принципа добровольности, происходила быстрая ликвидация векового хозяйственного уклада в деревне. В результате в стране на одну треть сократилось поголовье скота, а в ряде районов наблюдался голод. Только во второй половине 1930-х гг. удалось стабилизировать положение дел в сельском хозяйстве, что позволило уже в 1935 году отменить в городах карточки на хлеб, а в 1936 – на другие продукты питания.

Темпы сельскохозяйственного производства наращивались во многом за счёт повышения интенсивности труда. Если в 1925 году в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в 1937 году – 185 человеко-дней. Разумеется, нельзя не учитывать факторы, которые способствовали повышению производительности труда, и, прежде всего, функционирование машинно-тракторных станций, количество их в 1937 году достигло 5518.

Экономика СССР в период Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление народного хозяйства

Ход третьей пятилетки прервало начало Великой Отечественной войны. Для экономики СССР годы войны (1941–1945) были очень сложным периодом. Тогда решался вопрос о жизни и смерти государства. Народ напряжённым трудом в годы первой, второй и частично третьей пятилеток создал материально-техническую базу оборонной промышленности. На западных рубежах нашей страны было сосредоточено 2,9 млн. советских бойцов, 1540 самолётов новых типов, 34500 артиллерийских орудий и миномётов, 1800 тяжёлых и средних танков. И всё же гитлеровские войска превосходили наши боевые силы по количеству войск почти в два раза, по танкам – в три раза, боевым самолётам новых типов – в три раза, артиллерии – на 25%. Перевес, который имели гитлеровские войска в начале войны в живой силе и технике, позволил им оккупировать часть советской территории.

На территории временной оккупации в 1941 году проживало 40% всего населения СССР, здесь производилось 33% валовой продукции всей промышленности страны.

В связи с этим огромное экономическое и оборонное значение имела эвакуация промышленных предприятий в восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению, Киргизию. Созданная новая промышленная база стала основным поставщиком всех важнейших видов продукции. Уже в 1942 году промышленные предприятия восточных районов производили 100% тракторов, 99% кокса, 82% угля, 97% железной руды и чугуна, 87% стали, 90% проката, 52% станков, 59% электроэнергии. Этот экономический потенциал позволил СССР одержать победу в Великой отечественной войне. Благодаря богатым природным ресурсам при жёсткой, мобилизационно-директивной экономике СССР произвёл за годы войны вдвое больше боевой техники и вооружений, чем завоеванная фашизмом Европа.

С первых дней изгнания фашистов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобождённых районов. Несмотря на все усилия, после окончания войны довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Национальный доход страны в 1945 году составил 83% к уровню 1940 года. Очень трудным оказалось положение в сельском хозяйстве, объём валовой продукции в этом секторе уменьшился на 40%. Наиболее тяжело война сказалась на трудовых ресурсах. Число рабочих и служащих сократилось на 5,3 млн. человек, в сельских районах количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин – на 2/3.

Годы четвёртой пятилетки (1946–1950) характеризовались крупными и эффективными мерами по восстановлению экономики страны, по конверсии оборонной промышленности, по налаживанию производства потребительских товаров.

На состоянии советских финансов в послевоенные годы благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно ускорились темпы роста национального дохода страны. В 1949 году доход возрос на 17%, а в 1950 – уже на 21% к предыдущему году. Важнейшими факторами роста национального дохода стали увеличение производительности труда и существенное снижение удельных затрат всех видов ресурсов на производство продукции.

Одновременно шла перестройка важнейших элементов управления экономикой. В частности, в 1947 году была проведена денежная реформа, отменена карточная система и коммерческие цены, были установлены новые единые цены. В результате выполнения четвёртой пятилетки уже в 1950 году промышленность СССР превысила довоенный уровень производства на 73 %. Все достижения опирались на собственные силы и внутренние источники экономического роста.

Поиски совершенствования

планового управления экономикой (1950–1980 гг.)

Начиная с 1950-х и до конца 1980-х гг. развитие экономики СССР и других стран мировой социалистической системы было сложным и противоречивым. Так, советское руководство в период с 1953–1955 гг. во главе с Г.М. Маленковым взяло курс на повышение материального благосостояния народа путём ускорения производства предметов потребления и развития сельского хозяйства. Было решено значительно увеличить инвестиции в лёгкую, пищевую промышленность, сельское хозяйство, оживить товарооборот в стране. В 1953 году были существенно повышены закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, а с 1954 г. существенно расширены посевные площади за счёт освоения целинных земель Казахстана. Всё это вместе с изменением политики инвестиций в лёгкую и пищевую промышленность улучшило положение дел в состоянии потребительского снабжения населения.

Пятая и шестая пятилетки (1948–1958) были годами положительных сдвигов в развитии советской экономики и серьёзных попыток преодолеть трудности и узкие места в её структуре.

Начиная с 1955 года, новое руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым встало на путь поиска повышения эффективности советской экономики посредством ряда экспериментов по реорганизации системы государственного управления в целом и экономики в том числе. Так, в 1957 г. был осуществлён переход от отраслевых министерств к территориальному принципу управления через образование местных совнархозов. По планам семилетки (1959–1965) ставилась задача в кратчайший срок догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству промышленной продукции и сельского хозяйства на душу населения. В 1961 году была принята программа КПСС, поставившая цель построения коммунизма за 20 лет – к 1980 г. Хрущев пытался решить сложные экономические и социальные задачи путём различных управленческих перестроек и пропагандистских призывов. При этом допускались явно грубые ошибки:

разделение всех ветвей власти на промышленную и сельскохозяйственную;

рязанский эксперимент по утроению мясозаготовок за год;

в директивном порядке засевалась кукуруза в неурожайных для неё районах;

необоснованно ограничивались возможности производства в личных подсобных хозяйствах граждан;

провозглашалось строительство агрогородов.

В результате в развитии советской экономики стали ощущаться трудности, особенно в сельском хозяйстве, из-за чего в 1963 году СССР начал закупать зерно за границей. В октябре 1964 года Хрущев был снят с работы.

Новое руководство СССР во главе с Л.И. Брежневым по инициативе Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина встало на путь проведения серьёзных экономических реформ:

переход от территориально-производственного к отраслевому управлению промышленностью и строительством;

крупные меры планирования и экономического стимулирования;

поощрение инициатив коллективами предприятий;

переход от административных методов руководства народным хозяйством к экономическим методам.

Всё это способствовало усилению динамики и роста экономики СССР в восьмой пятилетке (1966–1970) Так, среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли с 6,5 до 7,7%, а темпы роста производительности труда увеличились с 6 до 6,8%.

С созданием сообщества социалистических стран резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации придерживалось немало развивающихся стран. За всю более чем тысячелетнюю историю российского государства оно не имело такого высокого экономического потенциала, уровня жизни населения, международного авторитета и влияния на судьбы мира.

В девятой пятилетке (1971–1975) было решено сделать упор на значительный подъём материального и культурного уровня жизни населения страны. С этой целью предусматривалось некоторое опережение роста производства предметов потребления по сравнению с ростом средств производства. Это в свою очередь вызвало необходимость усиленного внимания к вопросам качества потребительских товаров и услуг. Не случайно десятая пятилетка (1976–1980) была объявлена пятилеткой качества. Решение этой проблемы требовало дальнейшего реформирования планирования, стимулирования и управления экономикой в целом. Шли поиски новых подходов к соревнованию. Упор делался на конечный продукт, складывалась комплексная система управления качеством, началась разработка комплексных планов социального и экономического развития предприятия и организаций, регионов, страны в целом.

Вторая половина 1980-х гг. характеризовалась замедлением темпов экономического развития СССР. Это объяснялось рядом фактов, в том числе снижением удельного веса трудового населения, резким удорожанием добычи и перевозки природных ресурсов, а также значительным увеличением военных расходов.

В период руководства страной Ю.В. Андропова (1982–1984) был взят курс на наведение порядка и дисциплины как на производстве, так и в аппарате управления. К сожалению, этот курс в дальнейшем не был поддержан и осуществлен новыми руководителями СССР, хотя в экономической сфере и в обществе в целом осознавалась необходимость и своевременность подобных перемен.

Кризис и распад мировой социалистической системы

К концу 1980-х гг. в СССР начался сначала глубокий экономический, а затем с 1991 г. и политический кризис. Он объясняется рядом причин и, в первую очередь, ослаблением государственного управления, неправильностью и неумением высшего руководства в лице М.С. Горбачева найти правильное решение сложных проблем в развитии страны.

Выше уже отмечалось, что плановая экономика, как и всякая сложная система, в своём развитии постоянно совершенствовалась, хотя и не всегда удачно. Однако в целом вплоть до конца 1970-х гг. СССР всё же довольно успешно решал основные экономические и социальные проблемы, которые возникали в ходе его развития.

С приходом к руководству страной Горбачева в 1985 году был намечен, а в 1986 году на XXVII съезде КПСС конкретизирован курс на ускорение экономического и социального развития СССР. Но вместо кропотливой, глубокой и эффективной проработки путей и способов этого ускорения, уже в 1987 году курс на ускорение заменили концепцией перестройки политической и экономической системы общества. Эта концепция, в конечном счете, свелась к утверждению, что экономику СССР необходимо перевести на рыночные основания.

Следует подчеркнуть, что в ходе дискуссий и политической борьбы в период 1985–1991 гг. оформилось два основных направления. Первое из них – оздоровление экономики – предложили Н.И. Рыжков и Л.И. Абалкин. Они предусматривали поэтапную перестройку плановой экономики, допуская в определённой степени контролируемые государством рыночные отношения. Другое направление – программа «500 дней» С.С. Шаталина–Г.А. Явлинского предполагала форсированный переход к рыночной экономике.

Если перевести цели этих двух направлений на политический язык, то последователи программы Рыжкова–Абалкина настаивали на существенном обновлении плановой системы, а последователи программы Шаталина–Явлинского предлагали заменить эту систему рыночной экономикой западного образца

В экономике же СССР в это время развивался неконтролируемый процесс хозяйствования на основе договорных цен и бартера через товарно-сырьевые биржи. Государственные предприятия за счёт своих средств формировали уставной капитал бирж, учредителями которых были частные лица и фирмы. Доходы биржи получали от продажи брокерских мест, которые опять же покупали госпредприятия. Биржевики богатели на торговом посредничестве, они создавали коммерческие банки, трастовые компании, инвестиционные фонды. Другими словами, в реальной экономике в период 1989–1991 гг. шло разрушение плановой системы и формировался стихийно действующий механизм спекулятивной экономики, в которой почти не находилось места даже товарному производству.

После подписания осенью 1991 года Беловежских документов новыми руководителями России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) Белоруссии (С.С. Шушкевич) СССР как единое государство распался на ряд самостоятельных государственных образований, и возникло Содружество Независимых Государств – СНГ.

Все эти события означали распад мировой социалистической системы. Ранее входившие в неё восточноевропейские страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния) пошли по рыночному пути развития. Другие же страны (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия, Куба) остались в целом в рамках плановой экономики. Они продолжают совершенствовать плановую экономику, допуская в неё в большей или меньшей степени рыночные отношения. При этом эффективная экономическая система сложилась в Китае, который в течение длительного времени демонстрирует высокие темпы экономического развития.

Задания. Вопросы. Ответы.
Какие меры по преобразованию социально-экономической системы были проведены в период Октябрьской революции 1917 г.? Дайте характеристику состояния экономики Советской России в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Какие меры по реорганизации экономики предусматривала политика «военного коммунизма»? В чём состояло содержание новой экономической политики? Как развивалась советская экономика в годы первых пятилеток? Дайте характеристику экономи-ческого потенциала СССР к 1941 году. С какими экономическими проблемами столкнулся СССР в годы войны? Как происходило послевоенное восстановление народного хозяйства? Как развивалась экономика СССР в 1950–1960 гг.? Назовите основные реформы в экономике, которые были предприняты Хрущёвым. В чём причины глубокого экономического кризиса, охватившего СССР в конце 1980-х гг.?  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. В систему мер военного коммунизма входили следующие: а) национализация всех промышленных предприятий; б) национализация всех крестьянских хозяйств; в) всемерное развитие товарных отношений; г) введение всеобщей трудовой повинности. 2. НЭП – новая экономическая политика предусматривала систему следующих основных мероприятий: а) ослабление централизованного управления экономикой; б) денационализация части промышленных предприятий; в) замена продразвёрстки натуральным продовольственным налогом; г) сворачивание деятельности потребительской кооперации. 3. Первая пятилетка была нацелена на решение следующих экономических задач: а) превратить страну в высоко развитую аграрную; б) создать передовую технологическую базу для развития промышленности; в) укрепить обороноспособность и независимость страны; г) интеграция экономики СССР и мировой экономики. 4. План семилетки (1959–1965) поставил задачу в кратчайший срок догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству на душу населения: а) сельскохозяйственной продукции; б) промышленной продукции; в) потребительских товаров и услуг; г) военной продукции. 5. Экономические реформы Л.И. Брежнева и А.Н. Косыгина предусматривали: а) переход на отраслевое управление промышленностью и строительством; б) экономическое стимулирование трудовой деятельности; в) переход к административным методам руководства народным хозяйством; г) усиление централизованного планирования. 6. Замедление темпов экономического развития СССР во второй половине 1980-х гг. обусловило: а) сокращение общей численности населения; б) резкое удорожание добычи и перевозки природных ресурсов; в) энергетический кризис; г) значительным увеличением военных расходов.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: