Слайд 1
Слово учителя.
Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.
слайд 2
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. Слово «контраст» означает «противоположность».
Слайд 3
Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте их назовём.
(перечисляют)
Слайд 4
Слушание музыки и диалог с учащимися.
Молодцы! Сядьте как слушатели и послушайте пьесу австрийского композитора Франца Шуберта «Алегретто». В этой музыке надо найти контрасты элементов музыкальной речи.
(Слушание пьесы Ф. Шуберта «Алегретто»)
Слайд 5
– Контраст какого элемента музыкальной речи вы заметили в музыке?
Что всё время менялось?
(Всё время менялись мажор и минор).
– Как называется такое развитие музыки?
(Это ладовое развитие)
Сочетание мажора и минора лишь показывает свет и тень, яркость и мягкость.
Давайте покажем ладовое развитие в музыке с помощью игры «Солнышко и тучка».
(Слушание и показ смены мажора и минора в музыке с помощью карточек).
Многие выполнили задание правильно. Были ребята, которые очень старались, но не успевали вовремя показать нужную карточку. Давайте выполним задание ещё раз и сравним свой показ с появлением карточек на экране.
(на экране картинки меняются в соответствии с развитием музыки)
Слайд 6
Смотрите, какая весёлая картина получилась на экране.
–Так для чего же композитор использовал ладовый контраст?
(Для украшения музыки, её расцвечивания).
Правильно, чтобы украсить музыку, чтобы нам было интересно её слушать.
Пение и музыкально-теоретический анализ
формы и развития музыки в песне.
Узнайте мелодию знакомой песни. (Наиграть мелодию песни Майстровой «Свинка обижается»
Слайд 7.1
Правильно, это песня композитора Майстровой «Свинка обижается».
Сегодня мы продолжим работу над точной передачей мелодии и ритма. Но сначала споём песню и обратим внимание на её построение и контрасты по элементам музыкальной речи. (пение стоя)
(Пение песни «Свинка обижается» Муз. Майстровой)
– Кто был внимательным и понял, сколько частей в песне?
(Три части)
– А было ли вступление?
(Да)
Выложите из кубиков строение песни.
(Дети выкладывают 3х частную форму,
музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики»)
– Почему для 1 и 3 части вы взяли кубики одинакового цвета?
(В 1 и 3 части одинаковый характер музыки – весёлый,
а в середине - грустный.)
– Проверим, правильно вы выполнили задание или нет.
Слайд 7.2