Движением
Эффективность управления дорожным движением можно оценивать множеством критериев, зависящих от управления. В качестве целевой функции управления дорожным движением могут быть использованы величины: объем вредных выбросов в атмосферу, общее время проезда по маршруту, число остановок за одну поездку, коэффициент пропуска, средняя задержка экипажа за цикл, средние простои из-за задержек [3], скорость сообщения, число ДТП, интенсивность движения [6], общее время задержек транспортных средств на перекрестках. Большинство перечисленных характеристик дорожного движения взаимосвязано [6].
Целевая функция может быть определена по результатам натурных размеров либо по данным математического моделирования. Математическая модель представляет собой некоторое упрощенное представление реальной системы и, не зависимо от ее детализации и сложности, может претендовать на единственно правильное отражение изучаемых процессов. Одним из условий существенности разрабатываемых моделей является отображение параметров, которые составляют целевую функцию.
|
|
Например, целевую функцию для определения затрат времени на передвижение автомобиля из одного пункта в другой через регулируемые перекрестки можно представить оператором:
(4.2)
где S — расстояние, которое должен проехать автомобиль; Vср — средняя скорость движения автомобиля;
ф — суммарное время задержки автомобиля на регулируемых перекрестках.
Аналогичным образом можно описать и функцию для определения расхода горючего автомобилем при движении через регулируемые перекрестки из одного пункта в другой:
(4.3)
где О — объем двигателя автомобиля.
Усредненные в целом по г.Одессе данные о загрязнении атмосферного воздуха отражают неблагоприятную экологическую обстановку практически во всех районах города [2, 10]. Средняя концентрация оксида углерода равна 7,2 мг/м3 (2,4 ПДКсс), а концентрация оксидов азота составляет 0,11 мг/м3 (2,75 ПДКсс). Максимальный уровень загрязнения регистрируется в районе Пересыпьских мостов (пост Херсонский сквер) и на ул. Черноморского казачества. На этих постах Госметеоцентр Черного и Азовского морей регистрирует более чем трехкратное превышение ПДКсс предельно допустимых среднесуточных концентраций оксида углерода. Указанные посты размещены вблизи транспортных магистралей.
Существующий уровень загрязнения атмосферного воздуха в г.Одессе представляет угрозу для населения и окружающей природной среды. В связи с этим представляется необходимым оценить возможность применения в качестве целевой функции величины экологического риска, который определяется в зависимости от уровня загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей.