Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Специальная подготовка (Раздел 1)»
1. Понятие «стресс». Общий адаптационный синдром и его стадии. Виды стресса.
2. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психологические защиты и копинг-стратегии.
3. Профессиональный стресс. Негативные последствия профессионального стресса: в профессиональной, личностной и семейной сферах.
4. Синдром профессионального выгорания: объективные, социально-психологические и личностные факторы риска развития. Фазы развития и симптомы профессионального выгорания.
5. Травматический стресс и динамика переживания травматической ситуации, симптомы посттравматических стрессовых нарушений.
6. Система методов и приемов психологической саморегуляции.
7. Понятие конфликта, виды конфликтов и уровни проявления.
8. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
9. Приемы бесконфликтного общения. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов.
|
|
10. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
11. Острые реакции на стресс: определение, динамика, формы и типы. Основные принципы оказания самопомощи и помощи при острых реакциях на стресс.
12. Техники работы с различными острыми стрессовыми реакциями.
13. Роль жизнестойкости в формировании эффективных механизмов саморегуляции.
14. Приемы профилактики стресса.
15. Профилактика профессионального выгорания.
Примерный перечень вопросов и тестовых заданий:
1. Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование - это:
1) Горевание
2) Паника
3) Страх
4) Травма
5) Стресс
2. Общеупотребительный термин, который используют для определения всех типов факторов, вызывающих стресс:
1) раздражитель
2) стрессор
3) стимулятор
4) возбудитель
3. Установите правильную последовательность стадий общего адаптационного синдрома (Г. Селье):
1) сопротивление, истощение, тревога
2) тревога, истощение, сопротивление
3) тревога, сопротивление, истощение
4) истощение сопротивление, тревога
К источникам стресса относятся
1) эмоциональные
2) физиологические
3) психиатрические
4) информационные
5. Психологический стресс может быть вызван следующими факторами:
1) информационные перегрузки
2) конфликтная ситуация
3) собственная свадьба
4) физические нагрузки
5) рождение ребенка
6. Физиологический стресс может быть вызван следующими факторами:
1) болевые воздействия
2) холод
3) жара
4) конфликтная ситуация
5) физические нагрузки
7. К категориям стресса относятся:
1) накопленный (постоянный) стресс
2) мимолетный стресс
3) отложенный стресс
|
|
4) продолженный стресс
5) острый стресс
8. Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма:
1) аутостресс
2) моностресс
3) эустресс
4) дистресс
9. Стресс, при котором мобилизуются внутренние ресурсы организма и активизируются психические процессы:
1) аутостресс
2) дистресс
3) эустресс
4) эпистресс
10. Стресс, возникающий в ситуации угрозы собственной жизни или жизни других людей, угрозы физической целостности, с одновременным присутствием ощущения страха и беспомощности, это:
1) профессиональный стресс
2) экологический стресс
3) семейный стресс
4) травматический стресс
11. Напряженное состояние работника, возникающее в процессе трудовой деятельности - это:
1) семейный стресс
2) экологический стресс
3) финансовый стресс
4) профессиональный стресс
12. К методам и приемам саморегуляции относятся:
1) управление дыханием
2) визуализация
3) управление вниманием
4) самовнушение
5) принятие алкоголя
6) управление мышечным тонусом
7) принятие успокоительных препаратов
8) идеомоторная тренировка
9) аутогенная тренировка
13. К методам саморегуляции, которые можно выполнять самостоятельно, без подготовки со специалистом, относятся:
1) музыкотерапия
2) элементы аромотерапии
3) дибрифинг
4) управление вниманием
5) идеомоторная тренировка
6) медитация
14. Использование саморегуляции позволяет:
1) снять тревожность
2) мобилизовать усилия
3) ускорить рост волос
4) поднять эмоциональный тонус
5) заменить полноценный сон
15. Идеомоторная тренировка – это:
1) процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия
2) методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления
3) метод саморегуляции, заключающийся в расслаблении мышц тела
4) мысленное представление предстоящей деятельности
16. Самовнушение - это:
1) умение произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках)
2) прием, предполагающий приложение усилий по анализу и разрешению трудной ситуации
3) волевой процесс, обеспечивающий готовность организма к определенному действию, веру в свои силы
4) внедрение самому себе определенных мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний
5) метод саморегуляции, заключающийся в мысленном представлении предстоящей деятельности
17. При необходимости взбодриться после монотонной работы, снять усталость, используется дыхание:
1) ключичное, с максимальной частотой дыхания через рот
2) брюшное, с максимальной частотой дыхания через нос
3) ключичное, с максимальной частотой дыхания через нос
4) брюшное, с максимальной частотой дыхания через рот
18. В основе нервно - мышечной релаксации лежат следующие предпосылки:
1) стресс и тревога связаны с мышечным напряжением
2) уменьшение мышечного напряжения снижает уровень стресса и тревоги
3) увеличение мышечного напряжения на длительное время снижает уровень стресса и тревоги
4) нервно-мышечная релаксация предоставляет возможность сравнить и противопоставить напряжение и расслабление.
Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература:
1. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учебное пособие: для студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений при изучении дисциплин "Психология безопасности жизнедеятельности", "Кризисная психология", "Экстремальная психология", "Психология стресса", "Социальная психология", "Психология трудных жизненных ситуаций", "Психология жизнестойкости" / М. А. Одинцова. - Москва: Флинта, 2015. - 290 с. – 2 экз.
2. Сапольски Р. Психология стресса / пер. с англ. М. Алиевой, Н. Буравовой, С. Коварова и др.; под ред. Е. И. Николаевой. Изд-во: Питер. 2015. – 480 с.
|
|
3. Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса. Москва: Проспект, 2015. - 219 с.
4. Макгонигал К. Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше / Келли Макгонигал; [ред. Юлия Быстрова; пер. с англ. Мария Кульнева]. Москва: Альпина Паблишер, 2017. – 303 с.
5. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебно-методический комплекс: для студентов вузов по направлению 030401 «Клиническая психология» [Электронный ресурс] / С.В. Тюлюпо, Т.Е. Левицкая, Т.С. Тлеулина. - Томск: Томский гос. ун-т, 2016. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000534756
6. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 "Клиническая психология" ФГОС ВО [Электронный ресурс] / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е.
Левицкая. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - 274 с. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000502146
Дополнительная литература:
1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие: Практическое пособие / Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. - М: Издательство Юрайт, 2018. – 299 с. http://www.biblio-online.ru/book/2A554D1F-D5D0-4DE3-B3DE-C45B9A4F87AF
2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 283 с. http://www.biblio-online.ru/book/2CBB70A5-07AD-4196-B5F5-C76652FA75B9
3. Брит Н.В., Галкин Д.В., Глухова Е.С. и др. Эффективный менеджмент: практикум Электронный ресурс / ред. Т.Ю. Базаров; Адм. Том. обл.; Том. регион. рес. центр Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - 173 с. http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000514555
4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001, № 1. – С. 16 - 24.
5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие: [для вузов по направлению и специальности "Социальная работа"] / Н. Г. Осухова. - Москва: Академия, 2008. – 284 с. 2 экз.
6. Психологические проблемы деятельности в особых условиях: Сборник / отв. ред. Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин. - М.: Наука, 1985. - 232 с. – 1 экз.
|
|
7. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др.; под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - Москва: Смысл, 2009. - 319 с. – 2 экз.
8. Гайсумов А.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 416 с.
9. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 191 с.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в т.ч. информационные справочные системы
1. Справочно-правовой ресурс "Консультант плюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2. http://www.rsuh.ru/win/labs/l3.htm;
3. Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России http://www.psi.mchs.gov.ru/p/about
4. Сайт журнала практической психологии и психоанализа. – URL: http://psyjournal.ru/
5. Электронный журнал «Медицинская психология в России». – URL: www.medpsy.ru
6. http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/rus/cde/activeM.htm
7. Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) URL: http://elibrary.ru/ 8. Университетская информационная система Россия URL: http://www.cir.ru/index.jsp 9. www.obzh.ru - образовательный портал ОБЖ. 10. http://www.school.edu.ru/ - российский общеобразовательный портал. 11. http://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm - документы сайта Министерства обороны РФ.