Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 16 страница

СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТРАХОВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО)

 

§ 1. Финансы страхования как институт финансовой системы

 

Денежные фонды, образуемые в ходе осуществления страхования, составляют одно из звеньев финансовой системы Российской Федерации.

История страхования уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем свидетельствует происхождение самого слова "страхование". Различные опасности подстерегали человека всегда, и страх перед ними был вполне естественен. Кто умел предусмотреть и оценить опасности, найти способ избежать их, преодолеть свой страх, тот добивался успеха. Действие по разделению опасности (так наз. "страха") с товарищами, передаче страха более сильному и умелому получило название "застраховаться" <1>.

--------------------------------

<1> Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс. М., 2008. С. 9.

 

В своем бытовом значении слово "страхование" означает любое обеспечение безопасности или предохранение от чего-либо нежелательного <1>. Однако в специальном значении страхование - это всегда определенное общественное отношение. Отношение это возникает между двумя субъектами: страховщиком (страховой организацией) и страхователем (физическим или юридическим лицом, контрагентом страховщика).

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 687.

 

Страховщик, заключая договоры с широким кругом страхователей, собирая с них страховые премии, формирует у себя особый фонд денежных средств - страховой фонд или страховые резервы. По общему правилу эти средства принадлежат на праве собственности страховщику. Однако они имеют строго целевое назначение - только на производство страховых выплат, т.е. выплат по результатам страховых случаев.

В настоящее время фонды страховщиков - преимущественно частные, но существуют и публичные страховые фонды, например, фонды обязательного социального страхования. Как публичные, так и частные страховые фонды находятся в постоянном движении: пополняются за счет страховых взносов, расходуются на страховые выплаты, а временно свободные средства инвестируются в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, депозиты банков и т.д.). Эти последние операции имеют весьма неоднозначные последствия: с одной стороны, они позволяют извлечь большую прибыль, но с другой стороны, ставят под угрозу интересы не только страховщиков, но и их клиентов.

Поэтому в целях ограничения спекулятивных операций со средствами страховых резервов и тем самым сохранения устойчивости национального страхового рынка государство налагает определенные ограничения на деятельность страховых организаций и связанных с ними субъектов. Правовые нормы, отражающие государственное вмешательство в страховую сферу, носят публично-правовой характер и, как правило, являются нормами финансового права.

Отношения, в ходе которых оказываются страховые услуги, образуют рынок страхования, который, в свою очередь, является составной частью (сегментом) более масштабного явления - финансового рынка.

Финансовый рынок - совокупность экономических отношений, возникающих в связи с перемещением свободных денежных средств и иных финансовых инструментов от их владельцев к другим экономическим агентам при активном участии финансовых посредников, для размещения этих средств в целях извлечения максимальной прибыли, но сопровождающиеся высокими рисками.

Финансовый рынок имеет и иные сегменты, - такие как рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковского кредитования.

Отмеченное соотношение рынка страхования и финансового рынка следует учитывать при определении места страхового права в системе российского права.

 

§ 2. Страховое публичное право

как институт финансового права

 

Определение понятия страхования содержится в п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об организации страхового дела):

--------------------------------

<1> Российская газета. 1993. N 6.

 

Страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Развитие страховых отношений на сегодняшний день показывает, что одного понятия страхования недостаточно для определения всего круга общественных отношений, связанных с его осуществлением. Современное страхование встречается в формах добровольного и обязательного страхования (государственного и негосударственного). В законодательстве выделяются такие виды страхования, как имущественное (страхование имущества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков) и личное страхование (страхование жизни, от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Помимо собственно страхования, активно практикуются его модифицированные формы: перестрахование, взаимное страхование и т.д. <1>. А кроме страхователя и страховщика, главных действующих лиц в страховании, немалую роль играют и другие участники страхования: страховые посредники (страховые брокеры, агенты), выгодоприобретатели и застрахованные лица, орган страхового надзора, профессиональные объединения страховщиков и др. <2>. Поэтому появилось более широкое понятие - "страховая деятельность" (п. 2 ст. 2 Закона об организации страхового дела).

--------------------------------

<1> Перестрахование - деятельность по страхованию одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате (ч. 1 п. 1 ст. 13 Закона об организации страхового дела).

<2> Подробнее об участниках страхования см.: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Страховая деятельность (или страховое дело) - это сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Страховая деятельность и общественные отношения, которые складываются по поводу ее осуществления, регламентируются правовыми нормами. Совокупность этих норм принято именовать страховым правом.

Предмет страхового права составляют общественные отношения, связанные с организацией страхового дела и осуществлением страхования.

Они неоднородны и их можно разделить на (см. схему 2.1):

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Предмет страхового права - это общественные отношения, │

│ складывающиеся в связи с организацией страхового дела и │

│           осуществлением страхования           │

└───────┬──────────────────┬────────────────────┬──────────┘

   V             V               V

┌───────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Материальные │ │ Вспомогательные │ │ Организационные │

│ страховые │ │ страховые │ │ страховые │

│ отношения │ │ отношения │ │ отношения │

└───────────────┘ └──────────────────┘ └───────────────────┘

 

Схема 2.1. Предмет страхового права

 

1) материальные отношения - возникают при осуществлении страховой защиты страховщиком в отношении страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя). Материальные отношения существуют, как правило, в форме договора страхования, где сторонами являются страховщик и страхователь;

2) вспомогательные отношения призваны содействовать осуществлению страхования. Участниками данных отношений, помимо страхователя и страховщика, могут выступать страховые посредники (страховые агенты и страховые брокеры). Вспомогательные отношения также существуют в договорной форме. Здесь заключаются такие договоры, как агентский договор, договор комиссии, договор поручения, договор возмездного оказания услуг;

3) организационные страховые отношения складываются в процессе организации, государственного регулирования и надзора в сфере страховой деятельности. Специфическим участником этих отношений является орган страхового надзора. Очевидно, что отношения эти носят публично-правовой характер и, тем самым, существуют в бездоговорной форме <1>.

--------------------------------

<1> Худяков А.И. Страховое право. СПб., 2004. С. 187 - 191.

 

Отношения, выступающие предметом страхового права, именуются страховыми правоотношениями. Как видно, страховые правоотношения неоднородны: часть из них носит частноправовой характер (главным образом, это материальные и вспомогательные страховые отношения) и регулируется нормами гражданского права. Другая часть страховых правоотношений имеет публично-правовой характер и регулируется, в основном, нормами финансового права. Это отношения, возникающие в процессе организации страхового дела и контроля (надзора) над ее осуществлением.

Соответственно, страховому праву присущи как диспозитивный метод правового регулирования (метод дозволений), так и императивный метод - метод властных обязываний.

Отмеченная неоднородность страховых правоотношений не позволяет рассматривать страховое право как отрасль или подотрасль российского права <1>. Ближе к истине представляется позиция, в соответствии с которой страховое право - это комплексный правовой институт, образовавшийся на стыке различных отраслей права (гражданского, финансового, административного и др.) <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Мен Е. Юридическая природа страхового договора по законодательству РСФСР // Вестник государственного страхования. 1923. N 7. С. 9, 10; Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 189; Теория и практика страхования / Под общ. ред. К.Е. Турбиной. М., 2003. Колесников Ю.В. Страховое право как подотрасль финансового права // Проблеми финансового права. Чернiвцi, 1996. С. 229 - 331.

<2> Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: Учеб. пособие. М., 2011. С. 24.

 

Более того, учитывая бурный рост законодательства, регулирующего финансовый рынок и развития соответствующих общественных отношений, вполне резонно ставить вопрос о существовании права финансового рынка, также имеющего комплексный характер, благодаря которому оно может быть представлено двумя правовыми образованиями: публичным и частным правом финансового рынка. Исходя из того что рынок страхования является сегментом финансового рынка, напрашивается вывод, что страховое право выступает в качестве составной части права финансового рынка. Страховое публичное право через публичное право финансового рынка преимущественно относится к финансовому праву <1>, а страховое частное право через частное право финансового рынка - к гражданскому праву.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Тройская С.С. К вопросу о предмете современного финансового права // Финансовое право. 2013. N 12. С. 7 - 12.

 

Таким образом, страховое право можно считать комплексным правовым образованием (институтом), объединяющим нормы страхового публичного и страхового частного права.

Страховое право - это комплексный правовой институт, который объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией страхового дела и осуществлением страхования.

Нормы страхового права закреплены в довольно многочисленных источниках права (см. схему 2.2). К источникам страхового права относится прежде всего Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ содержатся, главным образом, статьи общего характера, которые можно применить к страховому делу. Это, например, статья 8, закрепляющая равенство форм собственности, ст. 20, гарантирующая право на жизнь, ст. 35 - право на охрану собственности и др. Лишь в двух статьях Конституции, да и то вскользь, упоминается о страховании: в ст. 39 говорится о добровольном социальном страховании и в ст. 41 - о страховых взносах по медицинскому страхованию.

 

┌────────────────────┐

│Источники страхового│

│  права   │

└────────────────────┘

┌────────────────────┐

│ Конституция РФ │

└────────────────────┘

┌────────────────────┐

│ Международные │

│ договоры и │

│ соглашения │

└────────────────────┘

┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Страховое ├─────>│ Федеральные законы │

│ законодательство ├───┐ └────────────────────┘

└────────────────────┴─┐ │ ┌────────────────────┐

                  │ │ │ Нормативные акты │

                  │ └─>│ Банка России │

                  │ └────────────────────┘

                  │ ┌────────────────────┐

                  │ │ Иные нормативно- │

                  └───>│ правовые акты │

                       │Российской Федерации│

                       └────────────────────┘

 

Схема 2.2. Источники страхового права

 

Источниками страхового права являются также международные соглашения и договоры. В качестве примера можно назвать Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений (Москва, 15 апреля 1994 года) <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 10. С. 17 - 19.

 

Основной массив источников страхового права составляет страховое законодательство. Согласно ст. 1 Закона об организации страхового дела страховое законодательство включает:

- федеральные законы;

- нормативные акты Банка России;

- иные подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> Вряд ли можно согласиться с включением в "законодательство" подзаконных нормативных актов.

 

Среди федеральных законов следует назвать Закон об организации страхового дела, Гражданский кодекс РФ (гл. 48), Федеральные законы: от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>, от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>, от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

<2> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

<3> СЗ РФ. 2003. N 52. Ч. I. Ст. 5029.

 

Нормативными актами Банка России, которые могут выступать источниками страхового права, являются указания, положения и инструкции (ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1>. В качестве примера можно назвать Положение ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

 

К подзаконным актам - источникам страхового права можно отнести указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. К примеру, это ведомственные акты силовых ведомств и других структур (МВД, ФСБ), касающиеся страхования соответствующих государственных служащих и др.

Важно подчеркнуть, что страховые отношения могут быть урегулированы только нормативно-правовыми актами федерального уровня (ст. 1 Закона об организации страхового дела). Исключением является обязательное социальное страхование, отношения в сфере которого регулируются не только федеральными, но и региональными нормативно-правовыми актами (ст. 2 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

В курсе финансового права рассматривается не весь комплексный правовой институт страхового права, а только та его часть, которая представлена нормами финансового права. Совокупность этих норм можно считать институтом финансового права, и именуется он, как правило, "Финансово-правовое регулирование страховой деятельности" или "Страховое публичное право".

Нормы финансового права регулируют следующие группы отношений в сфере страхового дела:

1) отношения по поводу организации страхового дела и страхового надзора. К ним относятся отношения в сфере:

- установления основ организации страхового дела: определение основных понятий, форм и видов страхования, участников страхования и т.д.;

- установления требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков (см. раздел 12.3);

- надзора за деятельностью субъектов страхового дела (см. раздел 12.4);

2) отношений в сфере обязательного государственного страхования;

3) отношений в сфере обязательного социального страхования;

4) отношений, складывающихся в тех видах страхования, где страховщиками являются государственные корпорации (страхование банковских вкладов физических лиц в банках РФ, страхование экспортных кредитов).

 

§ 3. Обеспечение финансовой устойчивости

и платежеспособности страховщиков

 

К страховщикам, как и другим финансовым организациям, законодателем предъявляются повышенные требования к обеспечению своей финансовой устойчивости и платежеспособности. Анализ главы III Закона об организации страхового дела позволяет выделить следующие инструменты обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков:

1) гарантии обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;

2) правила замены страховщика;

3) требования к учету и хранению ценных бумаг, принимаемых для покрытия средств страховых резервов и собственных средств страховщика;

4) специальные требования по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности страховщика;

5) многоуровневая система негосударственного финансового контроля.

1. К гарантиям обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков относятся:

1) экономически обоснованные страховые тарифы;

2) страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

3) собственные средства (капитал);

4) перестрахование.

Экономически обоснованные страховые тарифы. Экономическая обоснованность тарифов подразумевает проведение актуарных расчетов, с тем чтобы соблюдалась прямая зависимость величины страхового тарифа от характера страхового риска. Иными словами, более высокие тарифы должны применяться при более высоких страховых рисках и наоборот.

Страховые резервы. Это страховые фонды, формируемые страховщиком, главным образом, из страховых премий. Данные денежные фонды имеют строго целевой характер: они предназначены исключительно для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и используются исключительно для осуществления страховых выплат.

Страховые резервы формируются путем актуарной оценки обязательств страховщика, на основании правил формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора (ст. 26 Закона об организации страхового дела).

Страховые резервы должны быть инвестированы на условиях диверсификации, ликвидности <1>, возвратности и доходности в соответствии с требованиями органа страхового надзора. Так, орган страхового надзора определяет перечень активов - объектов инвестирования, также порядок инвестирования средств страховых резервов. Само по себе инвестирование средств страховых резервов осуществляется страховщиками самостоятельно или путем передачи части средств в доверительное управление управляющей компании.

--------------------------------

<1> Пенсионное страхование: страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

 

Важной гарантией защиты интересов страхователей является положение о том, что активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не подлежат изъятию в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 26 Закона об организации страхового дела).

Собственные средства страховщика включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. В соответствии со ст. 25 Закона об организации страхового дела страховые организации должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом минимального размера. В настоящее время минимальный размер уставного капитала страховщика по общему правилу определен в размере 120 миллионов рублей <1>.

--------------------------------

<1> К этому значению применяются некоторые коэффициенты, в зависимости от видов страхования, например для организаций, осуществляющих страхование жизни, коэффициент 2. Кроме того, установлен пониженный размер минимального уставного капитала для страховых медицинских организаций - 60 млн руб.

 

К уставному капиталу страховщиков применяются требования не только количественного, но и качественного характера. Так, внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

Собственные средства должны инвестироваться на условиях, сходных с теми, которые предъявляются к инвестированию средств страховых резервов.

На финансовую устойчивость страховщика серьезное влияние оказывает соотношение собственных средств страховщика и принятых им на себя обязательств. С этой целью в Законе указано, что порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых на себя обязательств устанавливается органом страхового надзора. А в случае нарушения страховой организацией указанного нормативного соотношения она обязана представить в орган страхового надзора план оздоровления финансового положения, требования к которому определяются органом страхового надзора (п. п. 4.1, 4.2 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Перестрахование - это деятельность по страхованию одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате (п. 1 ст. 13 Закона об организации страхового дела).

К страховщикам, принявшим риски по договору перестрахования, предъявляются весьма высокие требования по финансовой устойчивости. Так, минимальный размер уставного капитала таких страховщиков должен составлять сумму в размере 480 млн руб. (п. 3 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

2. Правила замены страховщика. Вполне насущным представляется вопрос: а какова судьба договоров страхования, и, соответственно, защищены ли интересы страхователя в случае, если, к примеру, у страховщика отзывают лицензию или у страховщика существенно ухудшилось финансовое положение? Для этих и подобных им ситуаций предусмотрено следующее решение: право (а в ряде случаев - обязанность) страховщика передать свои обязательства и активы, их обеспечивающие, так называемый "страховой портфель", другому страховщику.

Передача страхового портфеля (или замена страховщика) в настоящее время детально урегулирована в ст. 26.1 Закона об организации страхового дела. В частности, установлены состав страхового портфеля (активы и обязательства), основания и порядок его передачи. Важно подчеркнуть, что замена страховщика осуществляется с обязательным уведомлением органа страхового надзора.

3. Требования к учету и хранению ценных бумаг, принимаемых для покрытия средств страховых резервов и собственных средств страховщика. Ценные бумаги, в которые размещены средства страховых резервов по некоторым видам страхования <1>, должны быть переданы страховщиком на основании гражданско-правового договора специализированному депозитарию (ст. 26.2 Закона об организации страхового дела). Функции специализированного депозитария сводятся к следующему:

--------------------------------

<1> Пенсионное страхование: страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

 

- учет ценных бумаг;

- хранение ценных бумаг;

- ежедневный контроль за соблюдением страховщиками и (или) управляющей компанией страховщика законодательных ограничений по поводу размещения средств страховых резервов и собственных средств (капитала) и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: