Тунис: Карфаген должен быть восстановлен

Карфаген (финикийское Quart Hadasht, латинское - Carthago) в переводе на русский язык значит Новый Город или Новгород. Его основали финикийцы – древний народ семитской группы. История идет через информационные революции. Побеждает обычно та страна и формация, где лучше налажено хранение и передача информации. Такая революция произошла в Финикии 3 000 лет назад. Мудрецы этого народа первыми изобрели алфавит. Он оказался настолько удачным, что с минимальными изменениями просуществовал тысячелетия. Даже в современной русской азбуке 7 букв полностью сохраняют финикийское начертание. Это открыло принципиально новые информационные возможности. А значит, и возможности в области управления обществом. На берегах Средиземного моря стала формироваться финикийская супердержава. В ходе ее экспансии в 814 г до н.э. возник Карфаген. Согласно легенде, город основала женщина по имени Дидона - вдова финикийского царя. Она пообещала исконным хозяевам этих мест драгоценный камень за кусок земли, ограниченный шкурой быка. Местные вожди со смехом согласились. Тогда царица разрезала шкуру на тонкие шнуры, сплела веревку и огородила значительный участок берега. Восхитились берберийские вожди хитростью царицы и предоставили ей режим наибольшего благоприятствования. Права легенда или нет – неизвестно. Безусловно, что без добрых отношений с местным населением кучка переселенцев не смогла бы закрепиться в этих местах. Высший показатель гармонии национальных отношений – частота межэтнических браков. Таковых здесь, судя по всему, было немало. Спустя короткое время генофонд пришельцев  настолько обогатился местными – берберийскими и негритянскими генами, что возник новый этнос финикийского народа – пуны. Город стал стремительно расцветать. Население достигло 300 000 человек – огромного значения для тех времен. Карфаген с пригородами стал пуническим государством, претендующим на роль политического и культурного центра Средиземноморья. Его власть распространилась на многие земли, включая Сицилию. Корабли Карфагена – шедевры тогдашней технологии – плавали очень далеко. Некоторые историки допускают, что они даже достигали берегов Америки, хотя достоверно это не доказано. Вскоре интересы Карфагена столкнулись с другой региональной супердержавой – Грецией. В ходе нескольких военных столкновений карфагеняне оттеснили эллинов к их исконной родине и взяли под контроль восток Средиземноморского региона. К III веку до нашей эры у Карфагена появился более мощный соперник – Рим. Два сильных государства рядом ужиться не могли. В 264 г до н.э. началась первая пуническая война. Она велась, главным образом, в Сицилии и на море. Римляне быстро выгнали карфагенян из Сицилии, но на этом их победы закончились. Сказалось почти полное отсутствие у римлян флота. Но Рим действительно был великим государством. За несколько лет было построено достаточное количество кораблей, оснащенных самой современной по тем временам военной техникой. В ходе нескольких сражений римляне разгромили сначала карфагенский флот, а затем и сухопутную армию. Римский консул Аттилий Регул не использовал полученное преимущество. Через год пунийская армия под командованием выходца из Спарты Ксантиппа нанесла римлянам полное поражение. В этой битве, как во многих других, победу принесли боевые слоны. Исторический факт таков, что карфагеняне умели приручать более агрессивных африканских слонов. По некоторым историческим данным, основу школы дрессуры заложили специалисты, приехавшие из Индии.

После несколько боев, прошедших с переменным успехом, война затихла за истощением сил обеих сторон. В 247 году главнокомандующим пунийских войск стал выдающийся воин и политик Гамилькар. Нанеся несколько сильных военных ударов Риму, он все же вынужден был заключить мир на тяжелых условиях. Сицилию пришлось отдать Риму. Учитывая не вполне благоприятный итог войны, Гамилькара попросили в отставку, власть перешла к его политическим противникам.

 

Жалование надо платить вовремя и в полном объеме

В 240 г до н.э. началась одна из самых нелепых и кровопролитных войн в истории Карфагена. Пунийцы, особенно из обеспеченный слоев, любили комфорт и не желали воевать, рискуя жизнью. Они предпочитали не проходить военную службу, а держать наемную армию, состоящую из самой разношерстной публики. Были там и бывалые войны, и просто сброд с берегов Средиземного моря. Первая пуническая война была этой армией скорее проиграна. Однако победа Рима оказалась относительной. Основные позиции Карфагена в западном Средиземноморье удалось сохранить. Обуреваемые жадностью, правители с какого-то момента перестали платить жалование своему собственному наемному войску. В результате оно вышло из подчинения и взбунтовалось. Будучи не просто толпой, а настоящей армией, закаленной в боях, оно самоорганизовалось, выдвинуло своего вождя – опытного война по имени Мато, задумало его сделать царем Карфагена. Наемники осадили город. Испуганная городская верхушка передало бразды правления полководцу Гамилькару, до того уволенному с работы. Эта печальная страница истории хорошо нам известна благодаря таланту великого французского писателя Г.Флобера (1821 – 1880). В 1862 г он приехал в Карфаген, ходил по историческим местам, собирал материал из разрозненных источников. Итогом стал роман «Саламбо». Это – художественно произведение, а не научное исследование. Вместе с тем, по мнению специалистов, Флобер нарисовал реальную картину древнего Карфагена. Недостатки материала писатель восполнял талантом творца, уменьем видеть сквозь тьму веков. Многие из его догадок в дальнейшем подтвердились реальными находками археологов. Как истинный француз, Флобер романтизировал повествование. Ввел ничем не подтвержденную линию любви вождя наемников Мато к дочери Гамилькара – прекрасной Саламбо. Но, в основном, писатель не отходил от исторической канвы.

Гамилькар – умный воин и политик – взяв власть в свои руки, понял, что Карфаген могут защитить не наемные войска, а народное ополчение. Опираясь на народ, он одолел взбунтовавшееся войско, некогда призванное для защиты Карфагена. Но силы великого города все равно были ослаблены. Его мощь пошла на убыль. Говорят, история не знает сослагательного наклонения. Однако это не значит, что нельзя рассматривать возможности альтернативного хода истории. Делать это можно и должно, чтобы понимать причины исторических ошибок вождей. Один из смертных грехов – жадность. Именно она, нежелание властей Карфагена выплатить заслуженным воинам необходимой суммы денег привела к началу необратимого заката города и государства. Как знать, может, получи войско своевременно требуемый гонорар, история могла бы пойти иначе. Не римская, а финикийская цивилизация стала бы основой формирования культуры современной Европы. Впрочем, главный урок истории состоит в том, что человечество в лице своих вождей не усваивает ее уроков. Примеров того, как жадность правителей приводит к краху государств не счесть. Будут такие же события и в будущем.

 

Пять Карфагенов

В 218 г до н.э. ослабевший Карфаген снова ввязался в войну со своим историческим противником. Войска пунийцев возглавил великий полководец Ганнибал – сын Гамилькара. Неожиданно для врага Ганнибал провел свою армию в обход через Альпы на территорию Италии.

 

 

Вот так, стоя на этом месте, Ганнибал воодушевлял войска перед походом на Рим

С этим походом связана одна зоологическая загадка. В армии Ганнибала были боевые слоны. Известно, что это были африканские слоны. А вот погонщики и специалисты по дрессуре были приглашены из Индии, где техника приручения этих гигантов животного мира отработана тысячелетиями. Однако африканские слоны сильно отличаются от индийских. Индийские имеют спокойный нрав, легко вступают в контакт с человеком и хорошо приручаются. Африканские по мнению зоологов и цирковых дрессировщиков абсолютно не приручаются. Как смогли освоить их для нужд военного дела карфагеняне? Долгое время эта историческая загадка казалась не решимой. Но несколько лет назад археологи установили, что на севере Африки (старое название – Ливия) две тысячи лет назад жил подвид африканского слона чуть меньших размеров, чем современный и с другими формами поведения. По характеру он был ближе к слону индийскому и легко подлежал дрессуре. Именно с такими североафриканскими слонами Ганнибал перешел через Пиренеи.

Там он сразу одержал ряд побед. Наряду с талантом полководца им содействовали античные танки – боевые слоны. Самая решительная битва произошла у города Канны. В результате разгрома римлян, значительная часть Италии перешла под юрисдикцию Карфагена. Но затем военная удача перешла к римлянам. Ганнибал начал отступать. В 2002 году он потерпел серьезное поражение уже на территории своей родной Африки. Война окончилась с большими территориальными и финансовыми потерями для Карфагена.

Проиграв, фактически, две войны, он все-таки смог оправиться и вновь стал одним из богатейших городов. В Риме понимали, что конкуренция со стороны Карфагена мешает Риму развивать торговлю на Средиземноморье. Консул Марк Катон смог убедить римский сенат, что войну с пунийцами нужно вести до конца. Так появилась крылатая фраза – Карфаген должен быть разрушен!

В 149 году до н.э. пунийцы ввязались в небольшой военный конфликт на территории Африки с государством Нумидией. Римляне поддержали царя нумидийцев Массинисса и обрушились всей мощью своей армии на Карфаген. Началась З-я пуническая война. Римляне осадили город. Будучи прекрасно укрепленным, он выдержал три года тяжелейшей осады. Но, в конце концов, римляне ворвались в город и учинили чудовищный погром с резней мирных жителей. Город был стерт с лица земли.

Жизнь вернулась в эти места спустя много десятилетий, в 1 веке до н.э. Великий римлянин Юлий Цезарь был специалистом не только в военных, но и в созидательных делах. Он не одобрял того, что натворили его соотечественники в Карфагене. Цезарь предложил восстановить этот город, разработал план создания на его месте римской колонии. После смерти Цезаря план стал претворяться в жизнь. Возник второй, римский Карфаген. Это был один из крупнейших и богатейших мегаполисов античности с населением 700 000 человек. Если от первого Карфагена не осталось почти ничего, то второй представлен в наши дни несметным количеством археологических находок. Это – руины домов, храмов, терм. Особенно хорошо сохранились термы. Обычно это латинское слово переводится на современный язык как «баня». Однако мне видится, что более точно переводить как «аквапарк». Раскопанные остатки стен и помещений показывают сложнейшую структуру карфагенских терм. Это были анфилады больших залов с бассейнами, причем в каждом поддерживалась определенная температура воды. Можно так же добавить, что в городе функционировал водопровод, канализация и многие иные важные системы хозяйства мегаполиса.

Расцвет второго Карфагена длился до 5 века нашей эры. Затем самодурство римской знати, погрязшей в развлечениях и разврате, ослабило великую империю. Ее стали теснить варварские народы. В 406 году они прорвали римскую границу на Рейне. В 409 г вошли на территорию Испании. В мае 429 г. вандалы во главе с королем Гензерихом высадились в Северной Африке. В 439 г был взят Карфаген. Вандалы с удовольствием разрушали прекрасные античные храмы, отбивали у мраморных статуй головы, у голов – носы. Впрочем, в отличие от цивилизованных римлян, вандалы не разрушили город до конца, поскольку вознамерились сами в нем поселиться. Так возник третий Карфаген – варварский, жалкая тень прежнего величия.

В 533 г. на берегу высадились византийцы и выгнали вандалов. Замыслы у правителей Царьграда были грандиозные – вернуть Карфагену былое величие, сделать его центром Северной Африки. До конца эти планы не осуществились. Не хватило сил и средств. В конечном итоге возник четвертый Карфаген – провинциальный окраинный городок Византийской империи.

В VII веке заявила о себе новая политический сила – арабы–мусульмане. После нескольких походов и столкновений они окончательно овладели Карфагеном в 698 году. Вся территория вошла в состав могущественного халифата Омейядов. В отличие от римлян и вандалов, арабы не громили памятники прежних эпох. Однако они их не использовали и не восстанавливали. Центром своего присутствия мусульмане избрали небольшое местечко Тунис, южнее Карфагена. Здесь они создали чисто мусульманский город с мечетями и иными традиционными для арабов зданиями. Карфаген их мало интересовал. На протяжении многих лет туда наведывались «черные археологи», растаскивали то, что можно было вывезти. В дальнейшем, памятники второго, римского Карфагена, всплывали в ведущих музеях мира – Лувре, Лондонской национальной галерее и т.д. Нет их лишь в Эрмитаже, поскольку русские не имели обыкновения воровать и увозить археологические памятники без спроса.

Карфаген продолжал разрушаться. В 1881 г Тунис завоевали французы. Опытные колонизаторы, они обращали большое внимание на историю и культуру освоенных ими стран и территорий. Уже в 1882 г на окраине Туниса был создан археологический музей «Бардо», призванный спасти и сохранить то, что осталось от разрушенного мегаполиса древности. Первому, полностью разрушенному Карфагену, в музее посвящен лишь один зал. Немногочисленные экспонаты – вазы, ювелирные изделия, выполнены с высоким мастерством, говорящем о развитой культуре той эпохи. Большинство экспонатов относятся ко второму Карфагену. Это, в основном, напольные мозаики. Римляне умели делать их добротно. Таких экспонатов до нас дошло великое множество.

 

 

Позволим сделать одно отступление. Известно, что от античности не осталось ни одного бумажного документа. Творения авторов и писцов этого периода сохранились в виде копий, сделанных в позднем Средневековье. Копии не всегда были точны. Средневековые переписчики вносили в тексты искажения, современные им идеи. Исходя из этого, некоторые представители научных и околонаучных кругов неоднократно утверждали, что современные представления о Риме неправильны. Доходило до того, что псевдоученые пытались отрицать само существование Античности.

Разумеется, наука история, как политика, опрокинутая в прошлое, не всегда бывает точна. Однако огульное отрицание материала, накопленного истинными специалистами за столетия – полный абсурд. Античность была, и в общих чертах мы ее представляем правильно. Одно из подтверждений – древние мозаики, в огромном количестве хранящиеся в современных музеях. Многие содержат длинные и содержательные тексты на хорошо известном латинском языке. Этот материал может составить огромную библиотеку. Читая и перечитывая ее каменные листы, мы можем немало сказать об этом важнейшем периоде мировой истории. Современная историческая наука, изучающая античность – это колосс не на глиняных ногах, а на ногах из прочнейшего цемента. Кстати, античный цемент прочнее современного, и секрет его изготовления в полной мере не найден.

С конца 19 века при активной поддержке французских ученых на территории Карфагена начались интенсивные раскопки. Вокруг руин сформировался 5-й Карфаген – город археологов, место паломничества туристов. Раскопки превращены в так называемые археологические парки, оформляемые талантливыми арабскими и французскими ландшафтными архитекторами. Пальмовые аллеи, небольшие рощицы, аккуратные дорожки здесь удивительно гармонируют с живописными античными руинами, свидетельствующими о былом величии второго, римского Карфагена.

Недавно по этим местам прошел известный российский политик В.В.Жириновский. В разговоре он посетовал, что, навряд ли, ему удастся осуществить цель своей жизни – стать президентом России. «Может, - вздохнул он, - сделаться президентом более маленькой страны». В конце организованной лично для него экскурсии Владимир Вольфович встал на импровизированную трибуну – цоколь античной колонны, и произнес речь. Заканчивалась она словами – «Выберите меня президентом Туниса, и я обещаю: Карфаген будет восстановлен!».

 



По тропе Моисея

 

Район ближнего Востока играл и играет особую роль в мировой истории. Именно здесь были заложены основы ведущих мировых религий – иудаизма, христианства, отчасти – мусульманства. Именно здесь сформировалось реакционное, но значимое политическое течение – масонство. При этом сама по себе эта земля не имела большого значения в мировой культуре. Здесь было не много великих мыслителей, писателей, ученых. Правильно писал по этому поводу один из мудрецов прошлого – М.Ю.Лермонтов:

 

Вот у ног Ерусалима богом сожжена

Безглагольна, недвижима мертвая страна.

Бедуин забыл наезды для цветных шатров

И поет, считая звезды про дела отцов.

Все, что здесь доступно оку

Спит, покой ценя…

Чтобы понять, почему все-таки эта земля играла особую роль в истории, предлагаем схему, на которой отложены самые древние и самые значимые центры мировой культуры – Мохенджо Даро, Урарту, Вавилон, Санторин-Греция, Рим, Карфаген, Египет, Мекка.

 

 

Ближний восток оказывается в центре этих великих генераторов мировых культур, на пересечении культурно-пассионарных потоков. И этим определяется историческое значение мест, где раньше находились Иудея и Галилея, а ныне – Израиль и Палестина. Историю этих мест нельзя понять без осмысления личностей великих учителей человечества, действовавших в этих местах. В первую очередь – Моисея, как основателя иудаизма и Христа как основателя христианства. Их божественную сущность оставим богословам.

 

 

Попробуем подойти к их деяниям с естественнонаучных позиций. Посоветуемся еще с одним мудрецом прошлого – Л.Н.Толстым:

 

В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые так же, как ярлыки менее всего имеют связь с самим событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

«Война и мир», т. III.

Роль «великих людей» не следует преувеличивать. Но без них нельзя понять историю хотя бы потому, что их образы стимулируют проявление в последователях учений определенных чувств и действий. Образ Христа изучен реалистической наукой (Б.В.Сапунов, Земная жизнь Иисуса, С-Пб, «Копи-парк», 2007). Образ Моисея (по Талмуду – Моше, в русском просторечье – Мойша) воспринимается не столь однозначно. Так, гениальный Микеланджело, который не очень положительно относился к евреям, получив от Ватикана заказ на изображение Моисея как воплощение мудрости, изваял великого старца в образе нечистой силы с рогами.

 

 

                                           

В современной России церковь отделена от государства (как и в большинстве стран мира). Поэтому не будем глубоко вдаваться в личности основателей религий. Для нас эти образы – катализаторы того светлого, что должно быть в душе как верующего, так и атеиста. А деяния исторических персон можно рассматривать как стержни понимания значимых и вполне земных исторических событий. Итак, давайте пройдем по Ближнему Востоку по тропе Моисея, вооружившись познаниями естественных наук.

И пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидев его, идущего по морю,

встревожились.

Евангелие от Матфея, 14, 26.

Хотя этот район земного шара традиционно страдает от жаркого климата, но бывают и относительные холода. В какой-то степени, эти аномалии подтверждали прогнозы ведущих климатологов, предрекавших два основных процесса 21-го века. Это – медленное снижение температуры в масштабах Земного шара, и быстрый рост нестабильности погоды (см. книгу В.Б.Сапунова «Грядет глобальное похолодание», С-Пб, Астрель, 2011). В высокогорных районах Иордании и Израиля температура по ночам опускалась ниже нуля. Некоторые водоемы покрылись коркой льда. Иорданские климатологи могут показать спутниковые снимки, сделанные космическими аппаратами NASA, на которых видна корочка льда на Галилейском озере. Разумеется, за несколько часов ей предстояло растаять. Но все же явление замерзания воды здесь изредка место имеет.

 

 

Соответственно, известная всем легенда о том, как Христос ходил по воде «ако по суху» (Мф., 14:22-23, Марк, 6:45) приобрела новое незатейливое звучание. В 30-е годы Новой эры могло иметь место локальное похолодание и в какой-то момент воды Галилейского моря (или какие-то заливчики) замерзли. Иудеи, не привыкшие к таким холодам, кутались в галибеи и не очень-то понимали, что происходит. Христос, как человек образованный, получивший глубокие знания в школе египетских жрецов (см. Б.В.Сапунов, Земная жизнь Иисуса, С-Пб, Копи-парк, 2007), сразу понял, в чем дело и даже ступил на лед. Так возникла одна из новозаветных легенд. Легенда не обязана полностью соответствовать истине, но совсем на пустом месте сюжет не возникает. Понять истоки того или иного мифологического или религиозного сюжета – значит продвинуться на пути понимания мировой истории. Давайте на страницах книги повторим путь той легендарной персоны, которую евреи зовут раввин Мойша (в другой транскрипции – Моше), а русские – пророк Моисей. Добавим, что эту персону, несмотря на многочисленные расхождения между разными религиями, высоко чтят иудеи, христиане и мусульмане. Трактовка образа несколько различается. Для иудеев это самый почитаемый пророк. Для христиан и мусульман – лишь один из пророков.

Современная реалистическая философия, вбирающая в себя лучшие достижения материализма и идеализма, призывает трактовать такой, казалось бы, идеалистический источник как Библия, с чисто научных позиций. В трактовке библейских сюжетов будем исходить из двух положений.

1. Поскольку на пустом месте сюжет не возникает, доверять сочинителям древних текстов в известной мере можно. Хотя бы потому, что фантазия у людей ограничена. Сказитель может что-то преувеличить, что-то приуменьшить, собрать реальные элементы в нереальных сочетаниях. Но придумать того, чего вообще нет в природе, человек не в состоянии. Поэтому, поняв логику образования мифа, можно вычленить истину, помятуя следующий пункт.

2. Чудес на свете не бывает. Правильнее сказать, что чудо находится в противоречии не с реальностью, а с тем, что мы знаем о реальности.

 

Итак, двинемся по библейским местам, вооружившись великими книгами человечества и знаниями современной науки. Цитировать сюжеты будем по Библии (Изд. Российского библейского общества, М., 1999) и Талмуду (Пять книг Торы, Мосад Арав Кук, Йырушалаим, 1978).

Начнем с сюжета о гибели Содома и Гоморры (Библия, Бытие, 19 - 24, 26).

 

И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и все произрастания Земли. Жена же Лота оглянулась позади его и стала соляным столбом.

Некоторые богословы считают, что в дальнейшем на месте гибели городов возникло огромное соленое озеро – Мертвое море. Фантасты рассуждали о возможности существования ядерного оружия в библейские времена. Эту тему развивать не будем за недостатком материала. Ученые-материалисты пытались объяснить этот библейский сюжет извержением вулкана, во время которого, действительно из недр выбрасывается среди прочих элементов и сера. Но геологи не нашли в этих местах следов вулканических извержений. Интересную гипотезу относительно механизмов падения крупных метеоритов недавно предложил русский геофизик А.П.Невский. Согласно ей, когда в земную атмосферу вторгается крупный метеорит, то образуется мощнейший потенциал между ним и поверхностью Земли. В конце концов, происходит пробой и взрыв. Выделившая энергия взрывает метеорит снизу, осколки получают мощный импульс, направленный вверх. Некоторые из них могут даже приобрести космические скорости и вернуться в космос. Чем больше диаметр и масса метеорита, тем на большей высоте происходит взрыв. При этом формируется гигантский огненный столб, расширяющийся книзу и состоящий из многих плазменных разрядов. Воздействуют они на Землю как множество мощных авиационных бомб. Именно такие события, по мнению Невского, могли погубить города Содом и Гоморру. Добавим к этому еще одно соображение. Известный сюжет о Вавилонской башне (Бытие, 11: 1-9) тоже заканчивается разрушением недостроенной башни. На месте этих предполагаемых событий, действительно, археологами найден фундамент мегалитического сооружения, подвергнутый действию высокой температуры.

 

                                          Природная композиция «Слон»

Обратимся к следующему библейскому сюжету – Всемирный потоп (Бытие, 7):

И усилилась вода на Земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы…

По-видимому, первым ученым, который пытался осмыслить этот сюжет с материалистических позиций, был французский палеонтолог 18 века Жорж Кювье. Итогом его размышлений стала теория катастроф в истории Земли, которая не потеряла своей актуальности (по крайней мере, в некоторых аспектах) до наших дней. Ученые нашего времени в трактовке этого библейского сюжет едины, по крайней мере, по следующим соображениям. Глобального потопа, затопившего всю сушу, безусловно, быть не могло. Но потопы локальные были и будут. В библейские времена, когда была известна лишь малая часть Земли, локальный потоп вполне мог восприниматься как всемирный. Причины возможны разные. Усиление осадков, таяние горных ледников при солнечном максимуме, цунами, падение в океан крупного метеорита и т.д. В Иордании можно было ознакомиться с еще одной, последней версией библейского сюжета. В середине страны, в горах есть большой цирк, серьезно обследованный лишь недавно. Обследование показало, что в прошлом цирк представлял цельную каменную чашу, заполненную водой, т.е. был большим горным озером. В результате сейсмических колебаний, произошедших примерно 3 – 3.5 тысячи лет назад, стена каменной чаши треснула, и водный поток хлынул вниз, сметая все на своем пути. Иорданские геологи оценили размеры цирка, изучили профиль местности, провели тщательные расчеты, которые показали следующее. В результате катастрофы воды двинулась в сторону Междуречья. Тигр и Ефрат вышли из берегов. Обширная территория на месте современного Ирака на несколько недель оказалась под водой.

Мог ли какой-нибудь праведник предвидеть такую катастрофу? Возможно, мог. Проскопия – возможность предчувствовать катаклизмы, связанные с выделением большого количества энергии, у животных и отдельных людей в известной мере существует. Но в отношении этого феномена теории и даже серьезной гипотезы нет. Посему закончим рассмотрение этого сюжета и перейдем к следующему, связанному с увлекательными приключениями раввина (по древнееврейски – учителя) Мойши или в русской транскрипции пророка Моисея.

Признают Мойшу (Моше, Моисея), как уже отмечалось, почти все религии, но более всего почитают евреи, как самого великого пророка. Поэтому события его биографии будем цитировать по Талмуду. Историческая наука не располагает точными сведениями об этой персоне, но ее реальность вполне возможна. Датировка его жития – 12 – 13 вв. до н.э. Моисей работал важным чиновником при дворе фараона. Какого именно – неизвестно, и эта неизвестность усложняет датировку событий. Египетские хроники очень точны. Обстоятельства жизни всех реальных фараонов хорошо описаны, хотя, разумеется, с идеологическими приукрасами. Как известно, пророк Моисей (будем его именовать в соответствии с христианской традицией именно так) решил создать свое государство и с этой целью вывел евреев из Египта на территорию Иудеи. Напрашивается аналогия с созданием еврейского государства в ХХ в. Решению Моисея предшествовал разговор с Богом, в котором транслятором был горящий и несгорающий куст.

«И явился ему Ангел Господен в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Бытие, 2:2).

Такой куст существует. Он называется диптам или куст Моисея. Это своеобразное растение, выделяющее в большом количестве летучие эфирные масла, обладающие способностью воспламеняться и вспыхивать голубым пламенем на Солнце, особенно от капель росы, которые могут работать как маленькие линзы.

 Известно, что перед уходом евреи по рекомендации Моисея обобрали египтян, забрали у них золотые вещи и с наворованным имуществом двинулись в сторону к земле Обетованной. Навряд ли, такие действия могут быть одобрены с позиций общечеловеческой морали. Но не будем обсуждать политические и идеологические аспекты тех давних событий. Поговорим о реалиях геофизических и экологических. 15 век до н.э. был периодом очередного глобального потепления. Дельта Нила с плодородными землями могла прокормить много людей. Неудивительно, что к этим местам наряду с коренными египтянами тянулись и другие народы. В том числе евреи. По данным историков, на восток и Нила в районе современного Порт-Саида располагалось несколько еврейских поселений. Учитывая определенную негативную специфику их менталитета, трения с египтянами на национальной почве могли иметь место. Пока земли и продуктов хватало на всех, эти трения не приобретали больших масштабов. Но потом тренд глобального климата изменился в сторону похолодания. На этом фоне произошла одна из самых грандиозных катастроф в истории Земли - извержение вулкана Санторин, имевшее место в 1400 году до н.э. Масштабы этого события стали проясняться с 1899 г., после археологических раскопок на Крите, проведенных под руководством британского археолога Артура Эванса. Пытаясь найти остатки описанного в античных хрониках дворца царя Миноса, ученые наткнулись на многометровый слой вулканического пепла. Постепенно размах катастрофы, должной потрясти древний мир, стали вырисовываться. Вулкан Санторин находился на юге современной Греции. До сих пор осталась затопленная кальдера размером 7 на 12 км. По оценкам геологов и сейсмологов, объем выброшенного материала составил 70 кубических км. Площадь покрытия пеплом составила около миллиона квадратных километров, безусловно, задевая Египет. Наличие вулканического пепла в слоях того времени египетские геологи подтверждают. Энергия извержения составила 1027 эрг. Это на пять порядков превышает выработку энергии современным человечеством. Примерно столько же энергии выделится при взрыве 200 000 средних атомных бомб. В результате погибла прото-античная санторинская цивилизация, находившая на юге современной Греции. Некоторые историки считают, что именно эта трагедия дала основу мифа об Атлантиде.

Непосредственно из Египта эта катастрофа из-за кривизны Земли не была видна. Но последствия неминуемо должны были затронуть Египет. После подобного извержения, когда в атмосферу попадают миллионы тонн пыли, температура неизбежно снижается и надолго. Многие поля просто могли оказаться засыпанными пеплом и камнями. Все это должно было привести к нехватке ресурсов и обострению конфликтов в обществе. Это, очевидно, и привело к исходу еврейской общины.

Ситуация, сложившая в Египте, описана в пятикнижье Моисея как Казни Египетские.

И превратилась вода, что в реке, в кровь, и рыба вымерла, и восмердела река… (Тора, Шемот, 7:21-22).

В теплые периоды на поверхности Средиземного моря часто наблюдаются вспышки размножения красных водорослей (Rhodophyta) и бурых (Phaeophita). В них содержится пигмент фикоэритрин, придающий воде красноватый оттенок. Вулкан, безусловно, должен был породить цунами, выплеснувшее воду с водорослями и дохлыми рыбами на северные территории Египта. В результате воды покраснели и стали опасными по санитарным показателям. Вспомним, что произошло дальше.

И вышли лягушки и покрыли землю Египетскую… И появились вши на людях и скоте…И вымер весь скот Египетский…И сделалось воспаление, развивающееся в нарывы на людях и на скоте… (Тора, Шемот, 8: 19 – 27).

Все это можно рассматривать как последствия цунами. Гигантская волна, безусловно, должна была привести к засолению пресноводных водоемов и водотоков дельты Нила. Пресноводные амфибии двинулись на юг в поисках пресной воды. Массовое разложение выброшенной волной рыбы и погибшего в результате бедствия скота стало причиной распространения некоторых насекомых и инфекций.

И был град и огонь, пламенеющий среди града, и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота…(Тора, Шемот, 9:22-26).

Это тоже бесспорные последствия вулкана. Выброшенные пылевые частицы неминуемо должны были стимулировать образование дождевых и грозовых облаков и обильное выпадение осадков в виде дождя и града.

И напала саранча на всю землю Египетскую (Тора, Шемот, 10:14).

Периодические нашествия саранчи на этот регион происходили регулярно во все времена. В данном случае связи с вулканом могло и не быть.

И была тьма густая по всей земле Египетской три дня… (Тора, Шемот, 10:26).

Это уже совершенно очевидное последствия работы вулкана, который выбросил в верхние слои атмосферы огромное количество пепла и пыли.

Объяснение последней казни Египетской более проблематично.

Господь поразил всякого первенца в земле Египетской и все первородное из скота…

(Тора, Шемот, 12:29).

Впрочем, стихийное бедствие, обрушившееся на страну, неминуемо должно были привести к росту смертности, особенно младенческой и к спонтанным абортам.

Как известно, в конечном итоге Моисей вывел свой народ из Египта. И мнение историков, и здравый смысл подсказывает, что указанное в Торе число 600 000 людей в ушедшей толпе быть не могло. Очевидно, счет шел на тысячи или даже сотни. Далее согласно тексту Пятикнижья Моисея, за беглецами помчалось войска, возглавляемые лично фараоном.

И простер Мойша руку свою на море, и отводил господь море сильным восточным ветром, и сделалось море сушей, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше… И погнались египтяне, и возвратилась вода и покрыла колесницы и всадников… (Тора, Шемот, 14:21-28).

В Красном море довольно значительные приливы и отливы, амплитуда которых зависит от положения Луны и Солнца, и так же от ветра. Во время отлива обнажаются большие коралловые отмели, по которым можно перейти если не все море, то, по крайней мере, некоторые заливы. Через несколько часов отмель вновь покрывается водой, и пройти по этому пути становится затруднительно. Погибли ли преследователи (если действительно, евреев преследовали) в водной пучине или нет – сказать трудно. По данным египтологов ни один египетский фараон подобным образом не погибал (а египетские хроники, очень полны и точны). Но кто-то из военачальников мог утонуть. По-видимому, здесь имело место наложение другого исторического сюжета. Сто лет после Санторина в районе южной Греции произошло еще одно извержение, послабее. Тем не менее, оно породило цунами, дошедшее до Египта и вызвавшее жертвы. В их число попало подразделение египетской армии, шествующее вдоль берега (правда, Средиземного моря, а не Красного). В конечном итоге все эти сюжеты породили канву исхода Моисея со своим народом из Египта. Трактуя эти события, нужно помнить важное свойство мифотворения, подмеченное известным польским исследователем Библии З. Косидовским (Библейские холмы, М., Политиздат, 1978): «по мере уплыва лет временное расстояние между памятными событиями сокращается, пока не наступает их синхронность». Так что события, разделенные столетием, авторам Торы вполне могли представиться одновременными.

Как известно, поход длился 40 лет, хотя дистанцию от низовий Нила до Иудеи можно пройти за несколько дней. Известный еврейский анекдот гласит, что просто им платили суточные, потому они и удлиняли маршрут. Но это, разумеется, шутка. Самое реальное объяснение событий другое. Решение, относительного того, какую территорию заселить и какой образ жизни вести пришло не сразу. Пустыня не совсем бесплодна. Бедуины-кочевники в течение многих столетий выработали способы выживания в пустыне, перемещаясь от оазиса к оазису. Возможно, евреи, не сразу определив цель великого похода, присоединились к бедуинским племенам и вели соответствующий образ жизни, пока не выработали стремление осесть на постоянной территории. В ходе «бедуинского» периода евреи тоже многому научились. Например, собирать манну небесную.

«…И вот на поверхности пустыни что-то мелкое, круповидное, как иней на Земле… И сказал Мойша: это хлеб, который дал вам Господь в пищу». (Тора, Шемон, 15:14-15).

Вопрос о манне небесной изучен специалистами досконально (см., например, упомянутую монографию З.Косидовского). В 1927 г. биолог Иерусалимского университета Боденхаймер описал растущую на Синайском полуострове разновидность тамариска, которая весной выделяет сладковатую жидкость, застывающую на воздухе белыми шариками. Иногда эти шарики переносятся на большие расстояния сильными ветрами. Бедуины давно знали об этом растении, и поныне собирают шарики с веток как ягоды. Один человек может собрать в день до полутора кг – достаточно для утоления голода. И по сей день на некоторых арабских рынках можно встретить это лакомство, которое местное население называет «манн».

«И ссорился народ с Мойшей, и говорили: дай нам воды…И сказал Господь: возьми посох свой и ударь в скалу, и выйдет из нее вода…И сделал так Мойша». (Тора, Шемон, 17:2-6.).

Путешествуя в горах Иордании, есть возможность убедиться в наличии в них карстовых явлений и многих скрытых водотоков с чистой водой. Именно на таких водотоках, которые местные жители умели обнаруживать, основаны многие древние поселения этих мест. Самое известное из них – столица Набатейского царства город Петра. Так что если знать, в каком месте бить посохом, воду вполне можно получить.

Как известно, в ходе странствий Моисей встретился с Богом и получил от него 10 заповедей, ставших основой норм поведения и законодательства сначала еврейского, а потом и других народов. Не будем обсуждать вопрос, была ли такая встреча на территории современного Египта или Иордании, и существует ли Бог вообще. Некоторые авторы (В.Зайцев, Э. Деникен и др.) предполагали, что сюжет беседы Моисея с Богом - ни что иное, как контакт с представителями внеземной цивилизации. Здесь комментарии тоже давать трудно, ибо достоверных данных о существовании внеземных цивилизаций не получено до сих пор. Поговорим о вещах более очевидных.

Еврейский народ в библейские времена, находился в состоянии поиска своих традиций и образа жизни. Долгое время было даже неясно, кем они станут – кочевниками или оседлыми земледельцами. Поэтому им требовалась идеология и закон. Моисей дал требуемое. На самом деле то было далеко не первое известное человечеству законодательство. Закон вавилонского царя Хамураппи, дошедший до нас на глиняных табличках, намного старше библейских событий. Безусловно, были свои законы и идеология в еще более древних цивилизациях, существовавших 6 тысяч лет назад – Египетской, Мохенджо Даро. Добавлю, что в первичных текстах Торы нет разбиения назиданий Бога на 10 пунктов. Все это появилось много позже. Так или иначе, законодательство появилось, и возник определенный менталитет земледельцев и торговцев, заселивших территорию Иудеи. Спустя 3 с лишним тысячи лет история повторилась. С 80-х гг. девятнадцатого века евреи стали съезжаться на земли Ближнего Востока. В 1909 г. был основан город Тель-Авив. В 1948 г. он стал столицей нового государства – Израиль. Преемственность его с древней Иудеей более чем условна. По историческим меркам сроки существования и формирования нового государства невелики. На основе генов евреев, славян, англосксов, арабов, эфиопов начала формироваться новая нация – израильтяне. Это процесс еще далеко не завершен. Даже официальный язык – иврит – еще становится в стадии формирования и становится средством общения с определенным трудом.

Закончим простой истиной. Талмуд, Библия – прежде всего, исторические документы. Не более и не менее того. Соответственно, к ним можно и нужно подходить с научными методами. Моисей, Христос и другие великие учителя человечества – реальные люди, с реальными биографиями и реальными достоинствами и недостатками. И если уж выбирать объект для поклонения, то пусть им станет не конкретная личность, а идея Учителя и то светлое, что есть в каждом человеке и что может условно ассоциироваться с конкретной исторической персоной.

 

Вот так, стоя на этом месте, Моисей воодушевлял свой народ

перед последним броском к Земле обетованной

 

Современный Египет населен тремя этносами. Доминируют египетские арабы, исповедующие ислам. Второй этнос - суданские негры, также исповедующие ислам. Третий - копты. Кто они такие, до конца неясно. Большинство египтян считают их просто арабами, исповедующими христианство в форме православия. Появление такого этноса не случайно, так как древняя египетская религия была отнюдь не языческой, а являла собой один из корней христианства. Но сами копты добавляют, что они не просто православные арабы, а потомки древних египтян, возводивших пирамиды и гигантские храмы. Не беремся судить об этнических тонкостях. Засвидетельствуем лишь одно - в современном Египте нет национальных и религиозных проблем. Арабы-мусульмане мирно уживаются с арабами-христианами и с суданскими неграми. Этот факт заслуживает серьезного осмысления с позиций истории религии.

Подавляющее большинство жителей как мусульманских, так и христианских стран не усматривает серьезных оснований для вражды на историко-религиозной почве. Безусловно, так же и то, что все люди различны и отнюдь не равны. Даже самые закоренелые атеисты из стран с христианскими истоками ведут себя иначе, чем атеисты из мусульманских стран. Религия даже для неверующего человека является корнем его миропонимания и идеологии. Глубоко верующих мало, религиозных фанатиков, может, вообще в природе не существует. Даже те, кто считает себя верующими, обычно не знают основ своей религии. Рядовой христианин свое религиозное миропонимание сводит к десяти заповедям, которые он не может четко перечислить, и которых, вообще говоря, в Библии в пронумерованном виде нет. Так же большинство мусульман сводят всю религиозную доктрину к утверждению "Нет Бога кроме Аллаха и Магомет - пророк его", не подозревая, что такой фразы в Коране нет, и вообще она неточна.

Коран относится к великим книгам человечества, прежде всего, потому, что его таковым считают. Именно потому его трудно рассматривать непредвзято. Воинствующий атеист или противник Ислама будет отрицать все, что в нем написано. Правоверный мусульманин считает Коран абсолютной истиной и именно поэтому не вникает в суть, внутреннюю логику и философские корни содержания книги. Между тем, Коран - в первую очередь исторический документ. Непредвзятый взгляд реалиста христианский корней и в некотором роде атеиста (отнюдь не воинствующего) может узреть то, что не видят в тексте великой книги другие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: