Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками

Использование лесных участков может осуществляться на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками. Введение данного титула является новеллой ЛК РФ 2006 г. В соответствии со ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, земельным законода­тельством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ). Согласно ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является вещным правом.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются и постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ).

Физическим лицам лесные участки на данном праве не предоставля­ются. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЛК РФ и в ЗК РФ, что служит гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на лесные участки.

Законодательством предусмотрена возможность добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Порядок и условия отказа от права на земельный участок закреплены в ст. 53 ЗК РФ. В соответствии с земельным законодательством принудительное прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования допускается в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (подп. 2 п. 2 ст. 45ЗК РФ). Кроме того, согласно ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования участком может быть прекращено принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

-использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- порче земель;

-невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятии по улучшению земель и охране почв:

- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, при­годное для использования по целевому назначению;

- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельско­хозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не уста­новлен федеральным законом. В этот период не включается время, необ­ходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Перечень оснований прекращения права постоянного бессрочного поль­зования согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не является исчерпывающим.

Лесное законодательство предусматривает иные основания прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Согласно ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты, воспроизводства лесов является основанием для принудительного прекращения нрава постоянного (бессрочного) поль­зования лесным участком (ч. 1 ст. 61. ч. N ст. 51 ЛК РФ).

«Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в слу­чаях нарушений земельного законодательства не может быть прекращено, поскольку на пользователя лесным участком не распространяется обязанности пользователей земельными участками, предусмотренные и ст. 42 ЗК РФ и других статьях ЗК». Это является особенностью данного титула пользования лесными участками и отличие от нелесных участков.

Согласно ст.54 ЗК РФ решение о прекращении прав на участки во всех вышеперечисленных случаях может быть принято только судом, принуди­тельное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования участком осуществляется при условии неустранення фактов ненадлежащего использования участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

3. Право безвозмездного пользования лесными участками. Право безвозмездного пользования лесными участками это следую­щий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ).

В безвозмездное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. З ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное пользование для осуществления религиозной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строении, сооружений рели­гиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.

В соответствии с данным титулом использование земельной поверхно­сти и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное пользование субъектам РФ.

Предоставление участка земель лесного фонда в безвозмездное пользование должно оформляться заключением письменного договора, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования участком земель лесного фонда.

Прекращение права безвозмездного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, но имеются некоторые особенности.

 

4. Сервитут (частный, публичный). Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским зако­нодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях, законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российском Федерации».

В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Значительное число уче­ных считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. Однако в науке существует мнение о существование публичного лесного сервитута.

Большинство лесов в Российском Федерации находится в государ­ственной (федеральной) собственности. Государственная собственность по своему характеру прекрасно подходит для выполнения общегосударственных задач, для обеспечения потребностей населения в лесных ресурсах, для реализации публичных интересов. Поэтому, представляется, нет особой необходимости в установлении права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута) по отношению к государственной собственности. Граждане для собственных нужд (ограниченно) используют леса в силу указания федерального закона - Лесного кодекса РФ.

Сервитут - это вещное право, необходимо прямое указание в законода­тельстве на наличие данного права, указание на содержание права, субъектов и объектов права. В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Но при этом лесной сервитут не закреплен в лесном и в земельном законодательстве.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: