Использование лесных участков может осуществляться на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками. Введение данного титула является новеллой ЛК РФ 2006 г. В соответствии со ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ). Согласно ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является вещным правом.
В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются и постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ).
|
|
Физическим лицам лесные участки на данном праве не предоставляются. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЛК РФ и в ЗК РФ, что служит гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на лесные участки.
Законодательством предусмотрена возможность добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Порядок и условия отказа от права на земельный участок закреплены в ст. 53 ЗК РФ. В соответствии с земельным законодательством принудительное прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования допускается в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (подп. 2 п. 2 ст. 45ЗК РФ). Кроме того, согласно ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования участком может быть прекращено принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
-использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
|
|
- порче земель;
-невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятии по улучшению земель и охране почв:
- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Перечень оснований прекращения права постоянного бессрочного пользования согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не является исчерпывающим.
Лесное законодательство предусматривает иные основания прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Согласно ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты, воспроизводства лесов является основанием для принудительного прекращения нрава постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (ч. 1 ст. 61. ч. N ст. 51 ЛК РФ).
«Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в случаях нарушений земельного законодательства не может быть прекращено, поскольку на пользователя лесным участком не распространяется обязанности пользователей земельными участками, предусмотренные и ст. 42 ЗК РФ и других статьях ЗК». Это является особенностью данного титула пользования лесными участками и отличие от нелесных участков.
Согласно ст.54 ЗК РФ решение о прекращении прав на участки во всех вышеперечисленных случаях может быть принято только судом, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования участком осуществляется при условии неустранення фактов ненадлежащего использования участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
3. Право безвозмездного пользования лесными участками. Право безвозмездного пользования лесными участками это следующий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ).
В безвозмездное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. З ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное пользование для осуществления религиозной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
|
|
На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строении, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.
В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное пользование субъектам РФ.
Предоставление участка земель лесного фонда в безвозмездное пользование должно оформляться заключением письменного договора, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования участком земель лесного фонда.
Прекращение права безвозмездного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, но имеются некоторые особенности.
4. Сервитут (частный, публичный). Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях, законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российском Федерации».
|
|
В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Значительное число ученых считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. Однако в науке существует мнение о существование публичного лесного сервитута.
Большинство лесов в Российском Федерации находится в государственной (федеральной) собственности. Государственная собственность по своему характеру прекрасно подходит для выполнения общегосударственных задач, для обеспечения потребностей населения в лесных ресурсах, для реализации публичных интересов. Поэтому, представляется, нет особой необходимости в установлении права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута) по отношению к государственной собственности. Граждане для собственных нужд (ограниченно) используют леса в силу указания федерального закона - Лесного кодекса РФ.
Сервитут - это вещное право, необходимо прямое указание в законодательстве на наличие данного права, указание на содержание права, субъектов и объектов права. В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Но при этом лесной сервитут не закреплен в лесном и в земельном законодательстве.
ЛЕКЦИЯ 3