Правовое регулирование использования лесов

 

1. Порядок использования лесов. Использование лесов в РФ осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ. Большинство видов использования лесов осуществляется путем заключения договора аренды лесного участка. Аренда - это основная форма предоставления лесных ресурсов в пользование.

Лесопользователи, которым предоставлены участки леса в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, осуществляют лесопользование на основе проекта освоения лесов, который составляют самостоятельно в соответствии со ст. 12 ЛК РФ (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ).

Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69 утвердил состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Проект освоения лесой содержит сведения о разрешенных видах и про­ектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесопе­рерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛK РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Лесной кодекс РФ в ст. 89 устанавливает обязательность проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Порядок ее проведения установлен приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству РФ.

Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей обще­ственных объединений.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессроч­ное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде. В заявлении указывается местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов и другая информация.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ. законодательству РФ и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству РФ, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.

Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

После утверждения заключения проекта освоения лесов органы госу­дарственной власти в течение семи дней направляют его лесопользователю.

При осуществлении большинства видов лесопользования ежегодно подается лесная декларация в органы государственной власти лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 26 ЛК РФ). Представление лесной декларации является законодательной новеллой ЛК РФ 2006 г. Лесном кодекс РФ, таким образом, закрепил переход от ранее действовавшего разрешительного порядка лесопользования на основе лесорубочного билета, ордера и лесного билета к лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 26 ЛК РФ). Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В развитие данной нормы был принят приказ Минприроды России от 16 января 2015 г. № 17, который утвердил формы лесной декларации и Порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.

Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предпо­лагаемого срока использования лесов.

Срок действия лесной декларации составляет не более 1 2 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местопо­ложении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах исполь­зования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется исполь­зование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Разные виды отчетов, предоставляемые лесопользователями. Контроль за соблюдением лесопользователями правил использования лесов, а также правил охраны, защиты и воспроизводства лесов, произрастающих на участках, переданных лесопользователям, осуществляется путем предоставления лесопользователями отчета об использовании лесов (ст. 49 ЛК РФ), отчета об охране лесов (ч. 1 ст. 60 ЛК РФ) и отчета о защите лесов (ст. 60.11 ЛК РФ) в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в ст. 81 -84 ЛК РФ. В отчете об использовании лесов содержится информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация.

Граждане и юридические липа, осуществляющие воспроизводство лесов и лесоразведение, предоставляют также отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении в соответствующие органы (ст. 66 Л К РФ).

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Нахождение граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также обеспечения безопасности граждан при выполнении работ. Однако при этом порядок запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах не установлен.

Кроме того, согласно ст. 59 ЛК РФ в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Законодательством установлена ответственность за невыполнение обязанностей по охране лесов. В соответствии с ч. 8 ст. 51 ЛК РФ невы­полнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими исполь­зование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком. Данная норма направлена на выполнение обязанностей по охране лесов лесопользователями.

2. Договор аренды лесного участка. Вместо ранее действовавшего договорно-разрешительного порядка использования лесов на основе договора и лесорубочного билета, ордера или лесного билета для снятия административных барьеров в ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов путем заключения договора аренды.

Большинство видов использования лесов осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому значение договора аренды лесного участка резко возросло.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ если иное не уста­новлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм ЛК РФ в регулировании арендных отношений.

Правовое регулирование данного договора также осуществляется при­казом Минприроды России от 28 октября 2015 г. № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, нахо­дящегося в государственной или муниципальной собственности» и поста­новлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 г. № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».

Вкачестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся вформе открытого аукциона.

Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в слу­чаях:

1) предусмотренных ст. 36, 43-45 ЛК РФ;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов и области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ;

4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих здании, сооружений, помещений и них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения пли оперативного управления).

Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов при условии, если лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов, а также если лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более 10 лет.

Основанием возникновения арендных правоотношений является про­токол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной реги­страции.

Существенной особенностью рассматриваемого договора является его целевой характер. Виды использования лесов обязательно указываются в заключенном договоре.

Арендодателем выступает соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами. ЛК РФ не устанавливает.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной соб­ственности и прошедшие государственный кадастровый учет, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индиви­дуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе площади, его местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора

Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (ч. 2 ст. 610), договор аренды лесного участка заключается на определенный срок, который определяется в соответствии со сроком использования лесок, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ч. 4ст. 72 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный срок заключения договора аренды по использованию лесов в предпринима­тельских целях - по общему правилу от 10 до 49 лет. Однако ЛК РФ установил исключения из данного правила в ч. 3 ст. 72. Договор аренды лесного участка заключается от одного года до 49 лет при строительстве и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, при предоставлении лесных участков для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Данный договор заключается на срок до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождении полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ. При использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства договор аренды заключается на срок не превышающий срок действия охотхозяйственного соглашения.

В отличие от других видов арендованного имущества, арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Статья 73 ЛК РФ предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке. При использовании же лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Важным является вопрос о возможности передачи арендованных лесных участков в субаренду. Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ, в соответствии с которыми передача арендованного имущества в субаренду допускается только с согласия арендодателя.

Передача лесного участка в субаренду существенно затрагивает инте­ресы арендодателя, может ухудшить условия использования лесных участков, поэтому с целью обеспечения интересов арендодателя в законодательном порядке необходимо предусмотреть правила о том, что при передаче лесного участка в субаренду запрещается изменять предусмотренный в договоре аренды вид использования лесов и объемы изъятия лесных ресурсов.

Следует отмстить, что в соответствии с действующим ЛК РФ круг обя­занностей арендаторов лесных участков увеличился. Арендаторы обязаны в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муни­ципальной экспертизы (ст. 88, 89 ЛК РФ), ежегодно представлять в уста­новленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 20 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ возлагает обязанность противопожарному обу­стройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др., создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) на арендатора (ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно- оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, осуществляют также лесовосстановительные мероприятия. Лесной кодекс РФ данные обязанности и бремя затрат возлагает на арендаторов, осуществляющих один из основных видов предпринимательской деятельности по использованию лесов - заготовку древесины. Арендаторы, осуществляющие другие виды деятельности, такой обязанности не несут.

Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осущест­вляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.

Таким образом, рассмотренные условия договора аренды лесного участка, находящегося к государственной или муниципальной собственности, свидетельствуют о существенных особенностях данного договора, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые элементы, что позволяет рассматривать его в качестве отдельного вида договора аренды. Возросшее значение этого договора обусловливает необходимость сформулировать определение данного договора в ЛК РФ, в котором отразить его специальные признаки: «По договору аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование для осуществления одного или нескольких видов использования лесов, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенными видами использования лесов и соблюдать установленные законодательством требования». Существенные условия договора аренды лесного участка следует предусмотреть в ЛК РФ, а не в подзаконном нормативном акте.

3. Договор купли-продажи лесных насаждений. Договор купли-продажи лесных насаждении предусмотрен ЛК РФ 2006 г. Определение данного договора в ЛК РФ отсутствует, однако правила о его заключении и содержании предусмотрены гл. 7 ЛК РФ (ст. 75-77). Правовое регулирование осуществляется также приказом Минприроды России от 28 октября 2015 г. N° 446 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Статья 75 ЛК РФ устанавливает, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1). К рассматриваемому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (ч. 3 ст. 75 ЛК РФ). Таким образом. ЛК РФ содержи г специальные нормы по купле-продаже лесных насаждений и имеет приоритет в применении перед ГК РФ.

Рассматриваемый договор заключается в строго ограниченных законом случаях. Прежде всего, он заключается гражданами для удовлетворения собственных нужд в древесине, что предусмотрено ст. 30 ЛК РФ. В законах субъектов РФ уточняются цели заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждении для собственных нужд.

В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государ­ственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ).

Лесной кодекс РФ предусмотрел еще один случай заключения договора купли-продажи лесных насаждений. При размещении заказа па выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осу­ществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 3 ст. 19 ЛК РФ), в этих случаях заключается договор купли-продажи лесных насаждений.

Договор купли- продажи  лесных насаждении заключается без  предо­ставления лесного участка, поэтому моментом перехода права собственности на заготовленную древесину в соответствии со ст. 223 и 221 ГК РФ следует считать ее вывоз в оговоренные договором места. Пунктом 7 ранее действующих Правил заготовки древесины  предусмотрено, что древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, рас­положенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.

Реализация древесины возможна при использовании лесов при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождении полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружении и морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (ст. 44 ЛК РФ), строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45.ЛК РФ), переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ). Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК  РФ.

Использование лесов в указанных целях осуществляется путем пре­доставления лесных участков в аренду. Заготовленная арендаторами при осуществлении данных видов деятельности древесина переходит в их собственность. Арендаторы осуществляют реализацию заготовленной древесины самостоятельно. Однако право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных па землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЛК РФ),

При этом в соответствии с утвержденными постановлением Правитель­ства РФ Правилами реализации древесины, которая получена при исполь­зовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 33-46 ЛК РФ устанавливается особый порядок реализации древесины.

Организацией продажи древесины занимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Средства от реализации древесины подлежат зачислению в доход федерального бюджета. Следует отметить, что в данном случае заключается договор купли-продажи древесины и правила о договоре купли-продажи лесных насаждений к таким правоотношениям не применяются.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: