Трудовая теория стоимости

Величайшей заслугой Смита явилось научное обоснование в " Богатстве народов " трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость товаров и богатство создаются трудом и только трудом. Товары обмениваются, как правило, по их трудовой стоимости. Вследствие того, что стоимость создается только трудом, собственники капитала и земли не являются производителями стоимости товаров, а лишь предоставляют необходимый материал для производства, их же личные доходы представляют собой лишь вычет из стоимости продукта, создаваемой трудом.

Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит (в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

 

Теория доходов.

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

 

Вопрос 3. Развитие экономической мысли в трудах представителей классической политической экономии первой половины и середины 19 в. Экономические идеи Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя, Д.С. Милля.

Первым небританским экономистом, популяризировавшим и развивавшим идеи А. Смита, был французский предприниматель и учёный Жан Батист Сэй (1767-1832). Основная работа Сэя – «Трактат политической экономии» (1803) имела три раздела: производство, распределение, потребление. Подобное деление было впоследствии воспринято другими авторами и прочно вошло в научный оборот.

Рассматривая производственный процесс, Сэй отмечал, что производство создаёт не материю, а полезность. Поэтому всякий труд, создающий полезность, является трудом производительным. Кроме труда в создании этой полезности участвуют еще два фактора: капитал и земля. Всем трём факторам соответствуют три основных дохода: заработная плата, процент и рента. Сумма этих трёх доходов и определяет величину стоимости продукта.

Наблюдая периодические кризисы перепроизводства, Ж. Сэй сформулировал закон, получивший впоследствии название «Закон рынков Сэя». Он гласил, что совокупное производство всегда равно совокупному потреблению, поэтому кризисы перепроизводства товарной массы невозможны. Наблюдаемые кризисы, добавлял Сэй, имеют место не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров было произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответсвие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен.

Английский пастор и экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834) в своём сочинении «Опыт о законе народонаселения» (1798) впервые употребил термин «борьба за существование», который впоследствии использовал Ч.Дарвин в теории эволюции видов.

Согласно расчётам Мальтуса, население Земли удваивается каждые 25 лет, и, следовательно, возрастает каждый последующий 25- летний период в геометрической прогрессии. Производство продуктов питания может расти только по закону арифметической прогрессии. Отсюда он делал заключение, что именно этот разрыв в темпах прироста населения и необходимых средств существования и является причиной нищеты. Предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения рождаемости.

Т. Мальтус разделял мнение Ж. Сэя о том, что в основе стоимости товара лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Если обозначить издержки на труд Х, затраты капитала Y, а прибыль Z, то рабочие могут на свою заработную плату купить на сумму Х, капиталисты купят друг у друга на сумму Y, а Z останется нереализованной. Отсюда следует, что реализация всей массы созданной стоимости невозможна. Выход Мальтус видел в наличии покупателей, которые ничего не продают, а только потребляют, и тем самым оплачивают Z. Это непроизводительные потребители в лице аристократии, чиновничества и т.д. Тем самым он не соглашался с мнением, что в обществе существуют паразитические классы.

Джона Стюарта Милля (1806-1873), одного из близких друзей Д. Рикардо, нередко называют синтезатором идей классической школы. В своём труде «Основания политической экономии» (1848) он стремился соединить, согласовать идеи и положения предшественников и коллег, хотя в их подходах имелось немало отличий. Впоследствии это произведение Милля на протяжении длительного времени являлось самым популярным учебником по политической экономии.

Милль солидаризировался с трудовой теорий стоимости, но уточнял, что меновая ценность – категория не производства, а обращения: это соотношение между товарами в процессе их обмена друг на друга или на деньги. Меновая ценность и цена товара устанавливаются в точке, где уравновешивается спрос и предложение. Спрос при этом влияет на цену в сторону её увеличения, предложение же способствует снижению цены.

В теории производства Милля основными объектами изучения являются три фактора производства (труд, земля, капитал), каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями. Закон возрастания труда – это закон возрастания населения, неограниченный от природы. Рост капитала зависит от бережливости населения. Иначе обстоит дело с третьим фактором производства – землёй. Ограниченность земельных площадей и плодородия земли устанавливают пределы для увеличения производства.

Дж.С. Милль первым среди представителей классической политэкономии высказывал суждения о социализме и социалистическом устройстве общества. В частности, при всей доброжелательности к социализму, Милль принципиально размежёвывался с социалистами в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, «задача состоит лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности».

Т. Мальтус.

Томас Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической мысли как автор теории народонаселения («Опыт о законе народонаселения» (1798)),и как один из первых критиков закона Сэя («Принципы политической экономии» (1820)).

Теория народонаселения. Создание этой теории отчасти стимулировалось тем, что в Англии конца XVIII в. действительно наблюдался значительный рост населения, вызванный в первую очередь уменьшением смертности. Мальтус так сформулировал цель своей работы «Опыт о законе народонаселения»: наметить пути к улучшению положения низших классов общества.

В своей работе Мальтус исходил из четырех основных положений:

- общество находится в состоянии равновесия, когда количество продуктов потребления соответствует численности населения;

- при отклонении от этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесию;

- цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

- существует закон народонаселения, согласно которому и население, и производство предметов потребления при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения больше, чем скорость роста предметов потребления. В частности, при отсутствии препятствий население растет в геометрической, а производство предметов потребления – в арифметической прогрессии. Вся книга Мальтуса – следствие из этих положений.

Мальтус принимает тезис Смита о том, что рост богатства может происходить неограниченно. Проблема, по Мальтусу, в другом: экономический рост ограничен опасностью более быстрого роста населения, чем это допускается ростом производства предметов потребления. Предвидя будущие возражения, Мальтус многократно повторял, что не является противником роста населения: «Враги, с которыми я борюсь, суть порок и нищета».

Поскольку население растет быстрее производства предметов потребления, то для сохранения равновесия «необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось». В примитивных обществах это достигается через болезни, голод и войны. В современном обществе – через изменение заработной платы. Это происходит автоматически: чрезмерный рост населения уменьшает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующий период времени. Напротив, рост заработной платы ведет к росту населения, а это ведет к росту бедности в следующий период времени.

Из теории народонаселения Т. Мальтуса вытекает ряд важных выводов:

- в силу давления роста населения на уровень заработной платы в сторону понижения последняя определяется минимальной стоимостью средств существования работника;

- экономически важное значение имеет не номинальная (денежная) заработная плата, а реальная заработная плата, определяемая ценой потребляемой пищи;

- бедность, как доказывает Мальтус, нельзя преодолеть раздачей денег. «Когда существует недостаток в каком-либо виде товара, то он не может быть распределен между всеми: он поступает к тому, кто... предлагает за него большие деньги... Поэтому, если чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то решительно все равно, будут ли низшие классы получать 2 шиллинга или 5». По Мальтусу, любые попытки побороть нищету, прибегая к прямым государственным субсидиям или к частной благотворительности, могут только ослабить главное ограничение роста населения – необходимость для каждого самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Никто из способных к труду не имеет «права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом».

Следовательно, Мальтус выступал против закона о помощи бедным. По этим законам приходы обязаны были содержать всех бедняков, живших в нем и не способных самостоятельно поддерживать свое существование. Мальтус подчеркивал, что закон о бедных поощряет размножение населения, нисколько не увеличивая средств существования. Оказывая помощь бедным, они содействуют их размножению. В конечном счете, число людей, обращающихся за пособием, должно постоянно возрастать».

Рост нищеты в результате избыточного (т.е. превышающего темп роста производства предметов потребления) роста населения Мальтус считал социально опасным, так как он вызывает социальную нестабильность. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство невозможно, а разделение общества на очень богатых и очень бедных нежелательно, то основу здорового роста населения (т.е. роста населения без бедности) составляет рост производства и среднего класса. «Не чрезмерная роскошь небольшого числа людей, но умеренная роскошь между всеми классами общества составляет богатство и благоденствие народа» [4, с. 102]. Только тогда, возможно, сработает такой автоматический ограничитель роста населения, как стремление человека перейти к более высокому социальному статусу, требующему роста расходов не только на потребление, но и на образование, профессиональную подготовку, отдых и т. п.

Средний класс составляет, по Мальтусу, основу общества, но в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) бедные и богатые. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое представляется главным двигателем общественного благосостояния».

Критика закона Сэя. Т. Мальтус был первым представителем классической школы, который оспорил тезис о саморегулируемости рыночной экономики и, следовательно, о невозможности существования хронической проблемы реализации произведенного общественного продукта. В основе аргументации Мальтуса – существование в рыночной экономике проблемы перенакопления. Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. Там необходимо обилие пищи, здесь – обильный денежный спрос. Как при недостатке пищи нелепо поощрять браки и размножение людей, так при недостатке спроса неуместно стимулировать накопление капитала. Ведь новые капиталы еще более увеличат предложение товаров. Для соблюдения пропорции между ростом спроса и ростом инвестиций Мальтус считал необходимыми всевозможное увеличение класса мелких земельных собственников, развитие внешней и внутренней торговли, наличие обширного класса непроизводительных потребителей[6]. Особое значение придавалось при этом богатой земельной аристократии. Покупательная способность капиталистов в большей мере идет на накопление в ущерб их возможному потреблению. Из трех видов дохода (по А. Смиту) остается рента – она и должна компенсировать падение спроса на товарном рынке. Вспомним, однако, что для опровержения закона Сэя нужно было показать неизбежность хронического перепроизводства – такого, которое не может выправиться. Для этого доводы Мальтуса были недостаточными. Переизбыток товаров должен вызвать снижение их цен до такого уровня, когда все их сможет поглотить данный спрос населения. При этом падение цен может оказаться столь сильным, что они подчас не будут возмещать издержек производства.

Тогда некоторые капиталы погибнут, и проблема перенакопления утратит свою остроту.

Заслуга Мальтуса в том, что:

в его теории реализации просматривается признание того, что недостаток спроса ставит пределы росту капитала. Отсюда вывод, что нельзя абсолютизировать бережливость как фактор роста богатства. Необходимо учитывать, что желание потреблять – это также необходимый стимул производства, а значит и фактор роста богатства;

теория народонаселения Мальтуса определила господствовавшую в течение всего XIX в. теорию заработной платы как теорию прожиточного минимума;

побочным продуктом теории народонаселения Мальтуса является закон убывающего плодородия почв (который позже будет распространен маржиналистами на другие факторы производства и признан ими одним из универсальных законов экономики).

Критика взглядов Мальтуса, в основном сводится к следующему:

- он использовал некорректную статистику, характеризуя рост народонаселения (статистика по США, когда основной прирост населения достигался миграцией, а не естественным приростом);

- предполагал постоянство издержек воспроизводства населения, тогда как на самом деле они являются растущими (растут издержки на воспитание и особенно на образование, на компенсацию упущенного заработка матери). Это ведет к тому, что в развитых странах рождаемость падает по мере увеличения ВНП на душу населения, что снимает проблему, занимавшую Мальтуса. Но, во-первых, Мальтус не отрицал этой возможности для общества будущего. Во-вторых, для многих развивающихся стран проблема чрезмерной рождаемости сегодня так же актуальна, как во времена Мальтуса;

закон убывающего плодородия почвы является законом, который работает только в условиях «статики» (и не работает, например, в условиях НТП).

Ж-Б. Сэй.

Наиболее известным исследователем учений Смита во Франции был Жан Батист Сэй (1767-1832). Главными работами Ж.Б. Сэя являются «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). Его теория сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики. Основные теоретические положения заключались в следующем.

1. Богатство. По мнению Ж.Б. Сэя, понятие «богатство» не применимо к продуктам, которые люди могут получить бесплатно (вода, воздух), а только к продуктам, «которые имеют стоимость и которые стали исключительной собственностью их владельцев».

2. Производительный труд. Производство определяет как деятельность человека, направленную на создание полезности, которая может воплощаться в материальных и нематериальных формах. Следовательно, критерием производительности служит полезность. Ж.Б. Сэй дает более широкую, чем А. Смит, трактовку сферы производительного труда, включая туда не только сферу материального производства, но и сферу услуг, так как здесь тоже создается полезность.

3. Стоимость. Стараясь всесторонне рассмотреть проблему стоимости, Ж.Б. Сэй рассуждал следующим образом: «Производство не создает материи, но создает полезность..., и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства». Стоимость обязана своим происхождением соединенному действию труда человека, сил природы и капитала. И наконец, окончательно стоимость устанавливается на рынке под влиянием спроса и предложения.

4. Теория факторов производства. Ж.Б. Сэй исходил из того, что стоимость создается тремя факторами производства; трудом, капиталом и землей (природой). Каждый из этих факторов оказывает определенную услугу при создании стоимости. Соответственно трем самостоятельным источникам стоимости Ж.Б. Сэй выделяет три основных дохода: заработную плату (плата за услугу труда), прибыль (плата за услугу капитала и предпринимателя) и ренту (плата за услугу земли). Каждый из собственников указанных факторов получает свой доход, т. е. ту часть стоимости, которую создал их фактор производства: рабочий — заработную плату, предприниматель — прибыль, земельный собственник — ренту. В отношении прибыли Ж.Б. Сэй полагал, что она складывается из ссудного процента, который капиталист имеет как собственник капитала, и предпринимательского дохода, который он получает как предприниматель за организаторскую деятельность, новаторство и риск. Трехфакторная теория ценности Ж.Б. Сэя основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора олределяется ценой на производимый им товар, в конечном же счете — соотношением спроса на этот товар и предложением производственного фактора. Из теории трех факторов производства Ж.Б. Сэй делает вывод о том, что между классами существует гармония, так как каждый класс получает только свою долю стоимости.

5. Теория реализации. Другой, наиболее известной теорией Ж.Б. Сэя стала теория реализации, получившая название «закон Сэя» (или «закон рынков»), который гласит: «производство всегда равняется потреблению». Всякое производство само порождает доходы и создает спрос, благодаря чему покупаются все товары, стоимость которых соответствует предъявленным доходам. Деньги выступают лишь в качестве посредника, потому что они нужны для обмена своего продукта на продукты других производителей.

На основе данного закона вытекало, что при капитализме предложение всегда равно спросу, всегда существует полная реализация, так как в масштабах народного хозяйства реализация означает обмен одних продуктов на другие. Ж.Б. Сэй, правда, предполагал перепроизводство отдельных товаров. Но считал, что в этом случае просто недостает других товаров. Однако возникшее структурное несоответствие выравнивается в результате движения товаров и стимулирующего воздействия цен.

Таким образом, закон рынков Ж.Б. Сэя исключает общее перепроизводство товарной массы. Совокупный спрос должен соответствовать совокупному предложению. Кризисы перепроизводства в рыночной экономике не могут иметь места. Временно может возникнуть лишь структурное несоответствие, которое затем в силу внутренних законов рынка будет быстро преодолено.

6. Роль государства в экономике. Ж.Б. Сэй активно поддерживал идею «экономического либерализма». Особенно он критиковал монополии, даваемые государством отдельным компаниям, и политику протекционизма во внешней торговле. Был также невысокого мнения о способности чиновников управлять государственными мануфактурами. В то же время он указывал на то, что государство может стимулировать экономику путем создания инфраструктуры, финансирования образования и науки для ускорения технического прогресса, а также путем юридического оформления правил свободной конкуренции.

Д.С. Милль.

Джона Стюарта Милля (1806—1873) нередко называют синтезатором идей классической школы, которые окончательно завершили ее формирование. Миллю принадлежит ряд фундаментальных работ в области политэкономии: «Очерки относительно нерешенных проблем политической экономии» (1843 г.), «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848). Основные теоретические положения Дж.С. Милля заключались в следующем.

1. Экономическое развитие. Дж.С. Милль впервые выделяет понятия «экономическая статика» и «экономическая динамика». Под статикой подразумевается функционирование экономики в неизменном масштабе, а под динамикой — рост или спад. Дж.С. Милль разделяет законы производства и распределения, считая, что последние управляются законами и обычаями данного общества и являются результатом человеческих отношений. Именно эта посылка явилась основой его идеи о возможности реформирования отношений распределения на базе частной капиталистической собственности.

2. Стоимость. Под стоимостью (ценностью) товара понимается его покупательная способность по отношению к другим благам. Фактически Дж. С. Милль приходит к убеждению, что стоимость (и цена) товара устанавливается в точке, где уравниваются спрос и предложение. Автор рассуждает о том, что не только цена изменяется под воздействием спроса и предложения. Имеет место и обратная зависимость: сама цена оказывает влияние на изменение спроса и предложения.

3. Заработная плата. При анализе заработной платы Дж.С. Милль исходит из того, что размер последней зависит, в основном, от спроса на рабочую силу и ее предложения, или, что то же самое, от соотношения между численностью населения и размерами капитала. Зарплата, в свою очередь, должна основываться на прожиточном минимуме. Однако этот минимум не остается постоянным. С развитием производства, увеличением количества создаваемых благ этот минимум будет возрастать.

4. Прибыль. Дж.С. Милль, как и Д. Рикардо, считал, что величина прибыли имеет тенденцию к снижению. Происходит это в силу следующих причин. Во-первых, из-за снижения возможности прибыльного использования капитала на ограниченной территории. Во-вторых, из-за стремления капиталистов уменьшить риск в использовании капитала. Падение нормы прибыли в конечном счете приведет к экономическому застою. Отсрочить наступление этого состояния могут факторы, противодействующие уменьшению нормы прибыли, к которым он относил технический прогресс (особенно в сельском хозяйстве) и вывоз капитала в другие страны.

5. Налоги. С точки зрения Дж.С. Милля, главным объектов налогообложения является собственность, не приобретенная трудом. Под ней он понимал в основном наследства, которые превышали определенную денежную величину. Величина взимаемых налогов должна быть достаточной для выполнения государством его функций.

6. Экономический кризис. Дж.С. Милль считал, что при капитализме возможно бескризисное развитие производства. Тем не менее, он предполагал абстрактную возможность кризиса, которая заключается в разрыве между продажей и покупкой товара.

7. Роль государства в экономике. Дж.С. Милль указывал, что необходимо находить правильное соотношение свободы предпринимательства и государственного вмешательства в экономику. Критикуя роль государства в экономике, он отмечает два основных момента: менее эффективное управление государственных чиновников и сокращение частной инициативы, а также политических прав граждан. Отвергая таким образом непосредственное государственное регулирование экономики с позиций «экономического либерализма», он в то же время указывал на две цели косвенного государственного вмешательства в экономику: стимулирование государством научно-технического прогресса и материальную помощь тем членам общества, которые, даже имея равные права, не располагают равными экономическими возможностями (старики, дети, инвалиды).

 

Вопрос 4. Учение Д. Рикардо о законах распределения. Теория денег.

Давид  Рикардо (1772 – 1823) являлся последователем А. Смита в попытке систематики экономических знаний и поиске методов синтеза, т. е. теоретического объяснения экономики. Он разрабатывал научную систему экономических знаний, воспринял, в целом, идею Смита о трудовой теории стоимости, которую и положил в основу своего произведения. В отличие от Смита, его интересовали не проблемы создания богатства (сфера производства), а проблема распределения созданных богатств, продукта труда между классами. По Рикардо – главная задача политэкономии состоит в определении законов, управляющих распределением.

Книга Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) состоит из 32 глав. Его учение изложено в первых шести главах, а последующие представляют практические разъяснения и дополнения:

1-я глава – «О стоимости»;

2-я глава – «О ренте»;

3-я глава – «О ренте»;

4-я глава – «О естественной и рыночной цене»;

5-я глава – «О заработной плате»;

6-я глава – «О прибыли».

В своих трудах Д. Рикардо анализирует капитализм и критикует его. Для него такое общество является естественным, но он хотел критикой помочь ему развиваться. Ради этого он и написал свой труд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: