|
|
|
|
Информационный материал 5
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ (2)
Схема - способ передачи сути строения предмета или системы, демонстрации характера процесса, движения, структуры и т.д. с помощью условных графических обозначений и символов (от греч. schema - наружный вид, форма, образ).
Простейшая схема задается в виде взаимосвязи, где знак замещает означаемое.
Пример.
означаемое | знак |
Чтобы попасть на совещание председателей жилищных кооперативов по составлению списков избирателей, вам необходимо пройти направо и подняться на второй этаж | Совещание председателей ЖСК ----------------------------- 2 этаж |
При составлении схемы происходит представление знака в удобной для зрительного восприятия форме. При чтении схемы происходит восстановление (реконструкция) означаемого.
Схема позволяет опустить в процессе фиксации информации целые предложения, фиксируя непосредственно мысленный образ с помощью знака (это не значит, что схема не может содержать слов, которые помогают точнее создать образ предмета, системы, процесса и т.п.). Важным достоинством схемы является то, что она позволяет опустить несущественные детали и работать с главными характеристиками объекта или процесса.
Задание 18 (уровень I)
18.1.
Внимательно изучите схему (рис. 1). Изложите ее содержание (о чем она) в виде письменного текста. Сделайте вывод, основанный на содержании схемы, и запишите его.
В схеме содержится информация о том, что
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По данной схеме можно сделать вывод о том, что
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 1. Доходы собственников и работников
18.2.
Вспомните, какие трудности вызвало у вас задание.
Подумайте, почему обучающиеся в вашей группе выполнили задание по-разному.
Будьте готовы участвовать в устном обсуждении этих вопросов.
Задание 19 (уровень II)
19.1.
Внимательно прочитайте текст «Оформление командировки».