Лекция 7. Готическая архитектура: Англия и Германия

 

Цель занятия:

Структура занятия:

Основные объекты

Собор в Дерхэме

Готические храмы Франции (Нотр Дам де Пари, Шартр, Реймс, Лан, Сен-Шапель)

Готические храмы Германии (Кельн, Страсбург, Марбург, Аннаберг, Ингольштадт)

Фахверковая система

Готика Италии (палаццо дожей и Ка д,Оро в Венеции, палаццо Падеста и Веккио во Флоренции, собор в Милане)

 

Готические соборы Англии и Франции

Темы лекции:

Основная часть

Соборы Великобритании

Великие французские Собоы

Дополнение

Немецкие соборы и оборонительные комплексы

Соборы в Ферраре и Турне

 

1.    Средневековые соборы Великобритании

Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта. 1093-1490 гг.

Линкольнский собор. 1074-1548 гг.

Винчестерский собор. 1079-1521 гг.

Глостерский собор. 1098-1493 гг.

Солсберийский собор. 1220-1380 гг.

Уэллсский собор. 1175-1490 гг.

Собор Питерборо. 1117-1508 гг.

Вестминстерское аббатство. Лондон.

Саутваркский собор. 1208-1520, 1897 гг.

Бристольский собор. 1140-1888 гг.

Кентерберийский собор. 1070-1505, 1835 гг.

 

Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта. Англия. 1093-1490 гг.

Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта (Durham Cathedral) — первый в Великобритании памятник, внесённый (наряду с соседним Даремским замком) в число объектов Всемирного наследия. Представляет собой чистейший образец норманского извода романского стиля. Собор в Дареме близ границы с Шотландией был заложен в 1093 г. по решению первого даремского епископа, Вильгельма де Сен-Кале. Его расположение на вершине утёса и мощные стены были призваны выполнять не столько эстетическую, сколько оборонительную функцию. Строительство закончил преемник Вильгельма, епископ Ранульф Фламбард. После освящения собора в него перенесли главные святыни Дарема — мощи Катберта Линдисфарнского и Освальда Нортумбрийского. В XII в. к храму была пристроена готическая капелла Девы Марии, в которой помещены мощи хрониста Беды Достопочтенного и кардинала Томаса Лэнгли (1363—1437). Во время Английской реформации пышные гробницы святых были уничтожены, а бенедектинские монахи распущены по домам. Оливер Кромвель заточил в соборе взятых в плен при Данбаре шотландцев, многие из числа которых погребены тут же в братской могиле.

Линкольнский собор Девы Марии (The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln) — готический собор в городе Линкольн, строившийся с конца XII века по 1311 год.

 До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.

 

Линкольнский собор. Англия. 1074-1548 гг.

Строительство собора в Линкольне началось после того, как в 1072 г. туда из Дорчестера переехал епископ. Первый собор строился в спешке и во время землетрясения 1085 г. обрушился. Амбициозный епископ Гуго задумал заменить его грандиозным сооружением, которое и сейчас входит в тройку наиболее крупных храмов Великобритании.

К 1290 г., когда в соборе отпевали королеву Элеонору Кастильскую, основные строительные работы были завершены. По мнению Джона Рёскина и многих других ценителей средневекового искусства, Линкольнский собор — чистейшее воплощение английской готики. Его архитектурные мотивы угадываются в облике многих неоготических сооружений викторианской эпохи, включая башню Виктории при Вестминстерском дворце в Лондоне.

Винчестерский собор. Англия. 1079-1521 гг.

Винчестерский собор (англ. Winchester Cathedral) ― кафедральная церковь и один из самых больших соборов Европы.

Находится в Винчестере, графство Хэмпшир, Великобритания. Посвящен Святой Троице, апостолам Петру и Павлу и святому Свитину.

Является главным храмом Винчестерской епархии и местопребыванием епископа Винчестера. Первым христианским храмом из камня, возведенным на месте нынешнего, был кафедральный собор, известный под названием Олд-Минстер (в переводе буквально ― Старый собор). 648 г.

 В 660 году собор стал центральным храмом епархии. На протяжении следующего столетия он постепенно достраивался — например, была возведена башня, посвященная Святому Мартину.

В 901 году вплотную к собору была построена новая церковь, названная Нью-Минстер (то есть Новый собор).

В конце X века, во времена монастырских реформ Этельвольда, епископа Винчестера, Олд-Минстер был практически полностью перестроен и стал частью комплекса бенедектинского монастыря. После смерти Этельвольда в 984 году его преемник Эльфиа продолжил перепланировку собора.

После нормандского завоевания епископ Валкелин, ставленник нормандцев, получил полномочия построить на месте Олд-Минстера новую церковь в романском стиле. Храм был снесен до основания, и работы по возведению нового собора — в частности были сооружены новые крипта и трансепты — шли с 1079 по 1093 год. В новом обличии собор продолжал оставаться одним из важных религиозных центров страны. 11 августа 1100 года в его башне — спустя несколько лет она обрушилась — был похоронен король Вильгельм II (сын Вильгельма Завоевателя), которого убили 2 августа во время охоты.

В 1108 году была заложена новая башня, ее строительство продлилось до 1120 года.

В целом собор многократно достраивался и благоустраивался: так, в 1394 году был реконструирован неф.

В 1905—1912 годах в соборе были проведены масштабные реставрационные работы. В частности стараниями известного британского водолаза Уильяма Уолкера были укреплены южные и восточные стороны затопленного фундамента. За спасение собора от полного разрушения Уолкер был награжден и стал членом Королевского Викторианского ордена.

Глостерский собор. 1098-1493 гг.

Кафедральный собор Глостерской епархии.

Здание относится к XI веку, много раз подвергалось ремонту; в первую очередь собор известен своим готическим хором и веерными сводами клуатров. Располагается собор на месте, где некогда стояло аббатство, созданное Озриком в 681 году.

У собора — план в виде креста со скруглённым концом на востоке и 3-мя радиально расходящимися капеллами; средняя из капелл посвящена Богоматери.

В северной стороне здания находится зал капитула и клуатры монастыря, который одвергся секуляризации в то время, когда Англией правил Генрих VIII.

Главный неф собора (1089—1100) — времён периода Нормандии; постройка сводов собора осуществлялась в 1239—1242 годах, хоры были построены в 1337—1351, клуатр — в 1351—1412, западный фасад здания — в 1420—1437, центральная башня — в 1450—1460, а капелла, посвящённая Богоматери — в 1457—1498.

Одна из самых красивых в Англии, башня собора имеет высоту 69 метров.

У собора есть и другие достопримечательности, например, памятник королю Озрику, гробница Эдуарда II и красивые витражи, особенно выделяющиеся в окне восточного фасада здания.

Солсберийский собор - чистейший образец английской готики.

(Salisbury Cathedral) — готический собор Девы Марии который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается образцом английской готики.

Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.

123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый.

Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире.

В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Ве́стминстерское абба́тство — готическая церковь к западу от Вестминстерского дворца.

Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический.

Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии.

Наряду с близлежащей церковью Сент-Маргарет аббатство причислено к Всемирному наследию.

Вестминстерское аббатство. Лондон. Со своими одинаковыми квадратными башнями и ажурными арками это древнее английское аббатство в готическом стиле является одним из ярких примеров средневековой церковной архитектуры. Но для англичан оно является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же. Эдуард Исповедник основал бенедиктинское аббатство в 1065 г. на этом месте, с видом на площадь Парламента.

Предположительно, первым английским королём, который короновался здесь, был Гарольд, в январе 1066 года. Разгромивший его в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель короновался здесь в том же году, и первая запись в аббатстве засвидетельствовала это. Традиции коронования сохранились до наших времён.

 Ранне-английская готическая структура здания аббатства обязана Генриху III, хотя многие архитекторы, включая К. Рена, сделали свой вклад в облик аббатства.

 

Саутваркский собор (Southwark Cathedral) — главная англиканская церковь лондонского района Саутварк, расположенная сразу за Лондонским мостом.

Богородичная церковь в Саутварке упоминается ещё в Книге страшного суда.

Это второй после Вестминстерского аббатства крупный образец английской готики, уцелевший в Лондоне.

При Марии Тюдор служил ареной для судов над «еретиками»-англиканами.Саутваркский собор (Southwark Cathedral) — главная англиканская церковь лондонского района Саутварк, расположенная сразу за Лондонским мостом.

Богородичная церковь в Саутварке упоминается ещё в Книге страшного суда.

Это второй после Вестминстерского аббатства крупный образец английской готики, уцелевший в Лондоне.

При Марии Тюдор служил ареной для судов над «еретиками»-англиканами.

 

Бристольский собор. Собор был основан в 1140 году как аббатство Святого Августина в Бристоле на юго-западе Англии. С тех времен сохранился капитул и еще несколько помещений.

 Реконструкция собора проводилась неоднократно: с конца XIII века по середину XIV века, а также в конце XV века — и до «Разгона монастырей» 1539 году.

В 1542 году указом Генриха VIII строительство было возобновлено.

В XIX веке построен новый неф и западный фасад.

Интерьеры собора богато украшены витражами, статуями и монументами. Имеется старинный орган.

 

Кентерберийский собор (англ. Canterbury Cathedral) — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери (Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury).

 Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.

Наряду с близлежащими аббатством Cв. Августина и церковью Cв. Мартина Кентерберийский собор входит в список Всемирного наследия. По сообщению Беды Достопочтенного, собор был основан в 603 году миссионером папы Григория Великого — Августином Кентерберийским. Фундаменты заложенного им здания были открыты археологами в 1993 году. Храм был изначально посвящён Христу Спасителю.

 В середине VIII века св. Кутберт пристроил к собору баптистерий.

После норманнского завоевания порядком обветшавшая церковь была перестроена архиепископом Ланфранком в духе нормандской романики. Ансельм Кентерберийский поднял строительство на новый уровень, о чём свидетельствует дошедшая до наших дней и весьма обширная крипта.

В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла, в которую перенесли мощи убитого в соборе архиепископа Томаса Бекета. С тех пор собор стал святыней данного мученика, ежегодно привлекая тысячи паломников, которые служили опорой его благосостояния (о паломниках см. «Кентерберийские рассказы»).

В XV век неф приобрёл близкий к современному вид («перпендикулярная готика»); значительно надстроена была центральная башня. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана; в 1830-е годы на её месте выросло новое сооружение, стилизованное в духе «перпендикулярной» готики.

Вокруг Кентерберийского собора раскинулись два клуатра, монастырский садик и многочисленные подсобные помещения различного времени постройки. При св. Дунстане (X век) приход собора был реорганизован в бенедиктинское аббатство, которое было секуляризовано при Генрихе VIII, в 1539 году, последним в Англии. Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор.

Лекция 8. Готическая архитектура: Франция.

Цель занятия:

Готика. Франция

Основные памятники

Шартрский собор. 1194—1220 гг.

Реймсский собор. 1211 -1275 гг.

Руанский собор. 1145—1880 годы

Собор в Лане. XII в., достраивался в 1205-15 гг.

Собор Амьенской Богоматери. 1220-1528 гг.

Собо́р Пари́жской Богома́тери. 1163—1345 гг.

Шартский собор. Шартр город на реке Эр, префектура (столица) департамента Эр и Луар. Расположен в 96 км от Парижа на плодородной равнине Бос.До римского завоевания он был одним из религиозных центров Галлии. В IX веке неоднократно подвергался нападениям викингов (норманнов). На холме, над старой частью города, вздымается знаменитый готический собор Нотр-дам, выстроенный в рекордные сроки (1194-1220) и обладающий богатейшим скульптурным убранством. Собор Шартрской Богоматери привлекает паломников и туристов со всей страны, а его башни парят над городом и над окрестной долиной Бос.

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви.

С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 годаШартрский собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, никогда не реставрировался и не перестраивался. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи. Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни.

105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века.

До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора.

Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами.

Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной.

 Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы. Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года.

 Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций.

Через этот лабиринт собора есть только один путь.

 Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке.

Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

Шартрский собор. План. Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием.

Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

 В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Руанский собор. Нормандия.

Руан предположительно был основан римлянами. В 876 году Руан был завоеван норманами и с тех пор стал столицей Нормандского герцогства.

В 1204 г. англо-нормандский монарх Иоанн Безземельный был вынужден уступить Нормандию своему кузену Филиппу Августу.

После перехода к французам, особенно на исходе Средневековья, Руан оставался одним из самых благополучных городов Франции и вёл большое строительство. Также он служил религиозной столицей северной Франции, ибо единственный в этих краях обладал собственным архиепископом.

В разгар Столетней войны, в 1419 году, после долгой осады Руаном овладели англичане. В 1430 г. в башне Жанны д'Арк была заключена французская национальная героиня. В следующем году она была сожжена на Старорыночной площади Руана. Город вернулся в состав Франции в 1449 году.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году. Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены.

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Длина: 137 м

Ширина фасада: 61,60 м

Длина нефа: 60 м

Ширина нефа: 11,30 м

Высота нефа: 28 м

Высота подвеса лампы: 51 м

Длина хора: 34,30 м

Ширина хора: 12,70 м

Высота башни Сен-Ромен: 82 м

Высота Масляной башни: 75 м

Высота шпиля: 151 м

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня.

Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке. Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня.

 Известно 28 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне "Руанский собор". "Живую картину" сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.

 

Ланский собор. ПикардияРасположение галльского поселения на вершине естественного возвышения побудило римлян укрепить это место, дав ему название Laudunum.

В V веке святой Ремигий, будучи местным уроженцем, назначил Лан резиденцией одного из подчинённых ему епископов. Здесь родилась Бертрада, мать Карла Великого. Их потомки ещё более возвеличили город, сделав его одним из главных центров политической жизни во франкском государстве. Здесь родились короли Франции Людовик IV и его сын Лотарь III. Только с приходом к власти Гуго Капета в 987 французские короли окончательно утвердили свою столицу в Париже.

Во время Столетней войны город неоднократно переходил из рук в руки, однако в военной истории остался благодаря сражению 9-го и 10-го марта 1814 г. между союзными русско-прусскими войсками под командованием прусского фельдмаршала Блюхера, и французами под предводительством Наполеона. Французы безуспешно штурмовали крепость Лана на высоком холме, а потом откатились под ударами Блюхера.

Во время Франко-прусской войны в 1870 некий инженер взорвал пороховой склад, погубив 500 горожан и повредив стену собора; нижний город сильно пострадал от бомбардировок на исходе Второй мировой войны. Единство и цельность, близкие к идеалу, появляются в соборе города Лан, создатель которого позаимствовал множество архитектурных форм из Нуайонского собора.

Строительство собора в Лане началось в 1160 году, и важнейшие части здания были завершены вскоре после 1200 года.

Этот собор - один из крупных центров паломничества - первоначально представлял собой базилику с галереей, деамбулаторием и длинным трансептом.

Западный фасад и фасады трансептов предполагалось украсить двойными башнями, однако исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада; кроме того, была возведена башня над средокрестием. Благодаря этому четкий силуэт здания стал виден издалека, тем более что собор Нотр-Дам в Лане возвышается на холме над широкой равниной. Западный фасад собора в Лане, возведенный в последние годы 12 века, - весьма значительное достижение готической архитектуры. Здесь структура двухбашенного фасада старого типа была последовательно подкреплена в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию здания, а не остался стоять перед ним независимым архитектурным блоком. При этом сам фасад демонстрирует присущее зодчему великолепное чувство ритма и пространственной формы: порталы резко выдаются вперед, напоминая триумфальные арки, а окна над порталами, обрамляющие великолепное окно-розу, напротив, уходят далеко в глубь стены. Более того, башни служат логическим продолжением нижних частей фасада, а не просто над-строены над ними, как в Сен-Дени. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами. Таким образом, собор производит совершенно иное впечатление, нежели собор в Санлисе, где контрфорсы, поднимающиеся от основания здания к башням, доминируют в структуре фасада. Современники так высоко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множество его имитаций. Уже в начале 20-х годов 13 века средневековый художник и зодчий Виллар д'Оннекур включил его изображение в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен прекраснее, чем на этом фасаде.

Амьенский собор.

 Амье́н — город на севере Франции, на семи рукавах реки Сомма. Главный город исторической области и современного региона Пикардия.

До прихода римлян данный регион населяли галльские племена амбиан. В IV веке епископ Фермин Амьенский принёс в Пикардию христианство.

В 859 г. Амьен был разграблен норманнами. В 882 г. норманны снова нападают на город и сжигают собор. В 1185 г. Амьен был присоединен к королевскому домену.

В силу своего выгодного стратегического положения город не раз страдал в ходе вооружённых конфликтов. Так, в 1597 г. его заняли испанцы; Генрих Великий вернул его Франции после 6-месячной осады. Амьенский мир 1802 года на короткое время дал передышку участникам Наполеоновских войн. Битва при Амьене 1870 года осталась за немцами.

Во время Первой мировой войны в Амьене было разрушено около 10 000 домов. Немцы дважды подходили к городу: в 1914 г. их остановили в 29 км от Амьена, в 1918 г. — в 13 км. Вторая мировая война принесла городу новые разрушения.

Cathédrale Notre-Dame d'Amiens — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Пикардия). По своему объему (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой).

С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году.

Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада.

Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором.

Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей.

В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.

Размеры собора:

Длина снаружи: 145 м

Длина изнутри: 133,5 м

Ширина нефа: 14,6 м

Ширина бокового нефа: 8,65 м

Длина трансепта: 70 м

Высота свода: 42,3 м

Высота шпица: 112,7 м

Площадь: 7 700 м²

Внутренний объем: 200 000 м³

Реймский собор

Шампань-АрденныРеймс— город на северо-востоке Франции, в 147 км от Парижа. Расположен на равнине, на правом берегу реки Вель (приток реки Эн). На юге и востоке к городу примыкают Реймсские горы, знаменитые своими виноградниками для производства шампанского.

История этого города может быть прослежена до эпохи Римской империи. Древнее название города — Дурокорторум.

Здесь располагалась кафедра архиепископа-герцога Реймса, который был первым пэром Франции. В Реймсе происходила церемония коронации — миропомазания королей Франции.

В Реймсе был подписан Предварительный протокол о капитуляции Германии (7 мая, в 2 часа 41 минуту), в котором германское верховное главнокомандование обязалось немедленно отдать приказ армии и флоту прекратить активные боевые действия 8 мая с 23 часов 01 минуты по центральноевропейскому времени и остаться на позициях, занимаемых к этому моменту. Notre-Dame de Reims был построен в XIII в. (Реймс, Шампань-Ардены), то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове.

Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов.

Notre-Dame de Reims был построен в XIII в. (Реймс, Шампань-Ардены), то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове.

Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов.

1211, 6 мая: Архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил новый собор Божьей Матери, который существует и поныне.

В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора:

с 1211: Жан д'Орбе 1231—1237: Жан-ле-Лу (что может быть переведено как Жан Волк)

1247—1255: Гоше Реймский

между 1255 и 1285: Бернар Суассонский.

XVI век — в Реймсский собор попадает славянское Реймсское евангелие; на этой таинственной рукописи присягают короли.

1825, 29 мая: Последняя коронация в Реймсе — Карл X.

 

Собо́р Пари́жской Богома́тери. 1163—1345 гг.

Notre Dame de Paris — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

Высота собора — 35 м,

длина — 130 м,

 ширина — 48 м,

высота колоколен — 69 м,

вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III.

Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

 В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

 

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 г.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

 

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 г.

 

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни.

Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

 

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах». Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней пло. щадке у подножия башен. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Церковь Сент Шапель

Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. К востоку от Нового моста (Pont Neuf), через улицу от статуи короля Генриха IV, расположены старинные дома XVII века из красного кирпича, обрамляющие проход на площадь Дофин (place Dauphine) одну из самых уединенных и красивых площадей Парижа.

Единственная часть прежнего дворца, которая сохранилась в идеальном состоянии, - это часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle)

Часовня была построена Людовиком IX в 1242-1248 годах и предназначалась для хранения священных реликвий, которые монарх приобрёл у разорившегося константинопольского императора по баснословной цене более высокой, чем стоимость возведения самой часовни.

Витражи, две трети которых сохранились с прежних времен, наглядно демонстрируют всю библейскую историю: повествование начинается на северной стороне с Книги Бытия и некоторых других книг Ветхого Завета, затем (на восточной стороне) - Страсти Господни, а заканчивается история изображением Апокалипсиса в окне-розе.

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) часто эксплуатируется в качестве зала для концертов классической музыки; здесь можно насладиться музыкой в прекрасных интерьерах часовни. Небольшая высота нижней капеллы (6,6 м) не позволила оставить пространство зала единым: для сводчатого перекрытия с достаточной стрелой подъема арок понадобился ряд внутренних опор, из-за чего пролет центрального нефа был сужен и вокруг него образовалась узкая галерея со сводами одинаковой с нефом высоты (для освещения).

Под сводами галереи были возведены особые, имеющие вид аркбутанов, устройства, перекинутые через галерею и передающие распор главного свода на наружные контрфорсы. Этот прием сделал нижний этаж хорошо связанным и прочным основанием для верхней капеллы, представляющей собой высокий (20,5 м) однонефный зал, перекрытый нервюрным сводом стрельчатого очертания. Четыре травеи, из которых состоит зал, образуют свободное, со всех сторон освещенное пространство. Промежутки между опорами целиком заполнены высокими (около 15,3X4,65 м) парными окнами с шестилепестковой розой наверху.

Только в нижней части верхней капеллы сохранена полоса стены, но и она значительно облегчена декоративным арочным мотивом Опоры сводов состоят из высоких служебных колонн (две тонкие по бокам основной), к которым непосредственно примыкают колонки окон.

Полихромия играет важнейшую роль в декоративном убранстве интерьера, где сочетаются скульптура и живопись, приглушенный блеск мозаик и прозрачный рисунок великолепных витражей. Внешний вид капеллы прост. Оконные проемы чередуются с уступчатыми контрфорсами, украшенными фиалами. Над серединой двускатной крыши возвышается небольшая башенка-колокольня с высоким шпилем (реставрирована в XIX в. по старым изображениям). Верхний этаж западного фасада целиком занимает огромная красивая роза, построенная уже в стиле поздней готики в XV в.. В этом небольшом памятнике, однозальная система которого дала возможность облегчить конструктивный остов, изящество готики доведено до высшего предела. из Дворца Правосудия через сводчатый переход можно попасть в капеллу Сент - Шапель... "Его главный фасад, обращённый на Дворцовый бульвар, предварён дворцом Кур - дю - Ме, закрытым элегантной решёткой. В глубине двора, справа от лестницы, стояли ворота в Консьержери, которые во времена Террора служили для проезда телег с приговорёнными к гильотине (здесь казнили 2600 человек)."

 

По сообщению Беды Достопочтенного, собор был основан в 603 году миссионером папы Григория Великого — Августином Кентерберийским. Фундаменты заложенного им здания были открыты археологами в 1993 году. Храм был изначально посвящён Христу Спасителю.

 В середине VIII века св. Кутберт пристроил к собору баптистерий.

После норманнского завоевания порядком обветшавшая церковь была перестроена архиепископом Ланфранком в духе нормандской романики. Ансельм Кентерберийский поднял строительство на новый уровень, о чём свидетельствует дошедшая до наших дней и весьма обширная крипта.

В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла, в которую перенесли мощи убитого в соборе архиепископа Томаса Бекета. С тех пор собор стал святыней данного мученика, ежегодно привлекая тысячи паломников, которые служили опорой его благосостояния (о паломниках см. «Кентерберийские рассказы»).

В XV век неф приобрёл близкий к современному вид («перпендикулярная готика»); значительно надстроена была центральная башня. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана; в 1830-е годы на её месте выросло новое сооружение, стилизованное в духе «перпендикулярной» готики.

Вокруг Кентерберийского собора раскинулись два клуатра, монастырский садик и многочисленные подсобные помещения различного времени постройки. При св. Дунстане (X век) приход собора был реорганизован в бенедиктинское аббатство, которое было секуляризовано при Генрихе VIII, в 1539 году, последним в Англии. Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор.

 

Готика Германии

Основные памятники

Фрайбургский мюнстер. 1120 – 1330 гг.

Ульмский собор (нем. Ulmer Münster)

1392—31 мая 1890 г.

Голштинские ворота в Любеке

Собор в Турне. Бельгия.

Собор в Ферраре. Италия.

 

Фрайбургский мюнстер. 1120 – 1330 гг. Фра́йбург — город в Германии, четвёртый (после Штутгарта, Мангейма и Карлсруэ) по величине город в земле Баден-Вюртемберг. Фрайбург расположен на границе между Шварцвальдом и Верхнерейнской низменностью.

Официальная дата основания Фрайбурга — 1120 год.

 В середине XIV века город перешёл под власть австрийских Габсбургов. Легенда гласит, что во Фрайбурге проживал монах Бертольд Шварц — европейский изобретатель пороха.

 В 1457 году эрцгерцог Альбрехт VI Австрийский основал Фрайбургский Университет Альберта-Людвига один из старейших в Германии.

Freiburger Münster, Münster Unserer Lieben Frau —городская церковь немецкого города Фрайбурга.

Швейцарский историк-искусствовед Якоб Буркхардт назвал 116-метровую главную башню мюнстера самой красивой башней христианства.

Фрайбург с 1827 г. - резиденция епископа и церковь является формально кафедральным собором, но тем не менее традиционно называется мюнстер (нем. Münster), а не собор (нем. Dom). На русский язык, однако, оба эти слова могут переводиться одинаково как «кафедральный собор».

На башне собора находятся 16 колоколов, самый старый из которых (нем. Hosanna-Glocke) был создан в 1258 году, и весит 3290 кг – это один из старейших сохранившихся колоколов такого размера.

Размеры собора:

Размеры:

Внутренняя длина: 124 метра

Внешняя длина: 127 метров

Ширина: 30 метров

Высота башни: 116 метров (на высоту 70 метров можно подняться по лестницам).

Главным строительным материалом является песчаник.

Мюнстер также славится обилием причудливых украшений сточных желобов, имеющимся только у немногих готических соборов. Среди прочего, имеется человеческая фигура, в которой вода вытекает наружу из голого зада - предполагается, что задница была направлена каменотёсами в сторону резиденции епископа, задолжавшего им денег. Фрайбургский мюнстер – единственная сохранившаяся до сих пор готическая церковь Германии, строительство которой было закончено ещё в средневековье (около 1330 года).

 Во время строительства Фрайбург не был резиденцией епископа, став таковой только в 1827 году, поэтому в отличие от многих других готических соборов, у мюнстера спереди только одна башня, так как соборы с двумя башнями были эксклюзивной привилегией эпископов.

Даже во время сильной бомбардировки города во время второй мировой войны (27 ноября 1944 года), мюнстер остался практически не повреждённым, хотя почти все здания вокруг были разрушены и центр Фрайбурга превратился в руины.

В процессе строительства можно выделить три периода: «конрадский»-романский, «бертольдский»- позднероманский и готический/позднеготический. Первый период назван по имени Конрада из династии Церингенов и начинается в 1120 г. От первой постройки сохранились только остатки фундамента.

 При последнем Церингене Бертольде V. начался в 1210/1218 годах второй период строения в поздне-романском трёхнефовом стиле. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен.

В третий период строения, начатый в 1230 году, оформился внешний готический вид собора, сохранившийся по сей день.

В процессе строительства можно выделить три периода: «конрадский»-романский, «бертольдский»- позднероманский и готический/позднеготический. Первый период назван по имени Конрада из династии Церингенов и начинается в 1120 г. От первой постройки сохранились только остатки фундамента.

 При последнем Церингене Бертольде V. начался в 1210/1218 годах второй период строения в поздне-романском трёхнефовом стиле. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен.

В третий период строения, начатый в 1230 году, оформился внешний готический вид собора, сохранившийся по сей день.

 

Ульмский собор (нем. Ulmer Münster)

1392—31 мая 1890 г. Лютеранская церковь в Ульме в немецкой земле Баден-Вюртемберг.

Собор был заложен в 1377 году, а в 1392 году началось его строительство под руководством Ульриха Энсингена. В 1405 году основная часть собора была завершена, и он был освящён, однако затем строительство приостановилось из-за того, что боковые нефы не выдерживали тяжести сводов.

В 1530—1543, после перехода храма к лютеранам, строительство возобновилось, и шпиль башни достиг высоты в 100 м, однако затем из-за финансовых проблем достройка была прекращена.

В 1817—1890 собор был полностью завершён.

17 декабря 1944 церковь почти не пострадала от бомбардировки, разрушившей большую часть исторического центра города.

Сооружение является самым высоким собором в мире. Высота шатра колокольни по разным данным 161,53-161,70 метров. Башня «следующего по росту», Кёльнского собора возвышается на 157 метров от основания. Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения. Подъём выполняется по каменным винтовым лестницам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: