Архитектура – искусство, доходящее до божественного

Архитектура – украшение, которое строят.

Архитектура – песнь взволнованного разума.

Можно выделить и ряд других определяющих задачи архитектуры:

  • архитектура – свет,
  • архитектура – строительство,
  • архитектура – среда,
  • архитектура – деятельность.

Вероятно, односторонне определить архитектуру невозможно. Становится ясным, что это многосложное явление, где переплетаются и слиты воедино качественно разные материалы и духовные явления. Т.е. мы имеем дело со сложной соподчиненной системой. И вероятно в архитектуре выступают в двуединстве и материальное и духовное. Причем, это то и является наиболее важным. Эти стороны архитектуры не равнозначны. Материальное имеет для общества решающее значение. Архитектурные сооружения и комплексы, целые города и поселки нас интересуют как пространственная среда для жизненных процессов общества. Вместе с тем архитектурные сооружения и ансамбли обладают своеобразной выразительностью, являются произведениями архитектурного искусства.

Поэтому при рассмотрении определения архитектура, исходя из задач стоящих перед ней на данном этапе исторического развития, будем основываться на следующем определении:

Архитектура – это создаваемые в процессе проектирования и строительства архитектурные сооружения и комплексы, в которых инженерно-конструктивными средствами создается пространственная организация труда, быта и культуры, причем одновременно возникает своеобразное специфическое выражение этой среды как искусства.

Это определение может быть условно формализовано в виде схемы.

аархитектурный замысел и проектирование Архитектурное проектирование – область духовного производства, требуемого сочетания инженерных и социальных расчетов с художественным творчеством.

с– строительство (материальное производство) – реализуется в конструкциях, но к ним не сводится.

Итак, архитектурное проектирование – моделирует, строительство реализует (причем общество интересуют не сами конструкции, а то пространство, что они ограждают).

Вторым аспектом архитектуры как системы является объект архитектуры (среда).

Материально-техническая природа строительства прямо реализуется в инженерно-конструктивной подоснове сооружений ПР – прочность. Реальное архитектурное сооружение немыслимо без инженерных конструкций, но никак не сводится к ним.

Куда сложное обстоит дело с определением социальной природы назначения жилых и общественных сооружений.

Сложность здесь в том, что социальные процессы, протекающие в жилище, школе, театре, качественно многообразны. И все же в этой широкой сфере, которую Витрувий обозначил емким словом “польза”, есть определенная общность: все здания и сооружения вызваны к жизни общественными потребностями, созданы в результате строительства как вида производства материальных благ и являются именно материальными благами.

П – польза, социально-функциональная подоснова.

Т.о., основное социальное назначение архитектурных сооружений – являть собой материальные (и культурные) блага, служащие для пространственной организации почти всех социальных процессов – труда и быта, развлечений и культуры и т.д. В том и состоит главная материальная функция самых разнообразных архитектурных сооружений.

У – утилитарные (практические) функции.

Но архитектурные сооружения должны обладать, кроме того, и художественными качествами – А – “архитектура как искусство”. Художественная сторона архитектуры в большей мере выражает социальное назначение разных типов сооружений, конструктивный строй (тектонику) сооружений, а также ряд общих социально-художественных идей: гуманизм, демократизм, представления об эстетическом идеале эпохи “застывшая музыка”. Т.о. архитектура всегда и закономерно должна быть искусством и уже поэтому – культурным благом, создавать художественные ценности.

Главное в архитектуре для общества – это двуединство социального материального назначения и художественной выразительности. Однако бывает, что зодчие забывают об этом и в результате впадают или в грех декоративизма, украшательства, эклектики (конец 30-х и 40 г.г.) - рабочие клубы советские зодчие воздвигали в виде помещичьих хоромов и т.д. или же пренебрежение. художественной выразительностью привело к упрощенчеству “голому” конструктивизму – “черемушки”.

Ставя основной задачей организацию материального пространства для практических целей, архитектура одновременно служит и средством эмоционального воздействия на человека, удовлетворяя, таким образом, не только его материальные, но и духовные запросы, в частности эстетические, являясь одним из видов искусств.

Значение архитектуры как фактора, оказывающего влияние на сознание людей в общественной жизни и в быту, определяется повседневным, неизбежным, непрерывным воздействием ее на человека. Человек живет, работает, отдыхает, постоянно испытывая на себе ее влияние. В этом отличии архитектуры от других видов искусств, оказывающих временное воздействие, поддающееся регулированию.

Архитектура определяется теми условиями, в которых она возникает и развивается, и в первую очередь общественными отношениями, а также материальными факторами – уровнем развития производительных сил, состоянием строительной техники, природными условиями. Социально-экономическая обусловленность архитектуры способствует выявлению особенностей и черт, присущих каждому общественному строю. Это сказывается в преобладании в тех или иных типов сооружений, их функциональном содержании, в способах решения эстетических задач. Образная выразительность, способность воздействовать на чувства, а через них на сознание людей делает архитектуру серьезным идейным оружием. Это свойство архитектуры широко использовалось господствующими классами в разные исторические эпохи. Так архитектура Древнего Египта являлась отражением технократического, абсолютного строя, господства касты жрецов. Монументальные сооружения (например, пирамиды) были призваны утверждать могущество обожествленных властителей.

Архитектурный образ проектируемого объекта зачастую раскрывается с помощью монументального искусства:живописи, скульптуры. И в этом смысле архитектура – это синтез искусств, строительного и монументального.

Архитектурный образ - выявленная художественными средствами идейная и материальная сущность сооружения; художественная выразительность объекта.

Основой архитектурного образа является архитектурная композиция.

Архитектурная композиция – взаимосвязь объемно-пространственных и планировочных элементов здания (сооружения) или элементов среды связанных идейной задумкой и назначением.

Художественная выразительность здания построена на законах архитектоники.

Архитектоника – художественный способ композиции, построенный на единстве конструктивной и художественно-образной формы.

Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе истории и воплощались в архитектурном стиле.

Архитектурный стиль – совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон (приемы построения планов и объемов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров).

С древнейших времен и вплоть до середины XIX века господствующую конструктивную основу архитектуры составляла стоечно-балочная система.

Принцип сочетания вертикали-опоры и горизонтали-балки остается неизменным и в легких деревянных колоннах китайского и японского дома-павильона, и в массивных колоннах египетских храмов, достигавших 20 м в высоту и по форме уподобленных лотосу. Декоративность, свойственная архитектуре раннего периода её развития, – это попытка скрыть, декорировать стоечно-балочную конструкцию за формами, заимствованными у природы. Зодчие на протяжении долгих веков не решались открыть строгую красоту самой конструкции. Впервые открыть конструкцию стало возможным в Древней Греции, родине архитектурного ордера.

Архитектурный ордер –художественно осмысленный порядок размещения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструктивной системы, их структура и художественная обработка.

Формы античного ордера являются универсальными по отношению к материалу: они воспроизводят работу стоечно-балочной конструкции в камне, дереве, бетоне.

Однако при всей эстетической гармонии античного ордера возможности применения его ограничены относительно небольшими размерами перекрываемого пролета. В развитие этой задачи римляне впервые соединили ордер со стеной и обратились к опыту стран Древнего Востока, Месопотамии, Персии, для которых традиционными являлись купольные конструкции перекрытий.

Бетонный купол римского Пантеона (125 г.н.э.) с диаметром основания 43 м стал первой в истории человечества большепролетной конструкцией.

Купол – пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Аркада – ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой, опирающихся на колонны или столбы; нашла широкое применение при устройстве открытых галерей, опор мостовых сооружений.

Ордерная аркада – аркада в сочетании с накладным ордером.

Аркатура – украшение стены в виде ряда декоративных арок.

Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов.

 Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров.

 Выбор архитектурного стиля для конкретного объекта зачастую зависит не только от вкусов заказчика, — на стилистическое решение может повлиять характер и предназначение помещений, климатическая зона, в которой распложен объект и множество других факторов.

Для того чтобы правильно выбрать стиль планируемого дома, ресторана или торгового центра, необходимо представлять весь спектр стилей, используемых в современной архитектуре и дизайне.

 

 Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др.

 

Стили, которыми апеллирует современная архитектура, можно условно разделить на три категории: «классика», «современность» и смешанный, компилятивный стиль. В современной архитектуре под «классикой» подразумеваются практически все направления европейского зодчества, существовавшие до 30-х годов ХХ века, — от античности до модерна.

 

 Современный классический интерьер может быть выполнен как стилизация античной архитектуры. В этом случае предполагается использование классического архитектурного ордена (дорического, коринфского, ионического), наличие в интерьере колонн, мозаичных мраморных панно на полу и стенах, украшение интерьера мраморной скульптурой — изваяниями древнегреческих богов и проч.

В подобном интерьере используются исключительно дорогостоящие материалы: дерево ценных пород, бронза, серебро и позолота, редкие поделочные камни и т.п. Интерьер, выполненный в античном стиле, солиден и репрезентативен.

 

В «антике» может быть оформлен интерьер серьёзного банка или дом весьма состоятельного человека, имеющего солидный вес в обществе. Схожи по «звучанию» и предназначению интерьеры, выполненные в ключе классики начала XIX века и ампира.

 

  «Классика начала XIX века» отличается простотой и ясностью линий. Наиболее распространённая декоративная отделка для данного стиля — наборный паркет, стеновые покрытия спокойных тонов (используется, как правило, венецианская штукатурка и т.п.), потолочные розетки с лепниной, настенные росписи — фрески, картины в золочёных рамах.

 

В ампире используется позолота в сочетании с деревом дорогих пород, изображения грифонов, сфинксов и другие декоративные элементы. Ампир, название которого можно перевести как «имперский стиль» или «стиль Империи», тяготеет к военной и геральдической символике: мебель, стены, полы могут быть украшены изображениями лавровых венков, римских шлемов, скрещенных копий и т.п.

 

Ещё одно направление современной «классики» — интерьер, стилизованный под барокко. «Барочный» интерьер очень декоративен, если не сказать игрив. Барокко — это обилие позолоченной лепнины, завитков, сложных резных элементов, зеркал. Любимое цветовое сочетание барокко — белое с золотом, декоративное оформление, как правило, включает в себя роспись стен и потолка с изображением ангелочков и амуров, наборный паркет, мраморные скульптурные композиции «Убегающая нимфа», «Спящая наяда» и т.п. Барокко— более «женственный», легкомысленный стиль, он ассоциируется с роскошью и богатством. В барочном ключе часто выполняются интерьеры дорогих отелей, антикварных магазинов.

 

Ещё одно направление архитектуры, относимое по большей части к «классике» современного интерьера — модерн начала ХХ века. Несмотря на то, что модерн не является классикой в строгом понимании этого термина, однако, в расхожем представлении модерн ей близок, поскольку его также отличает сочетание гармоничных пропорций и спокойных плавных линий. Интерьер в стиле модерн отличается сложными изогнутыми линиями и формами, помещения как бы «перетекают» одно в другое, создавая плавный мягкий ритм.

В отделке а-ля модерн присутствует множество декоративных элементов: резных перил, мозаичных панно, витражей, плафонов. Предпочтения модерна в материалах — тёмное, иногда состаренное дерево, цветное стекло, мозаичная смальта. Интерьер, стилизованный под модерн, наиболее уместен для человека творческой профессии — художника, музыканта; классический «сдержанный» модерн — типичная московская «профессорская» квартира. В стиле модерн часто оформляются художественные салоны. Помимо использования того или иного «классического» стиля в чистом виде, очень часто «классический» интерьер представляет собой компиляцию нескольких направлений: например, столовая может быть выдержана в стилизованном ампире, спальни будут напоминать о модерне, а гостиная — выдержана в античном ключе.

 

Наиболее популярные «современные», т.е. не-классические стили — минимализм и хай-тек. Сущность минимализма заложена в самом названии стиля: минимализм предполагает полное отсутствие декоративных элементов, лишних деталей и аксессуаров. Каждая составляющая интерьера в стиле «минимализм» должна быть оправдана: любой выступ или ниша должны нести определённую функциональную нагрузку. Выразительность минималистического интерьера достигается за счёт игры форм и объёмов, фактур и материалов (в минимализме часто используется стекло, контрастное сочетание матовых и глянцевых материалов). Минималистический интерьер может быть выдержан практически в любой цветовой гамме, при этом, как правило, используется не более 2-3 цветов (стены, как правило, обрабатываются в технике финишной отделки — венецианская и другие виды штукатурки).

Хай-тек, также как и минимализм, — достаточно молодой стиль. Его название происходит от английского сокращения hi-tec — высокие технологии. Стилистически хай-тек напоминает минимализм: то же отсутствие лишних декоративных элементов и аксессуаров. Хай-тек апеллирует простыми ясными объёмами и линиями. Отличительная особенность хай-тека — обилие металлических хромированных конструкций и элементов. Интерьер в стиле хай-тек может напоминать металлопрокатный цех или отсек космического корабля. Хай-тек, в отличие от минимализма, не бывает «мягким»: если в минималистический интерьер могут присутствовать элементы из дерева и других природных материалов, в хай-теке это практически исключено.

 

 Среди других современных и достаточно популярных стилей можно назвать ар деко и постмодернизм. Ар деко — стиль, возникший в Америке времён Великой депрессии. В настоящее время после более чем пятидесятилетнего забвения, ар деко опять начинает приобретать популярность. Наиболее яркий пример ар деко в архитектуре — здание Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, в настоящее время в стиле ар деко выполнены интерьеры гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге. Ар деко — это причудливое смешение элементов ориентального и египетского стилей и индустриальной эстетики. Сочетание строгих прямых линий и изящных декоративных элементов, любовь к бронзе, полупрозрачным драпировкам и цветному стеклу делают ар деко стилем истинных эстетов. Ар деко — абсолютно богемный стиль, в нём может быть выполнен интерьер мастерской художника или дом писателя-постмодерниста. В общественной архитектуре ар деко может быть использован для оформления интерьера стильного дорогого бутика, ресторана и т.п.

Постмодернизм — стиль, возникший в 60-е годы прошлого века. Постмодернизм представляет собой набор всевозможных стилей и элементов, смешанных без всякой видимой логики. Отличительная черта постмодернизма — самоирония: дизайнер-посмодернист может использовать в интерьере абсолютно любой предмет, совершенно изменив при этом его первоначальное назначение: так, гладильная доска может превратиться в чайный столик, а утюг — в цветочную вазу. У постмодернистского интерьера практически нет предпочтений в цветовой гамме или материалах, для его создания годится практически всё. Главное в таком интерьере — фантазия и креативное мышление художника.

 

Третья стилевая категория современной архитектуры — смешанные, компилятивные стили. Наиболее популярный из них — фьюжн. Фьюжн — наверное, самое молодое из современных стилистических направлений. Фьюжн — это компиляция самых различных стилей и направлений, так, этника здесь может соседствовать с классикой, а фахверк дополнять кантри. Интерьер, выполненный в стиле фьюжн, выглядит так, словно в доме выросло не одно поколение семьи путешественников. При этом интерьер фьюжн звучит очень современно, в нём нет архаичности или эклектики. Главная черта фьюжн — ощущение внутренней гармонии и необычайного уюта. В стиле фьюжн используется практически любая мебель, в данном случае главное — сочетаемость. «Сфера применения» стиля фьюжн практически совпадает со сферой постмодернизма и ар деко.

 

Отдельное место среди современных стилей занимают ориентальные и экзотические. Среди ориентальных в настоящее время наиболее популярен псевдо-японский стиль: в нём выполняются как интерьеры кафе и ресторанов, так и квартиры. Этот стиль отличается простотой и лаконизмом форм, цветовая сдержанность и использование естественных материалов. Остальные экзотические стили не имеют широкого самостоятельного распространения, — чаще всего они встречаются во всевозможных компиляциях (исключение, естественно, составляют рестораны этнической кухни).

 

День ото дня интерьерная мода принимает все более изысканные формы выражения. Однако на фоне популярности современных направлений многие владельцы недвижимости по-прежнему тяготеют к классической обстановке. В частности, одним из ориентиров при создании дизайна интерьера остается искусство модерна и такая его разновидность, как ар-деко – стиль удивительно богатый и многогранный, в котором каждый может найти для себя нечто новое и оригинальное. Ар-деко – стиль, который покорил мир в 20-30-е годы прошлого века, получил свое название в честь Парижской выставки современных декоративных искусств в 1925 году. «Ар-деко» один из самых эклектичных стилей, смешивающий геометрические формы кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, стилизованные формы в духе «ар нуво» с искусством Древнего Египта, самые дорогие традиционные материалы (серебро, красное и черное дерево) с новыми материалами (бетон, хромированная сталь, алюминий, бакелит). Для этого стиля характерно использование натуральных материалов.

 Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мебель украшается орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Для обивки используются экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската и крокодила. Кровати в стиле ар деко украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в настоящее произведение искусства и создает особую атмосферу изысканности и неги. Для Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера. В более поздних формах, стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Например в России, в Сталинские времена были попытки перенять некоторые основы Ар Деко. Правда это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего Ар Деко есть и у нас. Например, многие станции метро в Москве и Санкт – Петербурге выполнены именно в этом стиле. Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва» (Москва), трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко. Квартиры в этом стиле больше напоминают павильон коллекционера или мастерскую художника.

 

 Архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц Гостиничные комплексы представляют собой сложные, зачастую уникальные сооружения. Их размещение в планировочной структуре города является сложным и ответственным процессом. Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопределяется целым рядом факторов.

 Участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, прежде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости.

 Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит процесс проектирования и строительства гостиничного здания.

Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами.

Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскурсионных автобусов, автомашин. Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров.

 К участкам для размещения гостиничных комплексов следует предъявлять и архитектурно-ландшафтные критерии: наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа.

Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер.

 Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса, является его экологическая комфортность.

Он ни в коем случае не должен размещаться в экологически кризисных зонах городов. Его санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответствовать нормативным требованиям. При выборе участка следует также учитывать наличие городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инженерным городским сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижает объём стоимости строительства гостиничных комплексов. Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса прежде всего зависит от типа гостиницы и её вместимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: