Фарм. экономика - это совокупность институтов, предприятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом ЛС, ИМН, услуг, необходимых для поддержания индивидуального и общественного здоровья.
Специфика аптечной экономики:
· Фарм. услуги оказывают только дипломированные специалисты;
· Аптека реализует особый товар, ля которого характерны повышенные требования к качеству, хранению
· Наличие обязательного ассортимента увеличивает расходы на хранение
· Большинство ЛС отпускаются по рецептам врачей, спрос на них формируется промежуточными потребителями
· Сохранение в некоторых аптеках изготовления ЛС по рецептам
· Повышенные требования к составу и оборудованию торговых и производственных помещений.
Спрос – кол-во ЛС и других товаров аптечного ассортимента, фарм. услуг, которые желают и могут приобрести потребители за определённый период по определённой цене.
Закон спроса: при равных условиях между ценой и величиной спроса существует обратная/отрицательная зависимость – чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот.
|
|
Предложение – количество ЛС, др. товаров АА, фарм. услуг, которые могут быть предложены потребителям за определённый период времени по определённой цене.
Закон предложения: при равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость – чем выше цена, тем выше предложение.
Коэффициент эластичности – отношение темпа прироста результативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.
Коэффициент эластичности спроса:
Qo, Q1 – начальное и конечное значение количества приобретаемых товаров
Po, P1 – начальное и конечное значение цены товара
Коэффициент эластичности предложения:
Qo, Q1 – количество предлагаемого товара при соответствующей цене
Po, P1 – цены на товар
Рыночное равновесие – ситуация, при которой интересы покупателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания нарушить существующее положение.
2. Основы ценообразования на ЛП. Задачи ценовой политики. Механизм гос. регулирования цен на ЛС.
Цена – элемент, влияющий на решение потребителя о покупке товара, для аптеки – источник, приносящий доход.
Виды цен:
1). Отпускные (оптовая надбавка)
2). Оптовые (розничная надбавка)
3). Розничные – конечные цены на товары, по которым их приобретает население
4). Свободные цены (36% рецептурных ЛП, 78% - безрецептурных) – цены, установленные на основе спроса и предложения
5). Регулируемые (64% рецептурных ЛП, 22% - безрецептурных):
· Цены, установленные советующими органами
· Ограничения и условия, установленные органами
|
|
Цели ценообразования:
1. Подъём объёма продаж
2. Подъём прибыли
3. Обеспечение выживаемости
Подходы ценообразования:
1. Новые:
· Подход проникновения
· Психологический
· «Снятие сливок»
· Подход репутации
· Подход конкуренции
2. Старые:
· Сохранение цены (долговременная, гибкая)
· Понижение цены (скользящая, преимущественная)
· Повышение цены (повышение затрат на производство, инфляция, понижение дохода)
Регулирование ценообразования:
1). Мониторинг ценообразования
2). Проведение переговоров с производителями и их представителями
3). Переговоры об исключении ЛП из приказов
4). Снижение наценки единого дистрибьютера («СК-Фармация»)
Приказ МЗ РК №666 "Об утверждении Перечня ЛС и ИМН в рамках ГОБМП"
Приказ МЗ РК "Об утверждении Правил регулирования цен на ЛС"