Лекция 1 «Логистика снабжения»

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ЗАКУПКАХ, ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ

Для групп 1101/1 лог, 1101/2 лог, 1009 лог – 1013 лог

Преподаватель: Тамарова РИ

Тема «ЛОГИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ»

 

Лекция 1 «Логистика снабжения»

Управление закупками.

План:

1. Что такое «управление закупками». Значение деятельности по организации и управлению закупками. Терминология, используемая для описания этого вида деятельности.

2. Цели деятельности отдела (службы) закупок любой производственной (торговой) фирмы в области организации и управления закупками.

3. Основные функции отдела закупок и взаимодействие с другими функциональными подразделениями компании. Определение потребности в материальных ресурсах и готовой продукции.

4. Выбор поставщика в закупочной деятельности фирмы. Алгоритм (процедура) выбора поставщика. Основные критерии выбора.

Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Для выполнения своих функций ему необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы.

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой фирме.

Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.

1. Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги.

2. Стратегическая сторона снабжения –процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п.

  Управление закупками – область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. Процесс закупки представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки.

Сфера деятельности, связанная с закупками, подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде.

З адачи логистического менеджера:

- определение потребности в материальных ресурсах;

- поиск потенциального поставщика;

- оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;

- выбор метода закупки;

- установление приемлемой цены и условий поставки;

- мониторинг товара до момента его доставки;

- оценка продукции и услуг поставщика.

Цели отдела (службы) закупок любого предприятия:

- Приобретать товар по наиболее выгодной цене.

- Поддерживать высокую оборачиваемость товарных запасов.

- Гарантировать доставку товаров на фирму.

- Приобретать товар наилучшего качества.

- Взаимодействовать только с надежными поставщиками.

- Поддерживать доброжелательные партнерские отношения с надежными поставщиками.

- Извлекать максимальную выгоду для фирмы (например, за счет скидок).

- Сотрудничать с другими подразделениями фирмы.

- Вносить свой вклад в достижение корпоративных целей и поддержание логистической стратегии.

- Снижать долю расходов на закупки в общих логистических издержках.

- Вести эффективный автоматизированный учет приобретаемых товаров и поддерживать другие информационные системы компании.

- Развивать и стимулировать деятельность и повышать квалификацию менеджеров, занятых в снабжении и закупке.

Основные цели деятельности в области организации и управления закупками:

1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов, готовой продукции и предоставления услуг. Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия.

2. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оптимального баланса.

3. Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек.

4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам. Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой. Эта задача особенно актуальна для российских предприятий, так как закупочная деятельность требует большого объема оборотных средств (их нехватка именно является одной из главных проблем российского бизнеса).

5. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ними. Успех закупок отдела в конечном итоге определяет надежность поставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность компании– покупателя.

6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. (определение размеров затрат, изменения в собственной программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса, повышение доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объеау предложения в будущем и т.д.)

Основные функции отдела закупок и взаимодействие с другими функциональными подразделениями компании.

1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого отдел закупок получает информацию от отдела маркетинга, производственного отдела, службы логистики, операционно-аналитического отдела.

2. Расчет средств на приобретение материальных ресурсов. Для расчетов необходимы данные из бухгалтерии и финансового отдела о наличии свободных оборотных средств.

3. Поиск, анализ данных, выбор поставщиков. Включает тщательное исследование рынка поставщиков по интересующей продукции, поиск наиболее квалифицированных поставщиков, предоставление необходимых услуг до и после продажи.

4. Заключение договоров и контроль исполнения. Данная функция отдела закупок выполняется при тесном сотрудничестве с юридическим отделом, т.к. важно в договоре соблюсти все интересы компании. Действия в случае нарушений условий поставки.

5. Получение материальных ресурсов. Обработка входящих потоков материальных ресурсов, идентификация продукции, уточнение количества, подготовка отчетов и перемещение сырья к месту его использования и хранения.

6. Проверка поступающей продукции и подтверждение качества. Проверка и подтверждение того, что поступающее сырье, материал и услуги отвечают требованиям, т.е. соответствуют договору и сертификации.

Для эффективного функционирования отдел закупок должен обладать полномочиями на принятие решений при совершении закупок в следующих областях:

· Выбор поставщика. Отдел закупок должен иметь опыт в определении того, кто производит нужную продукцию и как анализировать надежность поставщика.

· Метод ценообразования. Определение общей стоимости закупки для формирования цены и условий договора. Это одна из основных экспертных областей деятельности отдела закупок.

· Сертификация.

· Контроль над контактами с поставщиками. Отдел закупок должен поддерживать взаимоотношения с потенциальными поставщиками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: