Понятие государственного финансового контроля, его цели и задачи

ГЛАВА I. Общая характеристика государственного финансового контроля в Российской Федерации

Понятие государственного финансового контроля, его цели и задачи

Для того, чтобы определить роль Казначейства РФ в системе финансового контроля, полагаем необходимым раскрыть понятие государственного финансового контроля.

Контроль как элемент управления играет важную роль в обеспечении функционирования государства и всей политической системы. Он постоянно пополняется новым содержанием, приобретая отличительные черты. Все это ведет к необходимости организации контроля более высокого уровня, который должен отвечать потребностям современного этапа развития общества.

Согласимся с общепринятым определением контроля как установлением соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучением и оценкой результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления[1]. Одновременно мы разделяем и мнение Ю.Н. Старилова, о том, что «контроль – это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности» [2].

Государственный финансовый контроль в качестве контроля за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов рассматривается, в зависимости от направления деятельности контролирующего субъекта, как один из видов государственного контроля.

Без финансового контроля, в отличие от негосударственного финансового контроля, осуществляемого органами законодательной и исполнительной власти, невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы страны. Михаил Юрьевич Алексеев бывший заместитель начальника управления Министерства финансов СССР выдвигал теорию, что «во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится большое количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж»[3].

По мнению Шохина С.О., государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Поэтому государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса[4].

Цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это проявляется в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых операций, установленных не только запрещающими нормами. Например, контролируемыми являются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.[РК1]

В связи с указанной целю перед институтом финансового контроля выдвигается целый ряд задач, решение которых обеспечит бесперебойный, а самое важное, эффективный процесс движения бюджетных средств.

В числе названных задач можно назвать следующие: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами; проверка правильности использования денежных ресурсов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении; проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; выявление внутренних резервов; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Государственный финансовый контроль, являясь одним из древнейших государственных институтов, относил к себе широкий перечень сфер контролируемых публичных финансов, а именно контроль за:

исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

организацией денежного обращения;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ[5].

В современном мире, конечно же, зона деятельности финансового контроля становится практически всеобъемлющей.

Итак, в зависимости от сферы деятельности контролирующих субъектов в конкретной области финансов можно выделить следующие виды государственного финансового контроля:

1) бюджетный контроль – регламентированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов по выявлению степени соответствия формирования, распределения и использования бюджетных средств принципам законности и эффективности с целью достижения правопорядка в сфере публичных финансов;

2) налоговый контроль – деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами путем проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, с целью соблюдения налогового законодательства и правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

3) валютный контроль – деятельность специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организаций по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдений, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;

4) банковский контроль – контроль банка за целевым использованием выданных кредитов либо за расходованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а также контроль, осуществляемый центральным банком страны, специальными контрольными органами, регулирующими деятельность банковской системы;

5) страховой контроль – контроль за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела, иными физическими и юридическими лицами, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.[РК2]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: