Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).
Стимулируя интерес учащихся, учитель должен и контролировать процесс его развития. Контролирующие методы помогают учителю корректировать свою методику, применяемые стимулы интереса. Одним из самых необходимых является метод включенного педагогического наблюдения. Он позволяет судить о становлении и характерных особенностях проявления интереса в естественных условиях урока музыки, о влиянии характера деятельности, различных приемов и методов ее организации на развитие музыкально-познавательного интереса у отдельных учащихся и в классных коллективах. Метод наблюдения предполагает знание показателей проявления музыкально-познавательного интереса. Такими показателями являются:
1.Активность учащихся в музыкально-познавательной деятельности (в различных видах музицирования, слушании, художественно-педагогическом диалоге, количестве заданных вопросов, поднятых рук, выступлений учащихся).
|
|
2.Сосредоточенность или рассеянность внимания (дисциплина, отвлекаемость, реакция на звонок с урока). [23;67 стр.]
3.Характер деятельности (репродуктивный или творческий, равнодушный или увлеченный).
4.Эмоциональные проявления учащихся:
а) в выразительности либо невыразительности музыкальной и словесной речи,
б) в мимике и пантомимике,
в) в адекватности эмоциональных реакций содержанию художественных образов и коммуникативных ситуаций, происходящих в классе,
г) в эмоциональном последействии (наступившей тишине, свидетельствующей о полноте чувств).
5.Характер проявившихся знаний и результатов интонационной деятельности (их объем, глубина, субъектность или самостоятельность, качество интерпретации, оригинальность). [21;87-92 стр.]
Поскольку мотив деятельности характеризуется прежде всего предметом, на который он направлен, важнейшей характеристикой (параметром) интереса выступают музыкальные произведения, их род, жанр, уровень художественных качеств, значимость содержания. Поэтому личностное отношение к конкретным произведениям серьезной или легкой музыки, их исполнителям, жанровые предпочтения, образное содержание привлекательных произведений - все это также является показателями характера и уровня развития музыкального интереса учащихся. Наблюдать, прослеживать отношение всех учащихся к музыкальным произведениям, которые изучаются на уроке, можно с помощью метода оценки своего отношения баллами (по системе, близкой учебному опыту ребят, и знакомой по наблюдению ими деятельности конкурсных жюри на телевизионных шоу). Этим методом широко пользовались Н.Л.Гродзенская, Э.И.Бальчитис, К.П. Португалов и другие педагоги-музыканты. В конце урока на розданных учителем карточках с записанными названиями изучавшихся произведений школьники дают балловую оценку своих впечатлений. Это задание может входить составной частью в другие контрольные работы: музыкальные викторины, сравнительные характеристики произведений, сочинения-рецензии. [19;76 стр.]
|
|
Диагностика музыкального развития младших школьников
Для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)
Ответить, на каком слове, изменилась мелодия.
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Для установления уровня развития чувства ритма:
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.