Занятие 1. (2ч.). Понятие менеджмента и его сущность

Тема 1.1. История развития менеджмента. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Организация и ее среда.

Занятие 1. (2ч.). Понятие менеджмента и его сущность.

Менеджмент представляет собой систему программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Так как менеджмент представляет собой систему управления организацией необходимо рассмотреть понятие управление в целом. Управление - это вид деятельности человека, возникшей, выделившейся и обособившейся в процессах развития совместного труда, его разделения и кооперации.

Но это только первый шаг в понимании управления. Это только практическое представление о нем, хотя именно в этом утверждении и заключена сущность понятия управления. Но утверждения того, что управление является необходимым элементом всякой деятельности и имеет большое значение в достижении результатов этой деятельности, еще недостаточно. Необходимо понимать, что в процессе усложнения деятельности роль управления и его сложность также повышаются. Вот почему сегодня актуальной становится задача совершенствования управления и его профессионализации. Чем сложнее деятельность, тем в большей мере она требует профессионализма. Это касается любого вида деятельности человека. В том числе и управления.

Управление - это не только потребность, но и фактор успеха деятельности. Это не трудно практически проверить. Чем лучше управление, тем выше вероятность успеха. Потому, что от управления зависит реальность предвидения результата, от управления зависит четкость и согласованность работы людей, от управления зависит человек - участник совместного труда заинтересован в общем результате. Вот почему, начиная с определенного этапа развития производства и общества, все больше и больше внимания уделяется управлению, ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определения возможностей его развития посредством использования новой техники, обогащения информацией и прочее.

Управление определяет качество результата деятельности, затраты времени и вообще усилий на его получение, и соответствие потребностям человека.

Всю деятельность, которую осуществляет руководитель в процессе управления можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Структурно-содержательный аспект включает в себя перечень, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально-содержательный - последовательность действий.

Рассмотрим более подробно структурно-содержательный аспект управления. К основным видам деятельности по управлению организацией относится: предвиденье, т. е. постановка целей, планирование или прогнозирование будущего состояния объекта управления; распределение между работниками и подразделениями предприятия функций и задач, предоставление им всего необходимого для выполнения рабочих заданий, а также формирование организационной структуры; мотивация, т. е. побуждение людей к работе; координирование, т. е. согласование усилий работников в процессе выполнения работы; контроль, т. е. выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов, выявление несоответствий установленным требованиям с целью коррекции.

Перечисленные виды деятельности принято называть общими (или основными) функциями управления. Они называются общими потому, что любой руководитель реализует эти функции в процессе своей работы.

Процессуально-содержательный аспект отражает последовательность действий в процессе управления. К этим действиям относятся: установление цели, оценка ситуации, определение проблем и необходимости их решения, принятие решения.

В анализе сущности и содержания управления очень важно понимать роль и значение информации. Без информации трудно представить себе управление. Воздействие, согласующее труд, осуществляется посредством передачи информации. Но нельзя управление свести только к движению информации. Информация без таких качеств человека, как его заинтересованность, цели, ценности, мотивы не обязательно превращается в воздействие, т. е. характеризует акт управления.

Это подтверждают простейшие факты действительности. Информация не суть управления, а только его средство, необходимое условие.

Главным в понимании управления является деятельность человека, в которой обнаруживают себя такие важнейшие его особенности и черты, как интересы, ценности, установки, цели, ожидания, опасения.

Именно они, являясь элементом сознания, определяют успех деятельности, именно они являются опорой управления. Итак, сущность управления в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности. [1]

Менеджмент представляет собой систему взаимосвязанных действий;

- организация и управление (производством и коллективом);

- постановка и корректировка задач;

- разработка этапов работы;

- принятие решений;

- налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

- регулирование процессов;

- сбор, обработка и анализ информации;

 - подведение итогов работы.

В настоящее время существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: менеджмент - эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью.В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Основными целями менеджмента являются:

- получение (или увеличение) прибыли;

- повышение эффективности хозяйствования;

- удовлетворение потребностей рынка;

- решение социальных вопросов.

К задачам менеджмента относятся:

- организация производства конкурентоспособных товаров;

- совершенствование производственного процесса;

- внедрение новейших наукоемких технологий;

- снижение затрат на производство;

- повышение качества продукции.

Основной функцией менеджмента является - организация и управление производством продукции.

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

Необходимо отметить, что менеджеры на предприятиях бывают разных уровней, и решают задачи разного уровня. По иерархии принято выделять менеджеров высшего звена, среднего звена и низшего звена. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Менеджеры высшего звена (уровня) определяют основное направление деятельности предприятия, его цели и задачи. Такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Менеджеру высшего звена необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство полностью ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе;

- за изменение организационных структур;

- разработку систем производства и сбыта продукции;

- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

- координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

- глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

- знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми (подчиненными), добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

- предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

- новаторство, изобретательность;

- целеустремленность.

Менеджеру нужно быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным к каждому сотруднику; подбирать, обучать и повышать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; обладать навыками ведения деловых переговоров.

Обратимся к мнению ведущего специалиста по менеджменту Питера Ф. Друкера, который так формулирует основные правила эффективного руководства:

- хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия;

- сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно;

- считайтесь со своими возможностями и возможностями ваших сотрудников.

Важнейший вопрос менеджмента, как отличить эффективного руководителя от неэффективного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо делают и соответственно распределяет работу. Изучая и зная условия современного рынка, хороший менеджер ищет такие возможности, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.

Следует отметить, что эффективность работы менеджеров могут снижать следующие недостатки:

- повышенное внимание к второстепенным вопросам организации;

- недооценка своей роли в работе организации;

- непонимание того, что деятельность менеджера как руководителя коллектива приобретает все большее значение.

К недостаткам также можно отнести: стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела; стремление к получению внешних атрибутов, символов власти (дом, кабинет, автомобиль и др.); заботу о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других; самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников. [2]

Рассматривая суть понятия «менеджмент», необходимо уточнить некоторые входящие в его понимание положения.

1. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

2. Понятие «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления.

Таким образом, менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

В современных условиях деятельность любой фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства. Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны, прежде всего, с изменениями в характере собственности и с процессами «делегирования» (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: