Методы изготовления зубчатых колес тесно связаны с теорией зацепления. Зубчатые колеса с эвольвентным профилем изготовляются главным образом на специальных зуборезных станках двумя методами: методом копирования и методом обкатки.
Метод копирования состоит в следующем.
Дисковая фреза, режущие кромки которой имеют очертание впадины между зубьями, совершает вращательное движение (рис. 3). Заготовка совершает
поступательное движение вдоль своей оси. За каждый ход заготовки фрезеруется только одна впадина. Затем заготовка возвращается в исходное положение и поворачивается на угол . После этого она снова получает поступательное движение вдоль оси, и происходит фрезерование следующей впадины и т. д.
Этот метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он мало производителен. Во-вторых, для точного изготовления зубьев требуется очень много режущего инструмента. Действительно, форма впадины зависит не только от модуля, но и от количества зубьев(размеров колеса), так как форма эвольвентного профиля зависит от радиуса основной окружности. Поэтому теоретически для каждого зубчатого колеса с определенным количеством зубьев требуется своя фреза. Это, конечно, очень дорого.
|
|
На практике для каждого модуля применяется комплект, состоящий только из некоторого количества фрез, каждая из которых служит для изготовления зубчатых колес
с количеством зубьев в определенном диапазоне. Форма зубьев каждой фрезы точно соответствует форме впадины только для колес с меньшим количеством зубьев данного диапазона. Для остальных колес профили зуба будут приближенными.
Кроме дисковых фрез, при изготовлении зубчатых колес методом копирования применяются также пальцевые фрезы (рис. 4). Вследствие указанных недостатков метод копирования не получил широкого применения. Он используется только для изготовления небольшого количества зубчатых колес, на ремонтных работах, для неответственных колес, работающих при небольших окружных скоростях. Изготовление колес этим способом может производиться на обычном фрезерном станке, снабженном делительной головкой.
В настоящее время широкое применение имеет более совершенный метод — метод обкатки,— в котором в качестве инструмента используются долбяк или инструментальная рейка (гребенка). Режущие кромки этих инструментов имеют точное очертание эвольвентного зубчатого колеса или зубчатой рейки, а боковые поверхности затылованы (рис. 5, а, б).
|
|
В процессе изготовления зубчатого колеса долбяк и заготовка на зуборезном станке имеют такое относительное расположение и получают такое относительное движение, как будто они находятся в действительном зацеплении, т. е. их начальные окружности касаются и обкатывают одна другую без скольжения. Отсюда этот метод и получил свое название.
Кроме этих движений, инструмент получает возвратно-поступательное режущее движение вдоль своей оси. Во время движения инструмента вниз происходит рабочий ход — срезание стружки. Движение инструмента вверх является холостым ходом.
В основе метода обкатки лежит то свойство зубчатого зацепления, что профили зубьев зацепляющихся колес являются взаимоогибаемыми кривыми. Поэтому, если очертания режущих кромок зубьев долбяка выполнены по эвольвентами кривым, то и зубчатое колесо получится с зубьями эвольвентного профиля
На рис.6 показаны (тонкими линиями) последовательные положения зуба долбяка относительно нарезаемого колеса Из рисунка видно, что профиль зуба колеса является огибающей ряда последовательных относительных положений профиля зуба долбяка
Аналогично происходит нарезание зубьев инструментальной рейкой. Здесь начальная окружность заготовки перекатывается без скольжения по начальной прямой рейки, т. е. заготовка совершает вращательное движение, а рейка — поступательное. Преимущество рейки перед долбяком заключается в том, что зубья у рейки имеют прямолинейный профиль, что облегчает ее изготовление и уход за нею (заточка и т. д.).
Одним из методов обкатки является нарезание зубчатых колес червячной фрезой. Расположение фрезы относительно заготовки и их движения показаны на рис.6. Фреза в диаметральном сечении имеет профиль рейки. Она имеет вращательное движение вокруг своей оси и поступательное — вдоль образующей цилиндра заготовки. Заготовка имеет вращательное движение.
За один оборот фрезы она поворачивается на град (если фреза однозаходная).Фреза относительно заготовки устанавливается так, чтобы ее витки в месте снятия стружки были параллельны образующей цилиндра заготовки, т. е. ось фрезы должна составлять с торцевой плоскостью заготовки угол у, равный углу подъема средней линии винтовой поверхности витков фрезы.
В последние годы получил распространение новый метод обкатки — накатка зубчатых колес в горячем состоянии, — который заключается в следующем.
Инструмент в виде зубчатого колеса и заготовка в горячем состоянии получают на станке такие относительные движения, как будто они находятся в действительном зацеплении. При этом вследствие пластических деформаций инструмент выдавливает на заготовке зубья точного эвольвентного профиля.
Большим достоинством всех методов обкатки является высокая производительность, большая точность и малое количество инструмента. Одним инструментом (данного модуля) можно нарезать зубчатые колеса любым количеством зубьев.