Режимные мероприятия в ЛПУ

 

Санитарный режим ЛПУ включает:

1. организационные меры (контроль за режимом поступления, пре­бывания и выписки пациентов, за службой крови и ее препара­тов, за назначением инвазивных манипуляций и антимикробных средств, за режимом стерилизации и дезинфекции в ЛПУ);

2. медицинские осмотры и обследование персонала (при поступле­нии на работу и периодические профилактические): на возбуди­телей венерических инфекций, золотистый стафилококк, пато­генные энтеробактерии (результаты осмотров заносят в индиви­дуальную санитарную книжку);

     3. работу только в спецодежде, соответствующей выполняемым операциям (для работы в асептических условиях необходим комп­лект стерильной одежды);

4. соблюдение сроков хранения стерильного материала (см. под- разд. 12.1.4);

5. соблюдение правил личной гигиены,

6. влажную уборку помещений (оборудования, стен, полов) с при­менением дезинфицирующих средств;

7. дезинфекция ультрафиолетом воздуха в операционном блоке, перевязочных и др.;

8. соблюдение правил использования дезинфицирующих и антисеп­тических средств (в том числе сроков хранения);

9. дезинфекцию использованных материалов (см. подразд. 12.1.3); проведение санитарно-микробиологических исследований.

Для предупреждения ВБИ в плане текущего надзора проводят­ся санитарно-микробиологические исследования: рук хирургов, кожи операционного поля, перевязочного и шовного материала, инструментов, воздуха, поверхностей оборудования. Обязатель­ному исследованию подлежат специфические устройства, распо­ложенные в операционном зале, наркозной, пред- и послеоперационной палатах, перевязочной, а также в палатах интенсивном терапии и реанимации, кабинетах физиотерапии и лечебной физ­культуры. В акушерских стационарах обязательно обследуют ро­дильные залы, операционный блок, послеродовые и детские па­латы, комнаты пастеризации и хранения грудного молока. Важ­ными направлениями является контроль стерильности изделий медицинского назначения и обследование персонала на микробоносительство. Объектами контроля яв­ляются: тазы и щетки для мытья рук хирургов, перчатки, зонды, катетеры, кровать, ларингоскоп, дыхательный мешок, кушетка для перевязок, халат и рабочий стол медсестры, термометры, лекарственные формы для инъекций, для ухода за кожей новорожденных, внут­ренняя поверхность холодильника для хранения лекарств и др. Контролируют также качество уборки и дезинфекции помеще­ний.

В плане самоконтроля лаборатории ЛПУ проводят санитарно­микробиологические исследования 1 — 4 раза в месяц, лаборато­рии центров госсанэпиднадзора - 2 — 4 раза в год и внепланово (по эпидпоказаниям, в случае санитарного неблагополучия).

 Смывы с рук берут у всех участвующих в операции; исследование проводят, как указано выше. Для выяв­ления носителей золотистого стафилококка персонал хирургичес­ких и акушерских отделений, а также отделений реанимации и интенсивной терапии обследуют 1 раз в квартал. Материал из пе­редних отделов обеих половин носа берут стерильным сухим или увлажненным тампоном и непосредственно засевают штрихами на поверхность желточно- солевого агара в чашке Петри (вращая тампон). В другом варианте на ту же среду засевают, растирая шпа­телем, 0,1 мл из 5 мл ИХН, в котором в течение 10 минут отмы­вали тампон. После инкубирования среды подсчитывают количе­ство колоний, образованных Staphylococcus aureus (по культураль­ным и морфолого-физиологическим признакам). Повторное вы­деление этих микроорганизмов в высокой концентрации (103 КОЕ в 1 мл и более) свидетельствует о микробоносительстве. Для сана­ции микробоносители проходят специальные процедуры с при­менением антимикробных воздействий.

Санитарно-микробиологическое исследование

Оборудования, рук и спецодежды персонала

Отбор проб. С рабочих столов, весов, посуды, тары для хране­ния материала, оборудования, рук и спецодежды персонала про­бы отбирают методом смыва стерильным ватным тампоном, по­мещенным в пробирки со стерильным ИХН или пептонной водой. При отборе проб с крупных плоских поверхностей (столы, халаты и т.д.) используют проволочную рамку-шаблон площа­дью 100 см2. Перед взятием пробы шаблон фламбируют, а тампо­ны увлажняют. Для проведения смывов с рук увлажненным ват­ным тампоном (или марлевой салфеткой, 5x5 см) протирают руки обследуемого, начиная с менее загрязненных участков кожи: тыль­ную часть ладони, ладонь, межпальцевые поверхности, ногтевые ложа и подногтевые поверхности. Перед исследованием смывную жидкость с тампоном или салфеткой встряхивают в течение 10 мин для десорбции микроорганизмов и далее смывную жидкость ис­пользуют для посевов.

Методика исследования. Определение БГКП (см. выше).

Определение Staphylococcus aureus. 1 мл смывной жидкости засе­вают в пробирку с 5 мл солевого бульона, инкубируют в термо­стате при 37 °С в течение 24 ч (далее, как в разделе по исследова­нию пищевых продуктов).

Требования к микробиологической чистоте: присутствие БГКП, синегнойной палочки, протеев, стафилококка в смывах не допус­кается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: