1. выявить основные характерные черты немецкого классического идеализма (от И.Канта до Г.Гегеля)
2. взаимоотношения «Я» и «абсолютного Я» необходимо рассматривать как процесс освоения человеком окружающего мира
3. дать характеристику новой философии Л.Фейербаха и рассмотреть отношение Л.Фейербаха к философии, религии и человеку.
4. сравнить взгляды Г.Гегеля и Ф.Шеллинга
План:
1. И.Кант о двух стволах человеческого познания.
2. Взаимоотношение индивидуального «Я» и «абсолютного Я» в философской концепции И.Фихте.
3. Философская система Г.Гегеля и Ф.Шеллинга.
Темы докладов:
1.Диалектика Г.Гегеля
2. Материализм Л.Фейербаха.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Императив нравственности в философии И.Канта.
2. Что собой представляет предметная деятельность человека в философии И.Фихте?
3. Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
4. В чем заключается учение Г.Гегеля о тождестве?
5. В чем проявляется критика Л.Фейербахом философии Г.Гегеля?
Тестовые задания
Кто из указанных философов является родоначальником классической философии?
|
|
А. И.Фихте;
Б. И.Кант;
В. Ф.Шеллинг;
Г. Г.Гегель.
Выделите автора работы «Критика чистого разума».
А. И.Фихте;
Б. Л.Фейербах;
В. Ф.Шеллинг;
Г. И.Кант.
Какие два ствола человеческого познания выделено в философии И.Канта?
А. чувственность и рассудок;
Б. интуиция и чувственность;
В. рассудок и разум;
Г. сомнения и интуиция.
К представителям какого философского направления относится И.Фихте?
А. объективный идеализм;
Б. субъективный идеализм;
В. материализм;
Г. дуализм.
По мнению какого философа «Интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества, способствующая саморазвертыванию тождества»?
А. И.Кант;
Б. И.Фихте;
В. Ф.Шеллинг;
Г. Л.Фейербах.
Кто из указанных мыслителей считал, что логика – это научно-теоретическое осознание Абсолютной идеи?
А. Ф.Шеллинг;
Б. И.Кант;
В. Л.Фейербах;
Г. Г.Гегель.
Первой стадией развития человеческого духа, по мнению Гегеля, является
А. объективный дух;
Б. субъективный дух;
В. интуиция;
Г. материя.
Кто из указанных философов характеризовал диалектику как движущую силу истинного познания?
А. Л.Фейербах;
Б. Аристотель;
В. И.Кант;
Г. Г.Гегель.
Кто из указанных философов высказал идею о том, что Бог – это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей?
А. Л.Фейербах;
Б. Г.Гегель;
В. И.Кант;
Г. Ф.Шеллинг.
Кто из материалистов Нового времени считал, что субъект – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств?
А. Г.Гегель;
|
|
Б. И.Кант;
В. И.Фихте;
Г. Л.Фейербах.
Практическое занятие №7 Марксистская философия
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. выявить предпосылки возникновения марксизма;
2. определить основные идеи исторического материализма;
3. дать характеристику диалектическому материализму
План:
1. Исторические условия возникновения марксизма.
2. Сущность диалектического материализма
3. Сущность исторического материализма
Темы докладов:
1. К.Маркс и его труд «Нищета философии»
2. Формационный подход К.Маркса.
3. Социальная антропология К. Маркса.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие предпосылки способствовали формированию философии марксизма?
2. В чем особенность материалистической диалектики К.Маркса?
3. В чем сущность исторического материализма К.Маркса?
4. В чем проявилось материалистическое понимание истории у К.Маркса?
5. Какой метод выработал в философии К.Маркс?
Практическое занятие №8 Философия ХХ века
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. Изучите следующие термины и понятия: иррационализм, экзистенциализм, позитивизм, эмпириокритицизм, постпозитивизм, неопозитивизм, критический рационализм, структурализм.
2. изучите философские воззрения О.Конта
3. определите школы «философии жизни» и их основные идеи
4. проанализировать идеи Ф.Ницше
5. выявить сущность экзистенциализма и его представителей
План:
1. Исторические формы позитивизма.
2. Основные школы «философии жизни».
3. Основные идеи философии Ф.Ницше.
4. Основные направления философии экзистенциализма.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие предпосылки способствовали формированию философии марксизма.
2. В чем особенность материалистической диалектики К.Маркса.
3. Основные школы «философии жизни».
4. «Жизненный порыв» в философском учении А.Бергсона.
5. Выделите особенности философии А.Шопенгауэра.
6. «Воля к власти» Ф.Ницше.
Тестовые задания
Какое философское учение признает примат воли над другими проявлениями духовной жизни, включая мышление?
А. волюнтаризм;
Б. экзистенциализм;
В. позитивизм;
Г. фатализм.
Сторонники какого направления философии считают, что философия – это особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков?
А. неопозитивизма;
Б. постпозитивизма;
В. экзистенциализма;
Г. постмодернизма.
3. Основателем позитивизма является …..
А. Э.Мах;
Б. Р.Авинариус;
В. О.Конт;
Г. А.Камю.
Выделите имя философа, представителя религиозного экзистенциализма.
Б. А.Камю; В. К.Маркс; Г. К.Ясперс.
Выделите имя философа, заложившего основы материалистической диалектики.
А. Г.Гегель;
Б. Л.Фейербах;
В. К.Маркс;
Г.Ф.Шеллинг.
Практическое занятие № 9 Русская философия: основные направления
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. проанализировать связь идеи всеединства и софийности в философии В.Соловьева.
2. выделить основные этапы развития русской философии, охарактеризовать «русскость» философской мысли
3. выявить характерные особенности русского материализма
4. раскрыть сущность русского космизма.
План:
1. Мировоззренческая позиция М.Грека и Ю.Крижанича.
2. Русский материализм (А.Герцен, В.Белинский, Н.Чернышевский).
3. Основные направления русского космизма.
Темы докладов:
1.Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Выделите основные периоды в развитии русской философии.
2. Русская философская мысль 11 – 17 вв.
3. Философия «общего дела» Федорова.
4. Русский космизм (Н.Умов, К.Циолковский).
|
|
5. Философия «серебряного века».
6. Философские взгляды славянофилов.
Тестовые задания