Проверяют надежность присоединения проводов к приборам электрооборудования и крепления пучков проводки скобами, а также состояние электропроводки, прежде всего в местах крепления и пересечения с металлическими частями машины. Поврежденную изоляцию следует обмотать изоляционной лентой. Для этого измеряют падение напряжения в проверяемой цепи, пользуясь вольтметром прибора КИ-1093-ГосНИТИ, при включенных потребителях электроэнергии в следующем порядке.
Присоединяют к выводам «V» и «±» прибора два провода с игольчатыми щупами. Переключатель вольтметра устанавливают в положение «–3 В». Игольчатые щупы присоединяют к началу и концу проверяемой цепи. Допустимое падение напряжения в основных цепях электропроводки трактора указано в таблице 5.
Проверяют состояние клемм и при необходимости зачищают поверхность наконечников и зажимов, подтягивают болты.
Проверяют работу системы освещения при различных положениях выключателей и переключателей и надежность крепления осветительной аппаратуры.
|
|
Таблица 5 — Допустимое падение напряжения в основных цепях электропроводки трактора
Проверяемая цепь электропроводки | Допустимое падение напряжения, В, не более |
Дальнего света фар | 1,1 |
Ближнего света фар | 0,6 |
Заднего света | 0,6 |
Подфарников | 0,5 |
Сигнальных ламп включения тормозов | 0,7 |
Выключателя стартера | 0,5 |
Проверяют состояние электрических цепей указателей поворотов и переключателей. Для этого, переведя рукоятку переключателя вправо и влево, убеждаются в том, что мигание света указателей поворота равномерное и устойчивое. Затем, поворачивая рулевое колесо вправо и влево, проверяют, обеспечивается ли выключение указателей поворота при выходе из поворота на прямую. Если указатель поворота не выключается, то регулируют положение переключателя.
Проверяют работу сигнальных ламп выключения тормозов, нажав два-три раза на тормозные педали. Лампы должны работать четко, без перебоев.
Если какой-либо прибор освещения и сигнализации не работает, то проверяют исправность лампочки и проводки, а также убеждаются, не перегорел ли плавкий предохранитель в цепи данного прибора.
На тракторах, снабженных раздельными приводами вентилятора и генератора, проверяют натяжение ремня генератора с помощью приспособления КИ-13918. Если результат проверки натяжения ремня не соответствует рекомендованному, то необходима регулировка.
Проверка регулятора напряжения производится прибором КИ-1093 непосредственно на тракторе в следующем порядке. Выводы «V» и амперметра прибора соединяются с выводами «В» реле-регулятора. Выводы реостата и «минус» прибора соединяются с «массой» трактора.
|
|
Включают выключатель «массы» трактора, пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Устанавливают нагрузку генератора 14 А при проверке реле-регулятора РР362-Б, 10 А — при проверке реле-регулятора РР362-Б1 и 40 А — при проверке реле-регулятора РР385-Б и измеряют регулируемое напряжение. Оно должно соответствовать указанным маркам реле-регуляторов летом — 13,2... 14,0; 13,6... 14,2 и 13,5... 14,3 В, зимой — 14,0... 15,2; 14,2... 15,4 и 14,3... 15,5 В. В противном случае проверяют состояние контактов и регулируют реле, сняв крышку. Контакты реле должны быть чистыми и не должны иметь следов подгара. Чтобы повысить напряжение, увеличивают натяжение пружины реле, а чтобы снизить — уменьшают. Реле-регулятор РР362-Б1 регулированию не подлежит.
Проверка реле защиты производится прибором КИ-1093 на тракторе в следующем порядке. Вывод амперметра прибора соединяют с выводом «М» («масса»), а вывод реостата прибора — с выводом «Ш» («шунт») реле-регулятора. Все остальные соединения выводов прибора снимают. Включают включатель «массы», пускают дизель, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Медленно увеличивая реостатом ток, фиксируют его максимальную величину при срабатывании реле. Сила тока должна составлять 4,0... 4,5 А.
Если сила тока срабатывания реле не соответствует приведенным данным, то проверяют состояние контактов и регулируют реле защиты, увеличивая натяжение пружины для повышения силы тока или уменьшая натяжение пружины — для понижения. Реле-регулятор РР362-Б1 заменяют.
Если требуемые режимы работы реле напряжения и реле защиты невозможно установить изменением натяжения пружины, то проверяют и регулируют зазоры между сердечниками и якорями, а также между контактами обоих реле (реле-регуляторы РР362-Б и РР385-Б).
При разомкнутом реле напряжения зазор между якорем и сердечником должен составлять 1,4...1,5 мм, между контактами — 0,2...0,3 мм. При разомкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником должен составлять 0,7...0,8 мм, между контактами — 0,2...0,3 мм. При замкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником должен составлять 0,15...0,25 мм.
Зазор между якорем и сердечником изменяют перемещением контактов, а между контактами — подгибанием ограничителя хода якоря.
Проверка интегрального регулятора напряжения (ИРН) производится на тракторе прибором КИ-1093 в следующем порядке. Выход генератора соединяют с выводом «V» прибора. Вывод «минус» прибора соединяется с «массой» трактора. Все остальные соединения выводов прибора снимаются. Включают выключатель «массы» трактора, пускают дизель, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала.
Исправность регулятора определяют по показаниям вольтметра при напряжении источника питания 12,0...12,5 В. Если вольтметр показывает не более 1,5 В, то регулятор исправен; около 12 В — имеется внутренний обрыв; около 1 В — указывает на короткое замыкание входной цепи.
Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от стартера, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.
Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и щеточную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.
Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкуркой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.
|
|
Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.
Таблица 7 — Параметры состояния стартеров
Тракторы | Стартер | Напряжение, В, не более | Потребляемый ток, А, не более | Минимальное усилие отрыва пружины от щетки, Н | Зазор между шестерней привода и упором в момент включения контактов, мм |
К-701, К-700А, К-700 | СТ103А-01 | 7,0 | 12,5 | 11,7... 16,0 | |
Т-150, Т-150К, МТЗ-80Л, МТЗ-82Л, ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6КЛ, ДТ-75В, ДТ-75МВ, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240ТЛ | СТ362 | 9,0 | 10,0 | 1,0...3,0 | |
МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240Т | СТ212-А | 7,0 | 7,5 | 2,0...4,0 | |
ЮМЗ-6АМ, ЮМЗ-6КМ | СТ212-Р1 | 7,0 | 7,5 | 2,0...4,0 |
У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачищают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке контактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые составные части на место и смазывают трущиеся соединения.
Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент замыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соединяют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и другим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стартера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоединяют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.
Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и минимальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при проверке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.
|
|
Если привод отрегулирован правильно, то при установке прокладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки минимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка должна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.
Привод регулируют следующими способами:
— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;
— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, ввернутым в рычаг включения при отпущенных контргайках;
— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;
— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.
По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.
Проверка стартера без снятия с трактора прибором КИ-1093. Проверяют ток, потребляемый стартером в режиме полного торможения дизеля. Для этого выключают включатель «массы». Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А и напряжения 30 В.
К выводу стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093. Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают выключатель «массы». Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают ток, потребляемый стартером, и напряжение на его выводах. При отклонении стрелки амперметра на величину менее трех делений шкалы устанавливают переключатель в положение 300 А. Повторно измеряют ток и напряжение. Они не должны превышать значений, приведенных в таблице 7. Если они превышают эти значения, то по полученным показаниям прибора, используя таблицу 8, выявляют характер неисправности.
Проверка реле блокировки прибором КИ-1093. Выключают выключатель «массы», отсоединяют провода от вывода «=» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и «массы» трактора. Подключают прибор: вывод реостата прибора подключается к выводу «В» реле-регулятора; выводы «масса» и «V» прибора подключаются к одному входу «=» реле блокировки, к другому входу реле блокировки подключен вывод «М» реле-регулятора. Вывод «масса» прибора соединяется с «массой» трактора.
Включают включатель «массы» трактора. Реостатом прибора плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают контакты реле и не загорится контрольная лампа на щитке приборов трактора.
Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9...10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35...0,45 мм.
Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо отправить в ремонт.
Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению
Показания прибора КИ-1093 | Дополнительные внешние признаки | Диагноз | Устранение неисправности | |
вольтметра | амперметра | |||
Напряжение равно нулю | Ток равен нулю | Отсутствуют | Обрыв цепи питания стартера | Проверить цепь питания |
Напряжение равно номинальному | Ток равен нулю | Отсутствие щелчка — не срабатывает тяговое реле | Обрыв цепи питания тягового реле | Проверить цепь питания тягового реле |
Напряжение значительно меньше номинального. Стрелка прибора колеблется в такт включения тягового реле | Ток немного больше нуля. Стрелка прибора колеблется в такт включения тягового реле | Слышны часто повторяющиеся щелчки — недостаточный ток для срабатывания тягового реле | Большое переходное сопротивление в цепи питания стартера | Проверяют цепь питания стартера |
Напряжение близко к номинальному. Стрелка прибора колеблется в такт включению тягового реле | Ток больше нуля. Стрелка прибора колеблется в такт включению тягового реле | Слышны часто повторяющиеся щелчки тягового реле | Обрыв удерживающей обмотки тягового реле | Отправить в ремонт или заменить тяговое реле |
Напряжение близко к номинальному | Ток больше нуля | Отсутствие характерного щелчка — не срабатывает тяговое реле | Заедание якоря реле во втулке электромагнита | Тяговое реле отправить в ремонт |
Напряжение близко к номинальному | Ток больше нуля | Слышно срабатывание тягового реле, но стартер не включается | Подгорели контактные болты и диск. Контактный диск не достает до болтов | Тяговое реле отправить в ремонт |
Напряжение меньше номинального | Ток значительно меньше номинального | Стартер включается. Слышно вращение якоря | Пробуксовка муфты привода | Заменить муфту привода |
Напряжение больше тормозного | Ток меньше номинального тормозного | Стартер включается четко. Не слышно никаких посторонних звуков | Большое переходное сопротивление во внутренней цепи | Стартер отправить в ремонт |
Напряжение меньше тормозного | Ток больше номинального тормозного | То же | Короткое замыкание в стартере | То же |