2.1 Сотворение невидимого мира. Ангелы- служебные духи наделены: Силой, Умом, Свободной волей, Безсмертием. Ангелы- это тяжёлые духи или тонкая материя.
2.2 Сотворение видимого мира. Бог сотворил мир своей Божественной энергией и начал с сотворения первичной материи, которая есть результат творческой деятельности Творца.
Неживая природа Н
Живая природа: Растения имеют растительную силу
Р
Животные имеют душу, в которой действуют две силы: это сила желания и сила раздражения (энергии). Эти силы управляются рефлексами и инстинктом.
Ж
Э
2.3 Сотворение Человека.
Человек создан по образу и подобию Бога и является венцом творения Бога, в человеке соединились 2 мира: духовный и материальный. К тварному миру относится наше тело, а к духовному- наша душа.
Человеческая душа имеет три силы: две низшие силы как уживотных и высшая: Сила Словесности: это Ум и Дух. Если Ум управляет низшими силами, то душа находится в здравом состоянии.
Д
У
Ж
Э
Образ Божий скрыт в Духе человеческом: это Ум, Мысль, Слово, Свободная воля, Безсмертие, Господство над природой. Образ Троицы можно увидеть в человеке: Как Бог Сын рождается от Бога Отца и Дух Святой исходит от Бога Отца, так и Ум рождает Мысль и из Ума исходят Желания или Чувства.
Отец рожд. Сын Святой Дух
исходит
Ум рожд. Мысль Желания или чувства
исходит
"И вдунул в лицо человека Дыхание Жизни". Дух Святой просвятил дух Адама и насытил дарами Духа Святаго, и дух первого человека ожил. Оживотворение духа человека наблюдается в высших его проявлениях: вере, стремление к Богу, покаяние, сокрушение сердца, поиска вечности и небесного блаженства. Дух человека, оживотвореный Духом Святым, ожитворяет и душу. Бог вложил в Адама добро и благо, в человеке появилось Подобие, выраженное в зачатках добродетелей.
Св. Д Св. Д
Дух Дух
душа душа
тело тело
2.4 Добродетели:
Воздержание;
Целомудрие: соблазна и похоти не было;
Нестяжание: не накапливает в прок, не собирает, пользуется по мере необходимости;
Кротость: нет гнева, ярости, не может мстить, ненавидеть, осуждать и злословить, эта добродетель ограничивает существующую силу души энергии или раздражения, и не лишает мужества исполнять заповеди Творца и противиться злу, а направляет её в правильное русло;
Упование на Бога: не волнуется о завтрашнем дне, имеет чувство уверенности в уповании на Творца;
Трезвение: Ум устремлён к Богу, желание поиска Творца, общения с Богом, соединения с Творцом заложено в духе человека, изучение внешнего мира сопряжено с постижением как творения Божия, чтобы восхититься и прославить Бога;
Смирение: С миром принимает все происходящее и с миром относится к Богу
Любовь: Бог есть Любовь и в человеке заложено это свойство и возможность воздавать тем же чувством к Творцу, которое он изливает на человека. Любовь не может быть навязана, может проявляться только свободой волей.
Первая заповедь: Возделывать и хранить рай. Это блаженное состояние рая и мира в душе. В Адаме были лишь засеяны зачатки добродетелей, и он должен был развивать это блаженное состояние общением с Богом. Адам призван совершенствоваться в добродетелях и достичь Обожения, т.е. стать богом по благодати.
Душа, неразрывно соединённая с телом, освящает и тело. Оно становится одухотворенным.
2.5 Блаженное состояние первого человека - это состояние вечной жизни.
Бог заложил в дух способность стремления к своему Творцу. Мир с Богом главное условие, чтобы в последующем, дары Божии могли достигать человека. Дары Божии это добро, благо, блаженство, что есть духовная радость. Сравнить с земной радостью невозможно, ибо земная радость скоротечна, нечиста, некачественна и насытиться ей невозможно. В Раю Адам, изучая творении Божии умом, отвлекаясь от общения с Богом ощущал томление, духовный голод, поэтому познание происходило с памятью о Боге. Благодать никогда не прекращала свое действие в Адаме. Мир с Богом- это отсутствие вражды, противоречий с Творцом. Дух человека, увлекаемый благодатью Духа Святаго,
оживотворяет и душу человека. Душа жаждет Бога, ищет Творца, душа не может насытиться ничем. Сила желания всегда направлена к Богу. Сила энергии устремлена ко Творцу, всеми своими действиями направлена на поиск, постижение Творца. Тело неразрывно связано с душой и тоже одухотворяется. Тело чисто, свято и способно через свои органы чувств к общению с Богом. Такое состояние первого человека в раю, находящегося в мире с Богом, называется состоянием Вечной жизни.
Св. Д
Дух
душа душа
тело
Состояние первого человека можно изобразить в виде сосуда, частично заполненного дарами Духа Святаго, по своей свободной воли человек может остаться в подчинении благой воли Божией или изменить состояние на противоположное.
Было ли скучно или утомительно развивать то состояние в раю? Представим, что у нас есть какое-то любимое занятие, которое нас очень увлекает, приятно, даёт нам земную радость. Мы к нему стремимся, не хотим оставлять. А Адам не устаёт и радость превышает нашу, поэтому Адам стремится к Творцу. Ум чист, в душе добродетели, тело лёгкое.
В Адаме нет греха, поэтому ему ещё не нужно то покаяние, с которого мы начинаем путь и ничто ему не препятствует движению к Творцу. Общение с Богом радостно, блаженно и привлекает человека. Такое состояние вечной жизни, заимствованное от Бога, является естественным состоянием человека.
Для венца своего творения Бог посадил Эдемский сад, рай на земле. И поставил человека господином над всею землёй. Вкушая плод с древа жизни, Адам сохранял жизнеспособность своего тела, безболезненность и безсмертность, принимая Божественную благодать.