Главное различие между процветающими и терпящими неудачи организациями состоит в том, что в первых есть кому заботиться об организации как таковой

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»

 

     

 

 


РАЗРАБОТАЛА:


Преподаватель

Камаева Л.В.

 

Содержание

Нормативная и учебно-методическая документация

1.1 Выписка из рабочего учебного плана

1.2 Рабочая программа учебной дисциплины учебной дисциплины

Методическое обеспечение теоретической части

2.1   Конспект лекций

2.1.1 Лекция 1. Введение                                                                                                            

2.1.2 Лекция 2. Тема 1.1 Развитие взглядов на менеджмент                                     

2.1.3 Лекция 3. Тема 2.1 Функции менеджмента                                                                            2.1.4 Лекция 4. Тема 2.2 Стратегический менеджмент                                                                   

2.1.5 Лекция 5. Тема 2.3 Система мотивации труда                                                                           

2.1.6 Лекция 6. Тема 3.1 Организация как объект менеджмента (Занятие 1)

2.1.7 Лекция 7. Тема 3.1 Организация как объект менеджмента (Занятие 2)                                 

2.1.8 Лекция 8. Тема 3.2 Внутренняя среда организации                                                                  

2.1.9 Лекция 9. Тема 3.3 Основные теории принятия управленческих решений.

2.1.10 Лекция 10. Тема 4.1 Психология менеджмента                                                             

2.1.11 Лекция 11. Тема 4.2 Этика делового общения                                                             

2.1.12 Лекция 12. Тема 4.3 Управление конфликтами (Занятие 1)

2.1.13 Лекция 13. Тема 4.3 Управление конфликтами (Занятие 2)                                      

2.1.14 Лекция 14. Тема 4.4 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Методическое обеспечение практической части     

3.1 Перечень практических работ           

Методическое обеспечение контроля знаний и умений

4.1 Тестовые задания по темам дисциплины

Методическое обеспечение дидактической части 

5.1 Раздаточный материал по темам дисциплины

6 Литература

 

Аннотация

 

Учебно-методический комплекс по управлению представляет собой совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в рабочую программу учебной дисциплины «Менеджмент» для всех специальностей.

Учебно-методический комплекс представляет собой полное методическое обеспечение дисциплины подобранным и систематизированным материалом.

 

                                           
Конспект лекций
 
 
Контроль
   
 
 
 
 
Виды внеаудиторной работы студентов
 
Календарно-тематический  план

 

 


                                                                    

 

 

 

 

 


КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Лекция 1

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Понятие «управление». Исторические предпосылки возникновения менеджмента.

2. Задачи и цели менеджмента. Субъекты и объекты управления. Особенности российского менеджмента.

3. Задачи курса.

«Самое трудное искусство – это искусство управлять»

                                                                                                                                   М. Вебер

1. В нашей жизни постоянно происходят удивительно большие перемены. Они касаются социально-политической жизни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от командно-бюрократического руководства к демократии, от командной экономики – к социально ориентированной рыночной. Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент – управление в рыночных условиях.

спех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях нашей жизни. Управляя автомобилями, машинами и другими техническими устройствами, страной, учебным процессом в колледже и ином учебном заведении.

  Управление многообразно. Выделяют следующие его виды:

* техническое (управление естественными и технологическими процессами, например, обработкой деталей на станках);

* государственное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти);

* хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Между всеми видами управления есть нечто общее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью которой они добиваются поставленных целей.

Исторические  предпосылки  возникновения                    менеджмента
                                                                               

Управленческая деятельность – один из древнейших видов человеческой деятельности. Древние считали, что управление – самое трудное и высшее из всех искусств. Функциями управления в обществе занимались и занимаются определенные категории людей: в первобытном и древнем обществе – это вожди, старейшины, жрецы, военноначальники; в современном обществе – руководители, менеджеры, полководцы. Высокие требования к личным качествам руководителя сочетаются с высокой ответственностью за результаты его труда. Судьба страны, армии, предприятия, фирмы в значительной степени зависят от таланта и умений руководителей.

       Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой - либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен брать на себя. При этом один становился руководителем (управляющим), а другой – его подчиненным (управляемым).

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тыс. лет назад они признали необходимость организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов. Примерно в то же время в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках и свидетельские показания, признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древней Шумерии, что также свидетельствует о практике управления. Определенный вклад в теорию управления был внесен и в эпоху античности философами Сократом и Платоном, которые сформулировали первые принципы управления.

       В 325 г. до н.э. Александр Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями.

Шли годы, управление многими организациями становилось более четким и сложным, а сами организации – сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы, отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы установить связь с Римом.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. И в дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд был уже неэффективным. С зарождением торгового капитализма, вместо прямых и грубых форм принуждения к труду стал формироваться и использоваться рыночный механизм, предполагающий формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.

       Хотя управленческая практика развивается с древних времен до ХХ в., вероятно никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями.

В начале ХIХ в. английский исследователь Р. Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Но, несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению. В связи с этим менеджмент выделился в отдельную самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже ХIХ – ХХ вв.

 

       Современный менеджмент как сложившиеся система управления фирмами, предприятиями, организациями, функционирующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

       К сожалению, в нашей стране на протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы практически не осуществлялась подготовка специалистов по управлению. Вследствие этого к 90 гг. мы имели всеобщую управленческую безграмотность, в том числе и среди наших руководителей-реформаторов, что явилось одной из причин глубочайшего в новейшей истории кризиса российского общества и экономики.

       Однако, в начале 90 гг. формирование в России рыночных отношений, обретение организациями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование с учетом российских условий опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований, подготовку специалистов в области менеджмента.

  Таким образом, появление менеджмента связано со следующими условиями:

развитие машинного производства;

рыночных отношений;

развитие конкуренции;

появление крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом;

желанием людей создать самые эффективные способы выполнения работ

 

2. Management=man+age+men

Мужчина в возрасте с обязанностями «ментa», т.е. следит, чтобы все делалось по правилам (Студенческий перевод слова «management» на русский язык)

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские корни.

Слово «менеджмент » происходит от латинского manus (имеет несколько значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера полномочий».

Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями.

Английское слово manage впервые появилось в 1561г., слово manager – в 1588 г. и слово management – в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.

Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор означает «управление коммерческими делами».

      

Английское слово «менеджмент» сегодня известно каждому образованному человеку. Менеджмент – понятие очень емкое. Это и управление в рыночных условиях; менеджмент определяется и как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Известно и такое определение менеджмента – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Рассмотрим это понятие более подробно.

Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте есть свои приемы – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Этому можно научиться, менеджмент является наукой.

Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять.

Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены верно. Основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия.

Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это прежде всего люди. Поэтому менеджмент – это организация работы людей, сотрудников. И она должна быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать их работу и повышать эффективность их труда. Работа с людьми всегда очень сложна, так как каждый человек имеет свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по-разному. Менеджер должен владеть научными знаниями. Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством.

 

Главное различие между процветающими и терпящими неудачи организациями состоит в том, что в первых  есть кому заботиться об организации как таковой.

                                                                                                Л. Рон Хаббард

Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент идентифицируют с менеджерами – определенной категорией людей. Менеджер это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации. Труд менеджера (чем бы он ни занимался в организации: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как следует, предвидеть последствия своих решений., т.е. менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.

Также менеджментом обозначают аппарат управления или специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Любое предприятие имеет такой орган, т.е. имеет руководство, или менеджмент. Руководство данного предприятия представляет его в обществе.

Таким образом, менеджмент определяется как:

· вид деятельности;

· наука и искусство;

· категория людей;

· орган или аппарат управления.

 

Задачи и цели менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: