Прежде всего, надо знать, какие обязанности выполняет менеджер. Это зависит от того, каким предприятием он руководит.
Полномочия, которые не могут быть делегированы:
определение основных направлений развития;
утверждение отчетов и результатов работы;
принятие устава и внесение изменений в него;
избрание членов исполнительных и ревизионных органов;
утверждение документов и издание приказов;
изменение структуры предприятия, создание филиалов и отделений;
принятие решения о ликвидации предприятия;
увольнение сотрудников.
Характер, объем полномочий конкретного лица определяется его должностью, тем местом, которое он занимает в структуре организации. Делегирование полномочий начинается с того, что менеджер проводит ревизию дел, которые он ведет. После этого принимает решение о тех из них, которые можно доверить подчиненным.
Делегирование полномочий играет важнейшую роль:
делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, высвобождая время для решения важных вопросов;
|
|
делегирование является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников, помогая раскрыться их способностям, проявиться инициативе и самостоятельности.
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена. Причиной этого выступают как руководители, так и подчиненные и порой причины имеют психологический характер. Например, руководитель считает, что сам выполнит работу лучше своего подчиненного; некоторые руководители не доверяют своим подчиненным и если подчиненные это понимают и чувствуют, то образуется порочный круг: недоверие к подчиненным ведет к их неуверенности в себе, а неуверенность усиливает недоверие начальника к подчиненным. Часть руководителей боится рисковать, так как делегирование полномочий не освобождает руководителя от ответственности за результаты работы.
В свою очередь подчиненные также могут блокировать процесс делегирования полномочий, избегать ответственности. Это может происходить по следующим причинам:
боязнь критики за совершенные ошибки;
отсутствие уверенности в себе;
отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания;
подчиненному не предлагается стимулов дополнительной ответственности.