* если существует важное дело, то найдите сотрудника, для которого оно имеет наибольшее значение;
* сформулируйте устно или письменно свои оптимальные и минимальные ожидания, связанные с результатом выполнения дела и передайте ответственному;
* предложите проблему для обсуждения всему коллективу, включая и исполнителя, на некоторое время, соберите все решения, поправки и расчеты по выполнению и передайте ответственному;
* если выполнение задания требует общения с руководителями других организаций, то представьте им своего ответственного, указав на его право принимать решения без согласования с вами и на невозможность обращения к вам, минуя его, несмотря на то, что руководители любят общаться на равных;
* вы можете быть совершенно уверены, что назначенный вами ответственный выполнит работу лучше и быстрее вас, так как он более компетентен, потратит на нее все свое время (а вы – только урывками, среди прочих дел, не менее важных), установит прямую зависимость своего материального благополучия или карьеры от исхода дела (в отличие от вас) и принесет фирме большую выгоду, нежели вы или другой исполнитель.
Таким образом, делегировать полномочия нужно квалифицированно. Передача ответственности – это умение, которое можно и нужно в себе развивать.
·
|
· Передавайте полномочия способным людям.
· Дозируйте передачу полномочий.
· Добивайтесь общего понимания целей.
· Ищите возможности для передачи полномочий.
· Уясните себе предел вашей власти.
Вопросы для контроля:
1. Назвать функции менеджмента и раскрыть их содержание.
2. Какова роль контроля в управлении?
3. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
4. Каковы основные виды и этапы контроля?
5. Какое значение в управлении играет делегирование полномочий? Правила делегирования.
6. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
Логическое упражнение: приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?
|
Лекция 4
1. Сущность и виды планирования.
2. Характеристика этапов стратегического менеджмента.
Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это орудие мудрых, но планирование – один из самых сложных видов работы, доступных человеку.
Р. Акофф
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
В условиях рыночной экономики, которая характеризуется усилением конкуренции, появлением новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.
Что же такое планирование? Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Различают следующие виды планирования:
· По степени охвата:
- общее планирование (охватывает всю сферу деятельности фирмы)
- частное планирование (охватывает определенные сферы деятельности).
* По содержанию планирования:
- стратегическое (поиск новых возможностей);
- тактическое (создание определенных предпосылок);
- оперативное (осуществляется путем детальной разработки планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, например, планов по научным исследованиям, по производству, материально-техническому снабжению, маркетингу. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные дни (месячные, квартальные, полугодовые).
* По сферам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование персонала;
- расширенное общее планирование.
* По срокам:
- краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
- среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
- долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).
* По возможности изменения планов:
- жесткое планирование;
- гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).
Рынок, оказывая воздействие на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.
Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие – в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.
Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация.
2. Стратегический менеджмент – разновидность менеджмента, главной особенностью которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе.
Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения, позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.
Таблица 5. Основные отличия стратегического менеджмента от оперативного
В стратегическом менеджменте | В оперативном менеджменте |
1.Миссия организации –выражение организаций в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением. | 1. Миссия организации –производство товаров услуг с целью получения прибыли. |
2.Внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении | Внимание концентрируется преимущественно на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов. |
3.Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу. | Оперативный менеджмент ориентирован на кратко- и среднесрочную перспективу. |
4. Основными факторами построения системы управления являются люди, система информационного обеспечения и рынок. | Основными факторами построения системы управления являются организационные структуры, техника и технология. |
5. При управлении персоналом рассматривают работников как основу организации, источник благополучия. | При управлении персоналом рассматривают работников как ресурс организации, исполнителей работ. |
6. Эффективность выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения. | Эффективность выражается в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала. |
Процесс стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Разработка миссии и целей организации
Анализ внешней и внутренней среды организации;
Разработка и реализация стратегических планов организации
Оценка эффективности и принятие мер, корректирующих сложившиеся положение.