Одна из методик делегирования полномочий

* если существует важное дело, то найдите сотрудника, для которого оно имеет наибольшее значение;

* сформулируйте устно или письменно свои оптимальные и минимальные ожидания, связанные с результатом выполнения дела и передайте ответственному;

* предложите проблему для обсуждения всему коллективу, включая и исполнителя, на некоторое время, соберите все решения, поправки и расчеты по выполнению и передайте ответственному;

* если выполнение задания требует общения с руководителями других организаций, то представьте им своего ответственного, указав на его право принимать решения без согласования с вами и на невозможность обращения к вам, минуя его, несмотря на то, что руководители любят общаться на равных;

* вы можете быть совершенно уверены, что назначенный вами ответственный выполнит работу лучше и быстрее вас, так как он более компетентен, потратит на нее все свое время (а вы – только урывками, среди прочих дел, не менее важных), установит прямую зависимость своего материального благополучия или карьеры от исхода дела (в отличие от вас) и принесет фирме большую выгоду, нежели вы или другой исполнитель.

 

 Таким образом, делегировать полномочия нужно квалифицированно. Передача ответственности – это умение, которое можно и нужно в себе развивать.

·

Оцените риск.

· Передавайте полномочия способным людям.

· Дозируйте передачу полномочий.

· Добивайтесь общего понимания целей.

· Ищите возможности для передачи полномочий.

· Уясните себе предел вашей власти.

Вопросы для контроля:

1. Назвать функции менеджмента и раскрыть их содержание.

2. Какова роль контроля в управлении?

3. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

4. Каковы основные виды и этапы контроля?

5. Какое значение в управлении играет делегирование полномочий? Правила делегирования.

6. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?

Логическое упражнение: приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей.   Как этого можно избежать?

 

Тема 2.2 Стратегический менеджмент


                                                                                                     Лекция  4

1. Сущность и виды планирования.                                                   

2. Характеристика этапов стратегического менеджмента.                  

       Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это орудие мудрых, но планирование – один из самых сложных видов работы, доступных человеку.

                                                                                                                                   Р. Акофф

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

В условиях рыночной экономики, которая характеризуется усилением конкуренции, появлением новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Что же такое планирование? Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Различают следующие виды планирования:

· По степени охвата:

- общее планирование (охватывает всю сферу деятельности фирмы)

- частное планирование (охватывает определенные сферы деятельности).

* По содержанию планирования:

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (осуществляется путем детальной разработки планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, например, планов по научным исследованиям, по производству, материально-техническому снабжению, маркетингу. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные дни (месячные, квартальные, полугодовые).

* По сферам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование персонала;

- расширенное общее планирование.

* По срокам:

- краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

- среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

- долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

* По возможности изменения планов:

- жесткое планирование;

- гибкое планирование.

       Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).

       Рынок, оказывая воздействие на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.

Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие – в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

 

       Основной принцип стратегического планирования адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация.

 

2.  Стратегический менеджмент – разновидность менеджмента, главной особенностью которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе.

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения, позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.


Таблица 5.   Основные отличия стратегического менеджмента от оперативного

В стратегическом менеджменте В оперативном менеджменте
1.Миссия организации –выражение организаций в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением. 1. Миссия организации –производство товаров услуг с целью получения прибыли.
2.Внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении Внимание концентрируется преимущественно на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов.
3.Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу. Оперативный менеджмент ориентирован на кратко- и среднесрочную перспективу.
4. Основными факторами построения системы управления являются люди, система информационного обеспечения и рынок. Основными факторами построения системы управления являются организационные структуры, техника и технология.
5. При управлении персоналом рассматривают работников как основу организации, источник благополучия. При управлении персоналом рассматривают работников как ресурс организации, исполнителей работ.
6. Эффективность выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения. Эффективность выражается в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Процесс  стратегического управления включает в себя следующие этапы:

  Разработка миссии и целей организации

  Анализ внешней и внутренней среды организации;

  Разработка и реализация стратегических планов организации

  Оценка эффективности и принятие мер, корректирующих сложившиеся положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: