а) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу;
б) извинитесь перед ним и начнете беседу;
в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»;
г) отмените беседу и перенесете ее на другое время.
Ситуация 4. Начальник отдела покритиковал своего сослуживца по производственным вопросам. Служебные замечания сослуживец принял как личную обиду.
Задание:
1. В чем состоит причина данного межличностного конфликта?
2. Как можно преодолеть сложившуюся конфликтную ситуацию?
3. Как надо критиковать сослуживца, не вызывая у него негативной реакции?
Ситуация 5
В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты? Например:
* вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;
* попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;
|
|
* опираясь на актив, общественные и административные организации, поручить им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты.
Обоснуйте свой вариант ответа
Цель практического занятия по теме 4.4 «Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности» - закрепить полученные в ходе проведения занятий теоретические знания.
I Теоретическая часть:
В результате изучения этой темы студент должен ответить на следующие вопросы:
1. Какие действия, по вашему мнению, менеджер может предпринять, что бы более рационально использовать свое рабочее время?
2. Какие стили руководства выделяют в управлении? Их характеристика.
Тест А. Оцените следующие высказывания:
Верно | Неверно | |
1. Мотивация к эффективному труду может основываться на эмоциях и традициях | ||
2. Ориентированный на сотрудников стиль руководства предусматривает постоянный контроль персонала | ||
3. Ориентированный на сотрудников стиль руководства предусматривает широкое делегирование персоналу задач и полномочий | ||
4. Авторитарный стиль руководства приводит к перегрузке руководителя | ||
5. Демократический стиль руководства приводит к слабой мотивации сотрудников |
Правильные варианты ответов: 1; 3; 4.
II Практическая часть:
Цель - научиться определять приоритетность задач, намеченных руководителем к исполнению и принятию решений по делегированию полномочий.
|
|
Методические указания: принятие решения по приоритетам выполнения намеченных мероприятий обеспечивает:
1. Работу только над важными и необходимыми задачами.
2. Решение задач в соответствии с их неотложностью.
3. Достижение наилучшим образом поставленных целей в условиях сложившихся обстоятельств.
4. Исключение задач, которые могут быть выполнены другими исполнителями.
Задание 1
Определите приоритетность задач, порядок их выполнения и принять решение по делегированию отдельных задач другим исполнителям
№ п/п | Перечень задач, намеченных руководителем к исполнению | Критерий | Возможность делегирования | |
срочность | важность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Доработка докладной записки по результатам изучения рынка сбыта готовой продукции. | Да | Да | Нет |
2 | Участие в совещании по экспертной оценке нового проекта. | Да | Да | Нет |
3 | Консультация у юриста. | Да | Нет | Да |
4 | Посещение выставочного центра. | Нет | Да | Нет |
5 | Работа с текущей корреспонденцией. | Да | Нет | Да |
6 | Подготовка документов для сдачи в архив. | Нет | Да | Да |
7 | Передача документов в архив. | Нет | Да | Да |
8 | Проведение совещания по организации рекламной кампании. | Нет | Нет | Да |
9 | Подготовка к совещанию по вопросу укрепления трудовой дисциплины. | Нет | Да | Нет |
10 | Прием сотрудников по личным вопросам. | Да | Да | Нет |
11 | Изучение нормативных документов. | Нет | Да | Нет |
12 | Встреча с представителем поставщика ресурсов. | Да | Да | Нет |
13 | Подготовка проекта приказа по премированию сотрудников. | Нет | Да | Нет |
14 | Собеседование с кандидатом на вакантное место ведущего экономиста. | Нет | Нет | Да |
Задание 2
Часто после рабочего дня менеджер констатирует: «Я целый день напряженно работал, однако многое из того, что я намечал сделать, осталось невыполненным!» Обычно при этом ссылаются на следующие основные причины:
плохо подготовленные совещания, собрания;
телефон;
отсутствие делегирования ответственности;
отсутствие выбора приоритетов;
тактика отсрочек;
неумение говорить «нет»;
неумение доводить дело до конца;
помехи со стороны других;
слишком большой объем чтения.
Приведите ответы на следующие вопросы:
3. Какие еще причины, по вашему мнению, мешают вам выполнять все намеченное?
4. Что необходимо сделать, чтобы вы ежедневно могли реализовывать свои планы без перенапряжения?
Задание 3
Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Дайте обоснование своей позиции. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда срабатывает, поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Подумайте, может ли быть гибкий стиль руководства .
1. Невмешательство: низкий уровень заботы о производстве и о людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Руководитель добивается минимальных результатов, которых достаточно только для того, чтобы сохранить свою должность в данной организации.
2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы и удобного темпа работы.При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется крайне мало.
4. Золотая середина: руководитель в своих действиях старается в достаточной степени сочетать как ориентацию на интересы человека, так и на выполнение задачи. Руководитель не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального соединения интересов через внимание и к производству, и к людям. Вопрос заключается в том, чтобы быть и деловым, и человечным. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники по достижению целей организации, ведут к доверию и уважению во взаимоотношениях.
|
|
Задание 4
Обоснуйте, какой из стилей руководства в большей степени подходит для следующих организаций:
Совет директоров акционерного общества;
Транспортное предприятие;
Рекламное агентство.
Задание 5
Совершенствуя свое искусство управлять людьми, вы столкнулись с проблемой выбора стиля действий. Какой стиль вы предпочитаете? Например:
следить, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции и задачи;
подключить подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом "доверяй, но проверяй";
проявлять заботу не только о работе, но и об ее исполнителях.
Обоснуйте свой вариант ответа
Тест