Методические рекомендации

 

Вершины своего развития греческая философия достигла в V-IV вв. до н.э. Отсюда название этапа – «классический» (с лат. образцовый). Классика отличается долговременностью в силу того, что схватывает сущностное, главное. В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю с прозвищем Платон (с греч. широкий) и ученика Платона Аристотеля.

Каждый из этих мыслителей внес в философию свой, ставший образцом для европейских философов вклад. Так, Сократ открыл наиболее значимую философскую тему, человека; разработал новый метод исследования, который, по аналогии с профессией своей матери-повитухи, он называл «майевтикой» − умением искусно-иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника, сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное мысленное движение − сравнивать и находить общее и отличное в вещах и явлениях. Наконец, Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Такими установками философа были убежденность в существовании общей для всех людей истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они несправедливы).

Главной особенностью учения Платона является универсальность. Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, онтологические, гносеологические, космологические, этические, эстетические, социальные… вопросы. Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона.

Вслед за знакомством с философскими основными идеями Платона, среди которых следует обратить особое внимание на их онтологическое ядро, учение об эйдосах (идеях) − умопостигаемом, иерархически устроенном мире идеальных сущностей вещей и явлений с Благом на вершине − далее следует изучить вклад в философию самого одаренного ученика Платона, Аристотеля. «Образцовость» основателя новой, после платоновской академии, философской школы, ликея, многогранна. Она состояла и в том, что он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности, а также в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Наконец, следует отметить заслуги Аристотеля в разработке законов последовательного, доказательного мышления − логики, а также этики добродетелей и политической философии.

Знакомясь с эллинистический периодом античной философии, необходимо учесть, что это был хотя и самый длительный по времени, но все же период ее угасания. Не последнюю роль здесь сыграла политическая нестабильность греческих полисов, ликвидация их демократического политического устройства, свободы слова, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского и завершившаяся подчинением их Риму. С одной стороны, греческая философия распространилась по всей империи, а с другой, постепенно утратила свой творческий потенциал. Это привело к размышлениям о средствах духовного выживания индивида и пристальному вниманию к этическим и антропологическим проблемам. По-разному, оригинально их решали представители главных школ эллинизма: эпикурейцы, стоики и скептики.

Завершая знакомство с античной философией периодом эллинизма, нельзя упустить кратковременный ее всплеск, связанный с именем философа Плотина, с его учением о Едином, ставшим связующим переходным мостиком в новую, христианскую философию средневековья.

 

 

Т е м а 4

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Семинар 6

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

План

 

1. Источники возникновения и особенности философии средневековья.

2. Западная и Византийская апологетика и патристика.

3. Главные проблемы философской схоластики.

4. Гуманистический смысл философии эпохи Возрождения.

Эссе и сообщения:

1. Христианство и неоплатонизм.

2. Религиозно-философские искания Аврелия Августина.

3. Фома Аквинский – систематизатор схоластической философии.

4. Философия Н. Кузанского.

5. Мистический пантеизм Дж. Бруно.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем сходны и чем отличаются космоцентризм и теоцентризм?

2. Чем похожи учение Плотина о Едином и христианское вероучение?

4. Кто такие апологеты?

5. Что такое схоластика? В чем ее позитивная и негативная стороны?

6. Как философы средневековья решали проблему соотношения веры и разума?

7. Как можно опровергнуть одно из доказательств существования Бога, «Причинности», которое гласит: «Все имеет причину, но не до бесконечности. Это значит, что должна быть причина всех причин. Это и есть Бог»?

8. Почему один из периодов европейской философии называют Возрождением?

9. Что такое пантеизм?

10. В чем смысл философско-религиозного учения Дж. Бруно?

11. Чем, по Н. Кузанскому, разум отличается от рассудка?

 

Основные понятия:

Благодать – в христианстве божественная сила, подарок Бога человеку для преодоления греховности и спасения.

Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении.

Гуманизм – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Креационизм – христианское учение о творении Богом мира из ничего, чистым актом воли.

Номинализм – течение в схоластике, приверженцы которого считали общие понятия лишь именами (с лат. номина), существующими в мышлении, а не в реальности; реальным существованием обладают лишь единичные вещи.

Пантеизм – учение о единстве Бога и природы, обожествление природы.

Патристика – философия и теология отцов церкви, духовных лидеров христианства.

Провиденциализм – религиозное представление об истории, как проявления божественной воли, божественного плана.

Разум – высшая ступень познания, способность логически и творчески мыслить и обобщать результаты познания.

Реализм – течение в схоластике, сторонники которого признавали, что общим понятиям соответствуют реально существующие общие признаки.

Схоластика – христианская средневековая философия, сконцентрированная в монастырских, епископских, придворных школах и университетах.

Теоцентризм – это картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / Д. Антисери и Дж. Реале. - Спб., 2001.

4. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов / П.С. Таранов. - Т. 1. - Симферополь, 1996.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М, 1991.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: