Затраты на качество и их классификация

Затраты на качество – это издержки на обеспечение качества произведенного продукта или оказанной услуги для удовлетворения конкретных пожеланий потребителя, которые он должен оплатить.

При анализе затрат на качество нужно учитывать, что общая стоимость качества включает затраты на соответствие и издержки на несоответствие. Их классифицируют следующим образом

(рис. 12).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общие затраты на качество
 
 
Затраты на соответствие
 
 
Изд
ержки на несоотве
т
ствие
 
 
Превенти
в
ные
де
й
ствия
 
 
Инспекция
 
и ко
н
троль
 
 
Исправление
вну
т
реннего
брака
 
Исправление
внешнего
 
бр
а
ка
 

Р и с. 12. Классификация затрат на качество

Затраты на превентивные действия – это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая затраты на разработку, внедрение, поддержание системы качества, обеспечивающие снижение риска потребителя получить продукт или услугу, не соответствующие его ожиданиям.

Затраты на инспекцию или контроль качества – это затраты производителя на обнаружение несоответствий и дефектности, выявленных в процессе проектирования и производства с целью их исключения до момента поступления продукта потребителю. Такие затраты являются неизбежными. Их часто называют затратами на оценку качества. Они включают затраты на разработку и внедрение систем контроля, оплату контролеров и операторов, осуществляющих контроль, т. е. затраты производителя на инспекцию любой стадии жизненного цикла продукта.

Издержки на внутренний брак – это затраты производителя на устранение выявленных им в процессе производства дефектов с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной. К ним относятся: затраты на производство выявленного брака и последующую его переработку; затраты на доработку конструкции или проекта; потери от снижения цены на некачественные продукты и т. д. Поэтому такие затраты производителя представляют собой его личные издержки, т. е. затраты, которые он не сможет вернуть в дальнейшем за счет потребителя. Уровень данных издержек зависит от количества обнаруженных им несоответствий требованиям потребителя и этапа жизненного цикла продукта, на котором они были обнаружены, стоимость исправления которых возрастет в соответствии с принципом десятикратных затрат.

Издержки на внешний брак – это затраты производителя на исправление несоответствия переданного потребителю продукта по сравнению с тем, что он ему обещал или гарантировал. К таким затратам относятся: затраты на гарантийный ремонт; затраты на расследование причин отказов и т. п.

Этот брак выявляется самим потребителем и помимо издержек производителя на бесплатную замену некачественного продукта включает штрафные санкции. Наличие издержек на внешний брак и их высокий уровень по сравнению с конкурентами особенно опасны для производителя.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Приведите структуру затрат и потерь, связанных с качеством. Нарисуйте схему.

2. Что представляют собой превентивные затраты? Какова их доля в составе затрат на качество? Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте затраты на инспекцию и контроль. Какова их доля в составе затрат на качество? Приведите примеры.

4. Опишите издержки на внутренний брак. Какова их доля в составе затрат на качество? Приведите примеры.

5. Что представляют собой издержки на внешний брак? Какова их доля в составе затрат на качество? Приведите примеры.

6. За счет каких компонентов затрат, связанных с качеством, достигается экономический эффект от снижения дефектности?

Т ем а 6. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД  

                               К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: