В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства

 

Источниками собственных средств являются:

 

· · уставной капитал (средства от продажи акции и паевые взносы участников);

· · резервы, накопленные предприятием;

· · прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.)

 

К основным источникам привлеченных средств относятся:

 

· · ссуды банков;

· · заемные средства;

· · средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· · кредиторская задолженность.

 

В зависимости от организационно-правовой формы предприятия содержание категории «уставной капитал» имеет существенные различия:

 

· · для государственного предприятия - это стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· · для товарищества с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников;

· · для акционерного общества - совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· · для производственного кооператива - стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения уставной деятельности;

· · для арендного предприятия - сумма вкладов работников предприятия;

· · для предприятий иных форм, выделенных на самостоятельный баланс - стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

 

Уставной капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия.

 

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят финансовые инструменты; финансовые приемы и методы, обеспечивающие функционирование различных подсистем (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

 

Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. В рамках финансового рынка различают: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

 

На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

 

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками.

 

На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого предприятия изыскивают источники финансирования своей деятельности.

 

Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке предприятия покупают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке фирмы не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, а также получить доход от операций с ними.

 

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, организуемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

 

Характерной особенностью российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России более 90% видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки, котировались только на одной бирже, более 97% - на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг пока практически не производится, т.е. они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов.

 

Финансирование деятельности предприятия может осуществляться не только с помощью эмиссии акций и облигационных займов, но и с использованием других приемов. К ним относятся опционы, залоговые операции, лизинг, фрэнчайзинг.

 

Опцион является одним из самых распространенных финансовых инструментов рыночной экономики. Он представляет собой контракт, заключаемый двумя инвесторами, один из которых выписывает и продает опцион (право выбора), а второй приобретает его, и, тем самым, получает право в течение оговоренного срока, либо купить по фиксированной цене определенное количество базисных активов у лица, выписавшего опцион, - опцион на покупку, либо продать их ему - опцион на продажу. В качестве таких активов могут выступать любые товары или финансовые инструменты.

 

Залог представляет собой способ обеспечения обязательства, при котором кредитор - залогодержатель приобретает право в случае исполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества. Залоговые операции регулируются законодательством.

 

Залог предприятия, строений, зданий, сооружений, иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с земельным участком или правом пользования им называется ипотекой.

 

Лизинг представляет собой долгосрочную аренду движимого и недвижимого имущества. Он является косвенной формой финансирования деятельности и применяется лишь в тех случаях, когда предприятие не желает, или не имеет возможности приобретать данный вид основных средств.

 

Фрэнчайзинг представляет собой выдачу фирмой физическому или юридическому лицу лицензии (фрэнчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной фирмы или по ее технологии.

 

Своп (обмен) представляет собой договор между двумя субъектами по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры; снижения рисков и издержек.

 

Основными способами краткосрочного финансирования являются коммерческий и банковский кредиты. Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими операциями. Он предоставляется поставщикам или посредникам и оформляется несколькими способами: векселем, авансом покупателя, открытым счетом.

 

Банковское кредитование осуществляется в следующих формах:

 

· · срочный кредит;

· · контокоррентный кредит, онкольный кредит, учетный кредит, акцизный кредит, факторинг, форфейтинг.

 

Порядок кредитования предприятия банком, оформление и погашение кредитов регулируются кредитным договором.

 

Наиболее распространенной формой краткосрочного кредитования является срочный кредит. Его реализация заключается в перечислении банком оговоренной суммы на расчетный счет заемщика. По истечении срока кредит погашается.

 

Контокоррентный кредит - предусматривает ведение банком текущего счета клиента с оплатой поступивших расчетных документов и зачислением выручки. Если средств клиента оказывается недостаточно для погашения обязательств, банк кредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т.е. контокоррент может иметь и дебитное, и кредитное сальдо.

 

Онкольный кредит является разновидностью контокоррента и выдается, как правило, под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг.

 

В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета клиента, получая право погашения кредита по первому своему требованию из средств, поступивших на счет клиента, а при их недостаточности - путем реализации залога. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем по срочным ссудам.

 

Учетный кредит предоставляется банком векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Векселедержатель получает от банка указанную в векселе сумму за вычетом учетного процента, комиссионных платежей и других накладных расходов.

 

Акцептный кредит используется в основном во внешнеторговых операциях и предоставляется поставщиком импортеру путем акцепта банком выставленных на него экспортером трат.

 

Факторинг представляет собой операцию по приобретению факторной компанией или банком права на взыскание долга. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга.

 

Форфейтинг означает кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером.

 

Источниками краткосрочного валютного финансирования выступают краткосрочные банковские ссуды, векселя, коносаменты и другие документы, обеспечивающие продвижение товара из одной страны в другую.

 

Основными видами расчетов между предприятиями за поставляемую продукцию являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата. Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, расчетных чеков.

 

Управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции.

 

Контроль над дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Также анализ и контроль над уровнем дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике.

 

Наиболее распространенными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

 

В экономически развитых странах предприятия в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

 

В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие разрабатывает внутреннюю и внешнюю финансовые стратегии.

 

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятий денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичных расчетов, налоговую и це­новую политику, политику в области ценных бумаг. Финансовая стратегия всесторонне учитывает финансовые возможности предприятия, объективный характер внутренних и внешних факторов.

 

Принято различать генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Под генеральной финансовой стратегией принято понимать финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия, ее взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, размер потребностей и источников их финансирования на год.

 

Оперативная финансовая стратегия, в отличие от генеральной, охватывает все валовые доходы и поступления средств и все валовые расходы.

 

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия.

 

Важным разделом финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых, например, определяются направления распределения прибыли.

 

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

 

В последние годы большую популярность приобретают в России проблемно- ориентированные принципы управления. Они позволяют разрабатывать стратегию целевого управления, создавать стабильную ориентацию всех элементов финансового механизма на оптимальное решение совокупности проблем развития производства и реализации. Финансовый менеджер обеспечивает финансирование и регулирование текущей прибыли, исходя из циклического характера положения на рынке. Один из принципов проблемно-ориентированного менеджмента - опережающее управление. Его задача заключается в выявлении пределов расширения производства, прогнозировании инновационных вариантов развития, поиске альтернативных путей принятия решений, выборе новых направлений финансирования. Опережающее управление всегда отдает предпочтение будущим прибылям и финансированию нововведений. Без этого невозможно устойчивое положение на рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: