с нарушением опорно-двигательного аппарата
При проведении подвижных игр необходимо учитывать следующие особенности детей с поражением ОДА:
- нарушение или выпадение функций речи, письма, рисования, еды, питья, посещения туалета, умывания;
- нарушение чувства собственной значимости, мотивации, осложнения при преодолении проблем, возникающих в жизни;
- затруднение социальной интеграции;
- отклонения в развитии восприятия и обработки результатов, ориентации в пространстве, построении речи;
- трудности в образовании понятий.
Значение подвижных игр:
- подвижные игры способствуют всестороннему, гармоническому физическому и умственному развитию детей с поражениями ОДА, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости;
- игры восполняют дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь»;
- ставит перед ним новые цели;
- представляют собой такую форму взаимодействия, при которой все учащиеся играют вместе и друг с другом, имея равные шансы;
|
|
- способствуют формированию переживаний от успеха и радости, получаемых движений (независимо от двигательных способностей);
- позволяют сильным и слабым (в двигательном отношении) учащимся сотрудничать и соперничать на равных условиях);
- помогают учитывать действия игроков и реагировать на них;
- помогают формировать убеждение в том, что учащиеся с разными двигательными возможностями могут играть вместе;
- дают возможность учащимся с тяжелыми нарушениями в развитии выбирать из предлагаемого многообразия игр;
- имеют такие формы и виды, которые могут кардинально преобразовываться детьми с нарушениями в развитии совместно с обычными детьми.
У детей появляется игровой мотив при соблюдении следующих условий:
- игроки участвуют в игре осознанно;
- каждый игрок может войти в игру и принять в ней участие;
- участники игры без страха общаются друг с другом;
- содержание игры соответствует потребностям игроков;
- в процессе игры возрастает игровой азарт и усиливается напряжение.
При проведении подвижных игр обратить внимание на:
- принятие правильного исходного положения,
- выполнение упражнений в заданном темпе и с нужной амплитудой,
- согласование движений разных частей тела,
- помощь в играх с предметами, т.к. затруднен захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов.
Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
«В кругу»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.
|
|
Количество игроков – 4 и более.
Инвентарь: мячи.
Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «два» - бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.
Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.
«Кто перетянет»
Цель: развитие ловкости, силы, равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли, чувства партнерства, дружелюбия.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: кегли.
Инструкция. Детей делят попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов одна от другой, в середине – соревнующаяся пара – держатся за правые руки, стоя спиной друг к другу и лицом к кеглям, помещенным за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить кеглю. Если соревнуются команды, то подсчитывается количество победивших игроков в каждой команде.
Вариант: игрок, проигравший поединок, выбывает, а победитель соревнуется с победителем из другой пары. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится самый сильный игрок.
Методические указания. Дети соревнуются на протезах стоя. Если игроки без протезов, они соревнуются сидя. В колясках играть запрещено.
«Сбить кеглю»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.
Количество игроков - любое.
Инвентарь: кегли, маленькие мячи.
Инструкция. Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5 -2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель – попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.
Вариант: ставятся ворота из кеглей. Задача: прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив за воротами «мост». Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.
Методические указания.
- мяч можно бросать одной и двумя руками;
- ведущему следует обратить внимание на осанку детей.
«Вороны и воробьи»
Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 4 и более (четное).
Инвентарь: любые небольшие предметы (кольца, кегли, мячи и др.).
Инструкция. Игроки выстраиваются в колонну (в шаге друг от друга на середине площадки), рассчитываются на «первый-второй». Первые номера – одна команда, вторые – другая. По обеим сторонам от играющих в 10-15 шагах от них на поперечных линиях кладут предметы по числу вдвое меньше, чем общее количество участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие справа – «вороны», слева – «воробьи». Ведущий объясняет, какое исходное положение должны принять игроки (стоя, сидя, упор присев), а затем по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание «бьи», то все игроки бегут с той же целью налево. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.