Задача расчета: обоснование и выбор типа смазочного материала и определение его расчетного объема.
Исходные данные
Расчетная мощность, передаваемая редуктором Р, кВт.
Предел прочности материала зубчатого
колеса sв, МПа.
Окружная скорость зубчатого колеса
(скорость скольжения для червячной
передачи vs) v, м/с.
Делительный диаметр зубчатого колеса
dw2, мм.
Модуль зацепления зубчатого колеса mн, мм.
Внутренние габариты поверхности
|
Расчет
11.1 Исходя из окружной скорости зубчатого колеса (скорости скольжения червячной передачи), предела прочности его материала и с учетом рекомендаций [8, с.304] определяется потребная кинематическая вязкость масла при температуре 50°С по таблице 11.1. (для червячных передач по таблице 11.2).
Таблица 11.1 Рекомендуемые значения вязкости масел для закрытых зубчатых колес
Материал зубчатого колеса | sв, МПа | Окружная скорость, м/с <0,5 0,5-1 1-2,5 2,5-5 5-12,5 12,5-25 >25 Кинематическая вязкость при 50°С (100°С), сСт | ||||||
Пластмассы, бронза | - | 180(23) | 120(15) | 85 | 60 | 45 | 34 | - |
Сталь | 450-1000 1000-1250 1250-1600 | 270(34) 270(34) 450(53) | 180(23) 270(34) 270(34) | 120(15) 180(23) 270(34) | 85 120(15) 180(23) | 60 85 120(15) | 45 60 85 | 34 45 60 |
Сталь цемен-товая или закаленная по поверхности | - | 450(53) | 270(34) | 270(34) | 180(23) | 120(15) | 85 | 60 |
Таблица 11.2 Рекомендуемые вязкости масел для червячных передач с цилиндрическим червяком и способы подачи масла.
Скорость скольжения | 0-1 | 0-2б5 | 0-5 | 5-10 | 10-15 | 15-25 | >25 | |
Кинематическая вязкость масла при 50°С(100°С),сСт | 450(53) | 270(34) | 180(23) | 120(15) | 85 | 60 |
45 | |
Вид смазки |
Окунанием | Струйная или окунанием | Струйная под давлением, МПа 0,07 0,2 0,3 | |||||
11.2 Марка масла по соответствующему ГОСТу выбирается такой, чтобы его вязкость была больше или равна потребной по табл. 12.3.
Таблица 11.3 Нефтяные смазочные масла.
Наименование и марка масла | ГОСТ | Вязкость, сСт, при 50°С 100°С | |
Индустриальное 20 Индустриальное 30 Индустриальное 45 Индустриальное 50 Автотракторное АКЗп-10 Автотракторное АКп-10 Автотракторное АК-15 Трансмиссионное автотракторное зимнее Трансмиссионное автомобильное летнее Авиационное МС-14 Авиационное МС-20 Авиационное МК-22 Цилиндровое 24 Цилиндровое 38 Цилиндровое 52 Масло для гипоидных передач | 1707-51 1707-51 1707-51 1707-51 1852-63 1852-63 1852-63 542-50 3781-53 1013-49 1013-49 1013-49 1841-51 6411-52 6411-52 4003-53 | 17 - 23 27 - 33 38 - 52 42 - 58 45 70 ³135 - - ³92 ³157 ³192 - - - - | - - - - 10 10 ³15 28,4 - 32,5 20,5 - 32,4 ³14 ³20 22 20 - 28 32 - 44 44 - 59 20,5 - 32,4 |
11.3 Требуемый объем смазки
V = (0,35 - 0,6) P, л.
11.4 Минимальный уровень смазки hmin
hmin = 3 d + 5 mн, мм,
где d - толщина стенки корпуса редуктора.
11.5 Максимальный уровень смазки hmax
hmax = hmin +1/6 dw2, мм.
11.6 Объем масла в редукторе при его уровне
минимальном Vmin =B L hmax ×10-6, л;
максимальном Vmax = B L hmax ×10-6, л.
Анализ расчета: отражается соответствие (несоответствие) потребного объема смазки принятому, а также последствия избыточного (недостаточного) объема смазки в редукторе.