Постановка проблемы.
Многие организации, желая дополнительно мотивировать своих сотрудников, выдают им беспроцентные займы. При этом важным является вопрос, как правильно оформить эти займы по документам, с тем чтобы одновременно были защищены интересы фирмы, и работники были довольны мерой стимулирования.
Варианты:
1) Нужно оформлять именно договор займа между фирмой и работником по ставке 0%.;
2) Выборочно: для рядовых сотрудников – оформлять как займы, для руководства – как выдачу авансовых подотчетных сумм, а их возврат – как неиспользованные авансы;
3) всем сотрудникам займы нужно оформлять как выдачу авансовых подотчетных сумм, а их возврат – как неиспользованные авансы.
Задание 11. Мотивационная функция в менеджменте (особенности мотивации руководящего персонала.
Постановка проблемы. В настоящее время во многих компаниях практикуется такая форма мотивации топ-менеджеров, как наделение их долями акций в уставном капитале и превращение в ее совладельцев.
|
|
Вопрос. Соотнесите компании из разных сфер деятельности и возможность применения в них данной формы мотивации топ-менеджеров. Обоснуйте ответ.
Задание 12. Мотивационная функция в менеджменте (особенности мотивации рядового персонала)
Постановка проблемы. В настоящее время многие фирмы, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, для мотивации сотрудников в случае необходимости предоставляют им займы для решения неотложных жизненных проблем (лечение, образование детей) и т.д.
Вопрос. Соотнесите, для каких категорий работников предпочтительна та или иная форма юридического оформления таких займов. Обоснуйте ответ.
Задание 13. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: «В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника».
1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?
2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?
Задание 14. Познакомьтесь с ситуаций и аргументируйте свое мнение. В одной из западных компаний регулярно выбирают «работника месяца» - ему предоставляется право парковать свою машину рядом с машиной президента компании перед самым входом. Как теория объясняет возникновение позитивной мотивации в данном случае?
Задание 15. Подумайте и дайте ответ. Аргументируйте свою позицию. Приведитепримеры.
А. В чем причина того, что некоторым менеджерам высшего звена не удается мотивировать подчиненных, в то время как другие преуспевают в этом?
|
|
Б. Низкооплачиваемый обслуживающий персонал - проблема для многих компаний, например, плохо обученные и слабо мотивированные санитары в больнице, которые занимаются «черной работой» за низкую оплату. Как можно мотивировать этих работников, чтобы повысить уровень обслуживания больных?
В. Имеет ли организация возможность добиться повышения производительности и эффективности одновременно и какими путями?
Кейс 1. Дуглас Макгрегор. Человеческий аспект предприятия
Традиционный подход к управлению выражен «теорией Х». Она заключается в том, что среднестатистический человек по природе ленив, т. е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишён амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. При этом он эгоистичен и равнодушен к делам организации.
Д. Макгрегор считал, что «Теория Х» основана на ошибочных представлениях о природе человека. То, как представляет себе поведение «Теория Х», объясняется не природой человека, а природой промышленной организации. Для верного понимания человеческого поведения он опирался на идеи, высказанные его коллегой Абрахамом Маслоу. Он выделил физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные, эгоистические потребности и потребности в самореализации.
Все эти потребности расположены иерархически. Мотиватором служат только неудовлетворённые потребности, а удовлетворённые ни к чему не побуждают. Об этом забывают при традиционном методе управления. Как только удовлетворены физиологические потребности, у рабочего возникает потребность в безопасности, и прежде всего в гарантии занятости, отсутствии произвола со стороны администрации. Когда у рабочего нет страха за собственное существование, его мотивами становятся социальные потребности.
Эгоистические потребности - в статусе, соревновательности, достижении независимости, компетентности, признании и уважении - не заявляют о себе до тех пор, пока не удовлетворены предыдущие потребности.
В обычной организации крайне сложно удовлетворить высшие потребности тех, кто стоит внизу управленческой пирамиды. Этому аспекту мотивации уделяется крайне мало внимания. И практически совсем невозможно удовлетворить потребность пятого уровня - в самореализации.
Подавление потребностей любого уровня деформирует человеческую психику и поведение. Человек с подавленными потребностями в статусе и самореализации неполноценен. Его неполноценность отразится на поведении. Он становится пассивным и стремится избегать ответственности.
Часто менеджеры спрашивают: «Почему люди пассивны? Мы им хорошо платим, создаём условия труда, гарантируем занятость, льготы. Но они не стремятся тратить усилия сверх минимума». Иначе говоря, администрация удовлетворила потребности рабочих физиологически и в безопасности. После этого мотивация перемещается на социальный уровень. Но администрация продолжает уделять внимание удовлетворению низших потребностей, не заботясь о социальных и духовных. Поэтому и результаты малоэффективны.
Когда закрыты каналы удовлетворения высших потребностей, деньги становятся единственным объектом желания. Если администрация удовлетворяет низшие и блокирует высшие потребности, то рабочие будут требовать всё больше и больше зарплаты, так как рост зарплаты компенсирует им невозможность удовлетворить все другие потребности.
Человека можно заманить и удержать на предприятии зарплатой, безопасными условиями труда, гарантией занятости только до тех пор, пока это всё актуально для него. Метод кнута и пряника эффективен до некоторого предела. Но когда человек достигает высокого материального уровня жизни, метод перестаёт действовать. Приказ, угрозы, контроль бесполезны при мотивации людей, ориентированных на социальные и духовные ценности.
|
|
Люди, лишённые возможности реализовать на работе знания, важные для них, ведут себя так, как предсказывает «Теория Х»: они ленивы, пассивны, сопротивляются изменениям, уклоняются от ответственности, выдвигают неразумные экономические требования
Мы нуждаемся в иной теории, более правильно отражающей природу человека и мотивацию. Макгрегор называл её «Теорией Y». Согласно такой концепции, люди от природы не пассивны и не ленивы. Они такие, какими их делает организация.
В современном производстве многое - технология, управление - построено на принципах «теории Х». Рутинная работа развивает пассивность, отбивает охоту брать на себя ответственность, делает труд бессмысленным. Изменения в сторону «теории Y» будут происходить медленно. Пока ещё удовлетворение высших потребностей - социальных, эгоистических и духовных - люди находят не на производстве, а вне его.
Вопросы для работы с кейсом:
1. К какой группе теорий мотивации можно отнести теорию Макгрегора: содержательной или процессуальной?
2. Каким образом связаны между собой теории Маслоу и Макгрегора?
3. Какие потребности работников более склонно удовлетворять руководство современных предприятий - первичные или вторичные?
4. Что должно измениться в организациях, чтобы они перешли на принципы «теории Y»?