Последующие следственные действия

Следственный эксперимент. При расследовании дорожно-транспортных происшествий возникают различные задачи, требующие экспериментальной проверки некоторых обстоятельств происшествия. Чаще всего следственный эксперимент проводится для установления скорости движения транспортных средств и пешеходов, взаимного расположения транспортных средств, определения видимости или обзорности для водителя.

Необходимость установления экспериментальным путем скорости транспортного средства возникает, когда отсутствуют следы торможения. Она может быть установлена двумя способами – определением времени движения по конкретному участку дороги или измерением скорости с помощью соответствующих приборов. В первом случае выбирается участок дороги протяженностью 50 или 100 м и водителю предлагается проехать его со скоростью, с которой он вел автомобиль перед происшествием. Спидометр автомобиля предварительно закрывается непрозрачным материалом. Движение автомобиля фиксируется секундомером или скоростемером. На основе этих данных при производстве автотехнической экспертизы определяется скорость автомобиля. Во втором случае скорость автомобиля фиксируется с помощью радиолокационных приборов типа «Барьер», которыми оснащены подразделения Госавтоинспекции.

При определении характера движения людей потерпевшему предлагается преодолеть расстояние, равное, например, пути от тротуара до места наезда выбранным им темпом. Время преодоления этого расстояния фиксируется секундомером. Оно служит основой для определения скорости движения пешехода.

Назначение экспертиз. Для исследования события дорожно-транспортного происшествия, транспортного средства назначается автотехническая экспертиза.

Круг вопросов, решаемых автотехнической экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, решение которых позволяет установить механизм происшествия. К ним следует отнести, например, решение вопросов о скорости движения транспортных средств и пешеходов к моменту происшествия, о взаимном удалении транспортных средств, транспортного средства и пешехода на различных этапах развития события, о техническом состоянии транспортного средства, характере неисправности, времени и причине ее возникновения и т.п.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения.

Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации, какими требованиями правил дорожного движения нужно было руководствоваться при проезде конкретного отрезка дороги, мог ли водитель предотвратить наезд и др.

К третьей группе следует отнести вопросы, направленные на установление причинных связей между действиями участников происшедшего события и наступившими последствиями. На разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, находятся ли в причинной связи с последствиями преступления определенные действия водителя, пешехода, оцениваемые с точки зрения их несоответствия требованиям безопасности движения.

Экспертизы:

Для установления механизма происшествия и связанных с ним задач проводится трасологическая экспертиза, объектами которой являются следы транспортных средств, следы их взаимодействия.

Кроме того, по делам данной категории нередко назначаются судебно-химическая экспертиза (для исследования следов отслоений краски, характера и состава вытекших жидкостей и т.д.), а также комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автотехническая и др.).

Допрос обвиняемого При расследовании ДТП допрос обвиняемого требует тщательной подготовки. Это обусловлено тем, что к моменту предъявления обвинения водитель бывает достаточно осведомлен об обстоятельствах расследуемого события, чему способствует его участие в таких следственных действиях, как осмотр места происшествия, очные славки, назначение экспертиз.

Допрос не следует сводить к повторению данных на первоначальном этапе показаний. Он должен содержать анализ допущенных нарушений правил дорожного движения, характера действий по управлению транспортным средством, допущенных при этом просчетов в оценке дорожной обстановки. В ходе допроса обвиняемого важно показать наличие причинной связи между допущенными им нарушениями правил дорожного движения и наступившими последствиями. Поскольку многие процессы могут быть познаны только с использованием специальных познаний (определение скорости по длине следов торможения, взаимного удаления транспортных средств в различные моменты развития события, установление причин неисправностей и т.д.), то следует широко использовать заключения экспертиз – автотехнической, транспортно-трасологической, судебно-медицинской.

 

 

Вводная задача № 6.

В дежурную часть УВД по г. Н-ску поступило телефонное сообщение о что, что в расположенном на ул. Геологов универсальном магазине «Мечта» мощное взрывное устройство, которое сработает через 17 часов.

Задание:

1) определить действия дежурного по УВД при получении данного сообщения;

2) определить состав следственно-оперативной группы для выезда на данное сообщение;

3) разработать план неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

4) определить тактику производства неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;

5) сформулировать перечень мероприятий для членов следственно-оперативной группы: следователя; сотрудника оперативного подразделения; специалиста-взрывотехника; кинолога при производстве осмотра места происшествия, дальнейших следственных действий, оперативнорозыскных и организационных мероприятий.

Ответ:

К основным задачам проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов относятся:

o проверка полученной информации и уточнение обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта;

o блокирование объекта вероятных террористических устремлений;

o осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности населения в районе возникновения угрозы совершения террористического акта;

o усиление охраны находящихся в районе возникновения угрозы совершения террористического акта объектов органов государственной власти и местного самоуправления, образования, здравоохранения, транспорта, обеспечения жизнедеятельности населения, опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

o проведение первичных оперативно-разыскных мероприятий по уточнению обстоятельств возникновения угрозы совершения террористического акта, установлению лиц, причастных к его подготовке и совершению, их связей и возможных сообщников;

o обеспечение беспрепятственного проезда в район возникновения угрозы совершения террористического акта сил и средств.

 

1. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:

1.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).

1.2. Принять меры, во взаимодействии с оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России, к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).

1.3. Составить контрольную карточку АС ДЧ ГУ МВД России и направить её в территориальный орган МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в УГИБДД ГУ МВД России.

1.4. Доложить о получении сообщения руководителям ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства (в соответствии со схемой оповещения).

1.5. Организовать, во взаимодействии с сотрудниками дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

1.6. Поддерживать постоянную связь с сотрудниками территориального органа МВД России на районном уровне, в т.ч. находящимися на месте происшествия.

1.7. Докладывать о результатах проводимых мероприятий руководителям ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.

 

 Дежурная часть территориального органа МВД России на районном уровне.

 

2. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:

2.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).

2.2. Принять меры, во взаимодействии с ДЧ ГУ МВД России, оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).

2.3. Зарегистрировать полученное сообщение в КУСП.

2.4. Доложить о получении сообщения начальнику (ответственному дежурному от руководящего состава) территориального органа МВД России на районном уровне, в ДЧ ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства.

2.5. Информировать правообладателя (представителя) объекта о получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта).

2.6. Направить к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) ближайшие наряды полиции, сотрудников оперативных подразделений, СОГ, организовать выезд ответственного дежурного от руководящего состава.

2.7. Организовать через ДЧ ГУ МВД России выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

2.8. Поддерживать постоянную связь с находящимися на месте происшествия сотрудниками полиции.

2.9. Докладывать о результатах проводимых мероприятий начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.

Алгоритм действий руководителей объектов массового пребывания граждан, служб безопасности и сотрудников полиции при получении сообщений о заведомо ложных заминированиях.

При получении сообщения о заминировании объекта массового пребывания граждан (непосредственно на объект, либо в другие Государственные структуры и гражданские организации) руководитель объекта, либо лицо его замещающее:

Уточняет у руководителя службы безопасности сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте (территории) или вблизи него.

Обеспечивает усиление охраны объекта и прилегающей территории.

Служба безопасности объекта, с целью проведения первичных подготовительных мероприятий, объявляет несколько раз по громкой связи кодовое сообщение о готовности (например: «Сверка времени»).

Технические службы объекта незамедлительно отключают систему контроля управления дверями (СКУД), останавливают имеющиеся лифты и эскалаторы.

Служба безопасности прекращает доступ посетителей на объект, на въезды уличной или подземной парковки, в погрузочно-разгрузочную зону (ПРЗ), осуществляет контроль выхода посетителей и персонала, в том числе с использованием эвакуационных дверей, а также контроль выезда автотранспорта с мест парковки и территории ПРЗ.

Служба безопасности предупреждает арендаторов объекта о необходимости максимально быстро рассчитать покупателей.

Арендаторы, располагающиеся на объекте, самостоятельно проводят осмотр своих помещений на предмет обнаружения подозрительных вещей и предметов, принимая меры личной безопасности. По результатам осмотра незамедлительно сообщают службе безопасности объекта.

Служба безопасности осуществляет постоянный мониторинг систем видеонаблюдения с целью выявления подозрительных лиц или вещей и предметов в помещениях, территориях объекта.

До приезда сотрудников правоохранительных органов, служба безопасности приступает к осмотру объекта на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, в первую очередь наиболее уязвимых помещений и территорий. Проверяет закрытие помещений для служебного пользования, чердаков, подвалов, газовых котельных, помещений с электрооборудованием, и т.п. При наличии штатного кинолога, прошедшего специальную подготовку, осмотр проводится в обязательном порядке с использованием собак. При проведении осмотра без общей эвакуации граждан, данное мероприятие осуществляется в определенном порядке по секторам, заранее обозначенным в паспорте безопасности объекта. При осмотре каждого сектора выводятся посетители и персонал, осуществляется его ограждение. По результатам осмотра составляется Акт и передается прибывшим сотрудникам полиции.

Служба безопасности подготавливает места на парковочной территории для автомашин правоохранительных органов, МЧС, медицинской помощи, а также при необходимости, помещения для работы сотрудников правоохранительных органов.

Служба безопасности, совместно с подразделением полиции координирует движение автотранспорта на территории парковок и участках дорог, прилегающих к объекту.

По прибытии сотрудников полиции на объект, руководитель службы безопасности сообщает им о проведенных мероприятиях.

По завершению проверочных мероприятий сотрудниками полиции на объекте, служба безопасности объявляет по громкой связи кодовое сообщение о прекращении мероприятий (например «Сверка времени закончена»).

Технические службы включают СКУД, имеющиеся лифты и эскалаторы.

Служба безопасности открывает все входы и въезды на территорию объекта и продолжает осуществлять охрану объекта.

Действия сотрудников полиции на объекте предполагаемого взрыва (или иного террористического акта)

 

3. Прибывшие к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) сотрудники полиции (старший наряда) обязаны:

3.1. Связаться с представителем правообладателя объекта, уточнить обстановку и оценить реальность и степень угрозы для посетителей и сотрудников объекта, возможное нахождение подозрительных лиц, предметов, на объекте (территории) или вблизи него.

3.2. Принять решение о необходимости проведения дополнительного обследования объекта с использованием кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России по утвержденным секторам без эвакуации посетителей и персонала, либо о необходимости проведения комплекса эвакуационно-заградительных и оперативно-поисковых мероприятий.

3.3. Доложить о принятом решении в дежурную часть, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России.

3.4. Организовать, по результатам проведенного поиска и специального взрывотехнического обследования, составление специалистами, их осуществлявшими, акта осмотра (обследования).

3.5. Передать материалы обследования старшему следственно-оперативной группы для дальнейшего принятия процессуального решения.

Сотрудники следственно-оперативной группы, прибывшие на место происшествия, проводят неотложные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.

Контроль за организацией и состоянием совместной оперативно-служебной деятельности, своевременная оценка её результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а так же оказание практической помощи сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию преступления и расследованию уголовного дела возлагается на начальника органа внутренних дел.

1.Категорически запрещается:

 

- трогать или осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом;

 

- заливать какими-либо жидкостями;

 

- засыпать грунтом и накрывать различными материалами;

 

- пользоваться электро-, радиоаппаратурой рядом с предметом;

 

- оказывать температурное, звуковое, механическое, электромагнитное воздействие на подозрительный предмет;

 

- изменять существующее освещение и пользоваться фотовспышкой;

 

- курить, использовать средства мобильной связи рядом с данным предметом.

 

Чтобы проверить предположение о том, что найденный предмет является взрывным устройством, надо попытаться выяснить, кто первым обнаружил его, сколько времени прошло с момента обнаружения, передвигался ли он, кто появлялся в месте нахождения подозрительного предмета до того, как он был обнаружен.

 

2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в компетентные органы.

 

3. Зафиксировать время и место обнаружения.

 

4. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 метров, силами сотрудников организации (учреждения) выставить оцепление.

 

5. По возможности обеспечить охрану места обнаружения подозрительного предмета и опасной зоны до прибытия сотрудников МВД, ФСБ, специалистов ГО и ЧС, и, в дальнейшем доложить им об известных обстоятельствах происшествия, предпринятых мерах;

 

6. Выяснить полную информацию о количестве занятых на объекте людей, присутствии лиц, непосредственно не занятых на объекте, находящихся там иностранцах;

 

7. Необходимо уточнить наличие и места складирования ядовитых, химических, взрывчатых, горючих, радиоактивных веществ и жидкостей.

 

Необходимо обеспечить эвакуацию людей и материальных ценностей с территории, прилегающей к опасной зоне; отключить газовые магистрали с целью сведения к минимуму повреждений в случае взрыва. Когда угрозы о взрыве объекта однотипны и неоднократны, нельзя снижать степень серьезного отношения к ним.

Если решение об эвакуации принято, то требования о немедленном освобождении помещений доводятся до всех заинтересованных лиц. При

этом в целях избежание паники необходимо не объявлять об истинной причине эвакуации, а провести ее под видом учений и др.

Оповестить о случившемся всех сотрудников, осуществляющих охрану организации (учреждения), дежурные службы;

11. Лично или при помощи дежурных служб организации (учреждения) информировать (вызвать):

 

- «скорую помощь»;

 

- пожарную охрану;

 

- МЧС;

 

- милицию;

 

- газовую службу.

 

12. Ограничить доступ посторонних лиц к объекту, в случае необходимости ограничить движение транспортных средств на прилегающих автомобильных дорогах, трассах и обеспечить объездные пути. Не позволять никому, кроме работников оперативных и спасательных служб, приближаться к объекту или уносить какие-либо предметы.

 

13. Создать условия для беспрепятственного проезда транспортных средств спецслужб к месту возникновения чрезвычайных обстоятельств.

 

14. По прибытии представителей силовых структур указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

 

15. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.

 

16. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать паники.

 

16. Проинструктировать персонал организации (учреждения) о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.

 

17. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.

 

Предмет может иметь любой вид: сумка, свёрток, пакет и т. п. Находится, как правило, в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрывоопасных (пожароопасных) мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т. п.): торчащие проводки, верёвочки, изоляционная лента, скотч, слышимый ход часового механизма, механическое жужжание, другие звуки, запах миндаля или другой незнакомый запах.

 

При охране подозрительного предмета по возможности находиться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение.

 

Для обеспечения защиты своей жизни и здоровья сотрудник охраны обязан:

 

1.Воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, спецкостюмом, спасательным поясом, бронежилетом и т. д.).

 

2.Регулярно докладывать об изменении оперативной обстановки непосредственному руководителю, строго выполнять его указания и установленные требования безопасности.

 

Категорически запрещается трогать и перемещать подозрительные предметы, вещи, оборванные электрические провода, технологическое оборудование, входить в грозящие обрушением здания, спускаться в подвалы и канализационные коммуникации, пользоваться электро-, радиоаппаратурой, оказывать температурное, звуковое, световое, механическое, электромагнитное и прочие воздействия на предметы, вещества и т.д.

 

Экспертизы:

При расследовании преступлений, связанных со взрывами, возникают вопросы, для разрешения которых необходимы специальные знания. В таких случаях согласно ст.78 УПК РСФСР лицо, производящее расследование, назначает взрывотехническую экспертизу.

Взрывотехническая экспертиза — это производимые в установленном законом порядке исследования, осуществляемые экспертом для установления обстоятельств подготавливаемого или произведенного взрыва по данным о его последствиях и разрушающему действию, примененных или планируемых для использования взрывчатых веществ и взрывных устройств. Взрывотехническая экспертиза является самостоятельной отраслью судебной экспертизы и отличается от других ее видов предметом исследования.

Предмет взрывотехнической экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании преступлений, связанных со взрывами, на основе специальных знаний во взрывном деле.

Следует отметить, что круг вопросов, разрешаемых взрывотехнической экспертизой, в отличие от многих других видов экспертиз довольно широк. Это объясняется разнообразием взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками при подготовке и совершении криминальных взрывов

•   взрывотехническая (исследование взрывчатых веществ, промышленных и самодельных устройств, содержащих ВВ, их отдельных элементов, макетов, муляжей, остатков после срабатывания и следов взрыва);

o  При назначении взрывотехнической экспертизы большое значение имеют правильная формулировка и последовательность вопросов, которые ставятся на разрешение экспертизы. Приведем примерный их перечень:

o  Произошел ли в данном случае взрыв взрывного устройства?

o  Имеются ли на представленных на исследование объектах следы взрывчатых веществ?

o  Являются ли представленные на исследование осколки частями корпуса взрывного устройства

o  Являются ли представленные на исследование предметы частями конструкции взрывного устройства?

o  Каковы были конструкция взрывного устройства, форма, размеры, материал корпуса, примененное средство взрывания, вид и масса использованного взрывчатого вещества?

o  Какова последовательность осуществления подрыва данного взрывного устройства?

o  Каким способом изготовлено взрывное устройство?

o  Если взорванное устройство промышленного изготовления, то какова его видовая принадлежность?

o  Относится ли примененное в данном случае взрывное устройство к категории боеприпасов?

o  На каком расстоянии от места взрыва данного взрывного устройства существует опасность для жизни и здоровья людей?

o  Имеет ли лицо, изготовившее взрывное устройство, специальные познания и профессиональные навыки в области взрывного дела либо в других областях техники?

•   дактилоскопическая (исследование следов рук человека);

•   трасологическая (исследование следов ног, зубов, губ, ногтей человека, обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений, узлов и петель, целого по частям, запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: