Методические рекомендации к самостоятельной работе
Учебная программа по дисциплине «Общая психология» предусматривает самостоятельную работу студентов, которая имеет целью формирование познавательной активности студентов, будущих психологов и обеспечивает их знаниями, полученными в результате дополнительного изучения литературных источников, материалов Интернета, овладение основными умениями и навыками работы с учебными материалами, углубление и расширение уже полученных знаний, повышение уровня организованности и т.д.
В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть умениями и навыками:
организации самостоятельной учебной деятельности;
самостоятельной работы в библиотеке с каталогами;
работы с учебной, учебно-методической, научной, научно-популярной литературой;
конспектирования литературных источников;
проработки статистической информации.
Каждый студент должен уметь рационально организовывать свою учебную деятельность. Важным является умение составить план работы, четко определить ее последовательность. Нужно чтобы план самостоятельного обучения был реальным и его выполнение давало плодотворные результаты в учебном процессе.
|
|
Для успешной самостоятельной работы значительную часть времени студент выделяет для работы в библиотеке. Надо понимать суть составления алфавитного и тематического каталогов, уметь быстро находить в них нужную литературу, знать особенности библиографического шифрования. Для плодотворной работы с литературными источниками студенту полезно составить свою собственную библиографию, заполняя библиографические карточки на нужные для него книги, брошюры или статьи. Для работы в ведущих библиотеках Украины студенту надо знать их структуру, специализацию отдельных подразделений, уметь пользоваться различными каталогами, правильно заполнять бланки требования на литературу и т.п.
Отобранная для самостоятельной работы литература может быть разной как по объему научных данных, так и по характеру изложения. Следует подобрать необходимый для проработки материал (главы, разделы, подразделы т.п.), а также рассортировать его по важности (для детального изучения, для ознакомительного чтения). Процесс чтения должен происходить медленно, вдумчиво, к неясным вопросам следует обязательно возвращаться, наводить справки, чтобы понять суть мысли автора. Знание неизвестных терминов следует сразу же выяснять по толковым словарям, энциклопедиям или специализированным справочникам. В процессе работы с литературой полезно делать выписки важнейших мыслей, формулировок, отдельных высказываний на отдельных листах бумаги с указанием автора, источника, страниц и абзацев. Для лучшего усвоения материала, развития творческого мышления основное содержание прочитанного целесообразно формулировать в виде тезисов.
|
|
Конспект является кратким изложением основной сути обработанного литературного материала. Он должен быть кратким, содержательным и записанным своими словами и формулировками. Классические определения, оригинальные мысли, высказывания следует записывать в конспект полностью, со ссылкой на автора, источник и страницу. В процессе конспектирования важно придерживаться логической связи между отдельными составляющими текста. В тексте конспекта полезно подчеркивать важнейшие теоретические положения, определения, выводы и делать пометки на полях. Систематическое конспектирование обработанного материала дисциплинирует ум, отрабатывает умение формулировать свои мысли в короткой содержательной форме, способствует лучшему усвоению учебного материала.
Для целостного представления об учебной дисциплине «Общая психология» студенту следует пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, энциклопедическими словарями, отраслевыми справочниками и т.д. Самостоятельная работа студентов также предполагает ответы на тестовые задания, вопросы для самоконтроля, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий.
Будущий специалист должен достаточно умело пользоваться персональным компьютером. Работа с материалами Интернет дает возможность получать новейшую информацию из различных сфер жизни нашего государства. С этой целью можно пользоваться такими сайтами: http://рsуlіb.кіеv.uа/;
http://www.psyserver.narod.ru/biblion.htm;
www.psychology.ru;
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3184789; http://promishlenie.ru/2012/04/petuxov-v-v-konspekt-video-lekcii-1/.
Видеолекции Петухова В.В. по общей психологии:
http://video.yandex.ua/users/bodya-2/view/55/#;
http://video.yandex.ua/users/alexandrerubit/collection/27/; http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1269670; http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=14614996#14614996.
Видеолекции Асмолова А.Г. по психологии личности:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3184789;
http:// asmolovpsy.ru/ru/video/134;
http://psikhoterapiya-i-psikhologiya.video-torrent.org/razmishleniya-o-psikhologii-lichnosti-asmolov-a-g-15224.html.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Составьте кроссворд по темам «Психология личности», «Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности» (не менее 20-25 понятий).
2. Используя работы Дж. Даррелла или Дж. Ван Лавик-Гудолл, опишите групповые формы поведения животных и процесс их коммуникации.
- Даррелл Дж. Перегруженный ковчег / Дж. Даррелл [Пер. с англ.]. – М.: «Мысль». – 1997. – 240С.
- Лавик-Гудолл Дж. Ван В тени человека / Дж. Ван Лавик-Гудолл. – М.: «Мир». – 1974. – 350С.
3. Составьте кроссворд по темам «Психологическая теория деятельности», «Происхождение и развитие психики в филогенезе», «Общественно-историческая природа психики и ее формирование в онтогенезе».
4. Отберите для наблюдения трех одногруппников (подвижного, медлительного и уравновешенного). Постарайтесь установить: как быстро они включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое дело до конца?
Сделайте вывод о преобладании того или иного темперамента.
Каковы особенности работы с холериками, меланхоликами? Как бы вы учитывали типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?
5. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором раскрываются черты характера (можно использовать отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
После прочтения отрывка проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившееся черты?
6. Попробуйте самостоятельно нарисовать рисунки с «двойственными» изображениями.
7. Решите кроссворд. Разгадывая его задания, необходимо вписывать ответы по вертикально расположенным колонкам, и, в выделенной горизонтальной строке вы прочтете известную пословицу.