1. активное бодрствование - ребенок часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное. |
2. крик или плач - ребенок плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Плач может быть различных форм: плач «боли» или дискомфорта, «голодный» или «гневный» плач и т.д. |
3. спокойное бодрствование - глаза открыты и блестят, взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность слабо выражена, гримас нет. |
4. полусон - ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим. |
5. ровный (глубокий) сон - глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны. |
6. неровный (поверхностный) сон - глаза ребенка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: шевелит ручками и ножками, нагибается, потягивается и т.д. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны так называемые «быстрые движения глаз». |
|
|
В течение 1-го месяца жизни бодрствование ребенка становится более активным, что связано с возникновением зрительного и слухового «сосредоточения» (Денисова М.П., Фигурин Н.Л.).
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й нед. жизни и выражается в том, что при звуке звонка или детской трубки ребенок замолкает, прекращаются его движения, пока не прекратится звук. На 3-4-й нед. появляется ориентировочный рефлекс и на голос разговаривающего с ним взрослого.
Примерно в это же время или несколько позже (между 3-5-й нед.) появляется зрительное сосредоточение – более или менее длительное фиксирование предмета глазами при одновременной задержке движений; появляется и конвергенция обоих глаз.
Зрительное и слуховое сосредоточения способствуют перестройке двигательной активности ребенка, т.к. в первые недели жизни его движения носят импульсивный и хаотичный характер и представляют собой органические отправления.
Зрительное и слуховое сосредоточения - это первые двигательные акты, носящие характер поведения и связывающие ребенка с предметной действительностью.
На 3-й нед. появляется первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении, а к концу 1-го мес. - начале 2-го – первые условные рефлексы на изолированные раздражители.
Сроки окончания новорожденности. Есть три точки зрения.
1) Рефлексологическая - новорожденность кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1 – начало 2 мес.).
|
|
2) Физиологическая - конец новорожденности приходится на момент восстановления ребенком своего первоначального веса, т.е. с момента установления равновесия обмена со средой.
3) Психологическая - конец новорожденности связан с появлением у ребенка взаимодействия со взрослым (1,6-2,0 мес.) - комплекса оживления (Щелованов Н.М.; Денисова М.П., Фигурин Н.Л.). При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально, отмечаются слуховое и зрительное сосредоточение и голосовые реакции (вокализации). Все это происходит одновременно, но на 1-й стадии комплекса оживления хаотично. На 2-й – в соответствующей фазе общения: ориентировочная реакция, замирание (приглашение к общению), улыбка и гуканье. При этом только в ситуации общения со взрослым. Далее на 3-й стадии комплекс оживления переносится на все ситуации, в которых бывает ребенок, и становится обычной формой поведения или первым актом общения со взрослым (Лисина М.И.).
Именно комплекс оживления как реакция на взрослого и как первый специфический поведенческий акт становится определяющим для всего последующего психического развития ребенка и представляет собой не только первую собственно психологическую, но и социальную реакцию. Результаты исследований Лисиной М.И. и Мещеряковой С.Ю. показали, что он имеет активную функцию, направленную на взаимодействие со взрослым и являющуюся ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Т.е. младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действующим по отношению ко взрослому. Что можно рассматривать как доказательство того, что он, начиная со 2-го мес. жизни овладевает способностью к общению со взрослым.