Основной понятийный аппарат
Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по спортивным играм не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовленности занимающихся – тактическая выучка.
Каждый технический прием или сочетание приемов в игре применяется в конкретной ситуации: на определенном участке площадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевременность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды – командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.
|
|
Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры.
Тактика игры – это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован.
Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.
Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника игрока, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.
Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой в спортивных играх позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие – технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.
|
|
Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.
А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, в баскетболе система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.
Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация – это заранее разученные и целенаправленные взаимодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий для завершения атаки.
Существует также термин форма ведения игры – это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных тактических задач. Форма ведения игры может быть активной или пассивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пассивных формах ведения игры в защите команда предоставляет соперникам относительную свободу за пределами возможных прицельных действий со спортивным снарядом, а в нападении предпочитает длительный розыгрыш с использованием многоходовых комбинаций.
Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам.
Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.
Групповые действия – это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.
Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.
В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколько видов, способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых действий и особенностями выполнения.
Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым конкретизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий.
Технология обучения тактическим действиям
Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимающимися техникой нападения и защиты.
Как и при изучении техники, первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите.
Основу успешных тактических действий спортсмена в игре составляют уровень развития специальных качеств и способностей (быстроты простых и сложных реакций, ориентировки в пространстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т. п.); степень владения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон теоретических знаний по тактике игры.
|
|
Действия отдельных игроков служат структурными элементами тактических взаимодействий группы игроков и команды в целом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.
В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно выделяют несколько этапов.
На первом этапе ведется работа по развитию у занимающихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь занимают подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.
На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т. е. разучиваются индивидуальные тактические действия.
Ученикам рассказывают о назначении и возможных условиях выполнения изучаемых приемов. По мере усвоения основ движения в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров; в ситуации выбора ответных действий только на определенные сигналы и т. п. Далее условия усложняются введением различного рода помех. Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противодействия. Поиск рациональных способов преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических умений. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства.
Третий этап обучения тактике игры направлен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.
Любое групповое действие игроков разучивается в такой последовательности:
1) рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске взаимодействий нескольких игроков;
2) разучивание направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе;
|
|
3) воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;
4) то же, но с активным противодействием в игровых условиях на ограниченном участке площадки;
5) выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.
Групповые действия игроков составляют основу различных тактических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.
Четвертый этап обучения тактике игры посвящен освоению взаимодействий между всеми игроками команды, находящимися на площадке.
Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, действия всех игроков снова сводятся воедино.
Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условиях двустороннего противоборства, что создает определенные трудности на отдельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей способствует введение плановых ограничений в действия обороняющихся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распространенными из них являются: регламентирование участков площадки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование количества повторений определенных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и др.
Пятый этап обучения тактике игры – этап комплексного совершенствования изученных тактических действий. Он характеризуется их многократным воспроизведением в различной последовательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.
Это могут быть двусторонние учебные игры с различным численным составом команд: при количественном равенстве или неравенстве игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно поощрением в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санкций путем лишения уже набранных очков в случае отсутствия попыток их применения.
Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенствования является участие занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах класса, школы, города, области и т.д.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для вузов / Д.И. Нестеровский. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 335с.
2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для вузов / Д.И. Нестеровский. – Ч. 2. Основы обучения тактике игры. – Пенза: ПГПУ 2002. – 231с.
3. Нестеровский, Д.И. Баскетбол в школе. Уроки в 5-11 классах: учебное пособие для студентов вузов, учителей школ, специалистов баскетбола / Д.И. Нестеровский, М.А. Павлова. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 276 с.
4. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 517с.
5. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 3-е изд. Пер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007,2008. – 396с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение и характеристику базовым понятиям: «тактика игры», «технико-тактическое действие», «тактическое взаимодействие», «система игры», «комбинация игры», «форма ведения игры».
2. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на 1-м этапе дидактических средств и методов.
3. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на 2-м этапе дидактических средств и методов.
4. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на 3-м этапе дидактических средств и методов.
5. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на 4-м этапе дидактических средств и методов.
6. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на 5-м этапе дидактических средств и методов.