Виды внешнеэкономической деятельности

Лекция «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

Внешнеэкономическая деятельность предприятий  (ВЭД) — это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Особенности внешнеэкономической деятельности

Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.

Участники внешнеэкономической деятельности

Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.

Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:

- Производители;

- Посредники;

- Содействующие организации.

В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.

Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.

К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД.

Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных.

Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.

Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.

Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.

Виды внешнеэкономической деятельности

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля - это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке.

 

С целью регулирования ВЭД органами государственного управления издаются акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

 

Для регулирования ВЭД используются четыре группы методов:

 

Первая группа методов регулирования ВЭД - международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д.

 

Вторая группа методов регулирования ВЭД - тарифное регулирование внешней торговли, основой которого являются таможенные тарифы, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

 

Третья группа методов регулирования ВЭД - нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли, которые подразделяют на две группы: протекционистские меры и административные формальности.

 

Четвертая группа методов регулирования ВЭД - экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала.

 

 Подготовка и оформление сделок

 

Внешнеторговая деятельность состоит из трех этапов:

1) подготовка сделки;

2) заключение контракта;

3) исполнение принятых обязательств.

 

Подготовка конкретной сделки является залогом успешного проведения всей внешнеэкономической операции.  Подготовка сделки включает изучение как вопросов общего характера, связанных с конкретной сферой торговли, так и информации, относящейся непосредственно к предмету будущего соглашения.

При подготовке конкретной сделки целесообразно разделить данную работу на отдельные этапы, определить ответственных лиц и сроки исполнения работ для каждого этапа.

 

Ю. М. Ростовский и В. Ю. Гречков в учебнике "Внешнеэкономическая деятельность" предлагают следующую примерную схему подготовки экспортной или импортной сделки:

- выбор конкретного товара - объекта намечаемой сделки;

-  подыскание надежных зарубежных контрагентов в соответствующих странах;

= проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приемки, платежа и др.;

=  определение оптимального уровня контрактной цены;

-  разработка тактики выступления с запродажей (закупкой) товара на внешнем рынке;

-  организация работы по внедрению товара и последующему закреплению па рынке;

- проведение коммерческих переговоров с иностранными контрагентами с целью заключения сделки.

 

Способы заключения сделок. Партнеры, вступающие во внешнеэкономические отношения, имеют различные цели, разные позиции по основным вопросам будущей сделки, разный опыт работы на внешнем рынке и отличающиеся законодательства в области предпринимательства и ВЭД. Поэтому процесс заключения сделки состоит из двух стадий:

1) изложение собственной позиции и пожеланий партнеру, а также изучение предложений и условий партнера;

2) поиск взаимоприемлемого компромисса и оформление его в тексте соглашения.

В мировой торговой практике известны несколько способов заключения внешнеторговых сделок. Наиболее распространенный из них - подписание контракта купли-продажи сторонами сделки (продавцом и покупателем).

Широко практикуется совершение сделок на международных, национальных, отраслевых, фирменных выставках и ярмарках в результате ознакомления покупателя с представленными продавцом образцами, экспонатами, каталогами, проспектами и иными информационными материалами.

Внешнеэкономические сделки также заключаются на международных биржах, аукционах и торгах. Самым распространенным способом заключения внешнеторговых сделок является безоговорочное подтверждение (акцепт) покупателем полученного от продавца предложения (оферты) либо подтверждение (акцепт) продавцом поступившего от покупателя заказа или запроса.

Если инициатива начала деловых отношений и заключения сделки принадлежит продавцу, то он посылает потенциальному покупателю инициативное предложение, в котором выражает желание заключить договор купли-продажи на определенных условиях. Такое письменное предложение продавца в коммерческой практике называют офертой, а лицо, пославшее оферту, - оферентом.

Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, то его обращение к продавцу принято называть запросом или заказом.

Оферта может быть инициативной или пассивной. Инициативная оферта применяется по усмотрению оферента.

Пассивная оферта может быть отправлена в ответ па полученный запрос контрагента. Оферта может иметь различные формы в зависимости от предмета сделки, степени знакомства партнеров и других факторов.

Оферты бывают двух видов: твердая и свободная.

Твердая оферта (согласно Венской конвенции оферта этого вида называется безотзывной) представляет собой предложение, которое отправляется только одному возможному покупателю на данную партию товара с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением и нс может сделать аналогичное предложение другому покупателю.

Если продавец имеет монопольного посредника в стране экспорта, то первое предложение делается обязательно ему, и лишь в случае его отказа продавец может сделать предложение другим покупателям на тех же условиях. Свободная оферта не налагает прямых обязательств на продавца. Свободная оферта делается одновременно на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям в целях ускорения продажи товара.

Порядок подписания внешнеторговых сделок. Порядок подписания и форма внешнеторговой сделки регулируются законодательством. Каждая из сторон сделки должна соблюдать требования законодательства своей страны и международных актов, регулирующих порядок заключения внешнеторговых сделок.я за

 

ВВВВВПРО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: