Индивидуальные сообщения в форме урока (фрагмента урока) на выбранную тему (на выбор магистранта одна любая тема):
1. «Скифы» А. Блока - использование текста из «Слова о полку Игореве».
2. А. Блок и О. Мандельштам о сознательном ориентире на творчество И. Анненского.
3. Пушкинские реминисценции в лирике А. Ахматовой: «Пророк» (мотивы Корана) - «Я так молилась» (из цикла «Белая стая»); «Сказка
о черном кольце» Ахматовой и «Талисман» Пушкина;
4. Реминисцентный слой рассказа В. Шукшина «Срезал»
5. И. Бродский "Двадцать сонетов к Марии Стюарт" (1974 г.): сонет шестой – А. Пушкин «Я вас любил…»: реминисценция? Ремейк? Аллюзия?
6. Реминисцентная природа стихотворения М. Цветаевой «Рельсы»
Обратите внимание на уровни реминисценции:
- мотивный уровень;
- образный уровень;
- сюжетный уровень;
- ритмико-синтаксический уровень;
- лексический уровень.
Тема 5.
Взаимодействие видов искусства как вариант проявления кодов.
Понятие эксфраксиса и его воплощение в литературе
Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов любого раздела):
1. Воздействие традиционных литературных кодов
на изобразительное искусство
- Творчество В.А. Жуковского в контексте живописи XIX века;
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и ее художественное воплощение в творчестве Н.А. Врубеля;
- Картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А. Блока «Весны неведомой прилив»;
- Русский пейзаж. Поэзия природы (И.И. Левитан «Березовая роща», А.И. Куинджи «Березовая роща»);
- И.И. Левитан «Золотая осень» и Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» - созвучие настроения;
- И.И. Шишкин «Рожь» и поэзия Н. Некрасова.
Взаимодействие традиционных литературных кодов на кинематограф
- Зарубежные экранизации русской классики. Их философский концепт, психологизм.
- Использование /изъятие национального контекста в процессе экранизации русской классики («Идиот» О. Куросавы, «Леди Макбет Мценского уезда» У. Олдройда, западные киноверсии «Войны и мира» Л.Н. Толстого и романов В.В. Набокова и др.).
- Отечественные экранизации русской классики. Попытка соответствия/переосмысления литературной традиции («Страницы журнала Печорина» Ан. Эфроса – телеспектакль. «Герой нашего времени» - телесериал Ал. Котта, «Униженные и оскорбленные» А. Эшпая, «Несколько дней из жизни Обломова» Н. Михалкова и др.).
- Многочисленные киноверсии романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Война и мир»: код семьи и его приятие/отрицание.
Литература и музыка
Литература и музыка (вопросы для самостоятельного изучения)
- Музыкальная тема как сюжетный стержень произведения литературы, проблема музыкальности литературного произведения (тема музыки в литературных произведениях Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», «После бала»).
- Использование музыкальных образов для более объёмного изображения психологической характеристики литературных героев (нр, «Крейцерова соната» Л. Толстого, «Певцы» И. Тургенева и др. — музыка как «двойник» персонажа)
- Музыка как образ. Образ музыканта в литературных произведениях («Моцарт и Сальери» А. Пушкина, «Кавалер Глюк» Т.- А. Гофмана, «Тапер» А. Куприна, «Корзина с еловыми шишками» (о Григе) Г. Паустовского, «Опять Шопен не ищет выгод» Б. Пастернака, «Альтист Данилов» В. Орлова и др.).
- Создание литературного произведения по структуре музыкального (нр.: «Моцарт и Сальери» А.Пушкина, «Реквием» А. Ахматовой, «Реквиемы» Л. Петрушевской - музыкальный жанр «реквием»; стихотворения А. Фета и музыкальный жанр «романс», стихи Б. Пастернака в жанре музыкальной импровизации и пр.).
- Использование в литературе (в лирике в первую очередь) музыкальных средств создания образов, таких как повторы, звукопись, образы-лейтмотивы и пр.
- Мотив «звучащей музыки» в литературных текстах (А. Пушкин «Моцарт и Сальери» - «Реквием» Моцарта; И. Тургенев «Ася»: вальс Лансера; Л. Толстой «Война и мир» - пение Наташи; А. Куприн «Гранатовый браслет» - Соната №2 «Аппасионата» Л.-в. Бетховена; музыкальность «Последнего поклона» В. Астафева, «Наполним музыкой сердца» Ю. Визбора и др.).
- Жанровые коды в литературе и музыке:
песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди),
поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина),
баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского),
сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка» Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).
- Музыкальная терминология в литературном тексте (нр, в стихотворении Н. Огарева «Бал») и влияние литературных кодов/приемов на музыку (нр, свобода развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка и пр.).
- «Вторая жизнь» литературного текста в музыке (романсы на стихи русских поэтов; оперы и оперетты и пр.).
4. Проблемный конспект одного из источников:
1) Ахметова Г.А. Экфрасис в стихотворении Н. Слепаковой «Рисунок А. Бенуа к "Медному всаднику"» //
2) Катаев В. Б. Из опыта построения курса «Русская классика и интермедиальность» // Актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы: взгляд из России — взгляд из зарубежья: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 190-летию кафедры истории русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, 7–9 октября 2010 года / Отв. ред. А. А. Карпов. СПб.: Скрипториум, 2011. 584 с. С. 523–530.
3) Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.)
ТЕКСТЫ К ПЗ №3 «КОД МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА
И ЕГО МОДИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»