Банкротство субъектов естественных монополий

 

Особенности банкротства субъектов естественных монополий предусмотрены § 6 гл. IX Закона о банкротстве. Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство или реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»).

В п.1 ст.4 Закона о естественных монополиях определены сферы естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, и др.

В сферах естественных монополий используются специальные меры государственного регулирования: государственное регулирование цен; контроль над инвестициями и крупными сделками; запрет на произвольное прекращение или ограничение деятельности в регулируемой сфере и т. д. Учитывая указанные особенности, Закон о банкротстве вводит определенные ограничения на применение общих правил о банкротстве юридических лиц, тем самым преследуется цель ограничения банкротства субъектов естественных монополий, защиты потребителей продукции (работ, услуг) субъектов естественных монополий.

Иначе говоря, необходимость особого регулирования банкротства субъектов естественных монополий объясняется особой ролью субъектов естественных монополий среди участников имущественного оборота. Субъекты естественных монополий действуют в тех сферах товарного рынка, где отсутствует конкуренция товаропроизводителей, и в этом смысле они незаменимы. Применение к субъектам естественных монополий «общей мерки» банкротства, как и к другим участникам имущественного оборота, в том числе и в части критериев и признаков банкротства, может привести к катастрофическим последствия в целом для российской экономики.

Для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 1 млн. руб., если соответствующие требования не исполнены должником - субъектом естественной монополии в течение 6 месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены (п. 2–3 ст. 197). При этом требования кредиторов должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме за счет реализации имущества должника, указанного в п. 1–3 части 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве, т. е. имущества должника, непосредственно не используемого в производстве товаров (работ, услуг). Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает критерий неплатежеспособности как основание признания субъекта естественной монополии банкротом.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными ст. 34, является ФАС России, которая осуществляет регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий (ст.198).

В случае если должником - субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти. При этом, если соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, признаны недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании банкротом должника — субъекта естественной монополии.

Особенности проведения отдельных процедур. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны соответствующих естественных монополий. Имеются в виду потребители, обеспечивающие безопасность государства, стратегические организации, организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета (например, медицинские учреждения). Перечень таких потребителей определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, например Постановлением Правительства РФ от 5 июля 1999 г. № 781 «Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций». В отношении иных контрагентов должника - субъекта естественной монополии внешний управляющий может отказаться от исполнения договоров по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 102 Закона о банкротстве.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. В единый технологический комплекс входит движимое и недвижимое имущество, непосредственно используемое для производства или реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Такое имущество продается в порядке, предусмотренном ст. 201 Закона о банкротстве, обеспечивающем сохранность и целостность имущества субъекта естественной монополии как единого технологического комплекса.

Имущество, составляющее единый технологический комплекс, может быть продано в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, только путем проведения торгов единым лотом в форме конкурса, обязательными условиями которого, а следовательно, и договора купли-продажи имущества, являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого или реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

В случае неисполнения покупателем указанных обязательных условий договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти. При расторжении договора покупателю возмещаются средства, потраченные на покупку имущества должника, а также вложенные в него инвестиции.

При продаже имущества, составляющего единый технологический комплекс субъекта естественной монополии, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования имеют особые права. Так, если имущество продается в ходе внешнего управления, уполномоченные органы, действующие от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования, имеют право приостанавливать реализацию имущества на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии. Кроме того, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения такого имущества.

Еще одна гарантия сохранения целостности единого технологического комплекса субъекта естественной монополии — правила, регламентирующие перепрофилирование и закрытие производства, осуществляемого в условиях естественной монополии. Такие перепрофилирование и закрытие производства допускается только в порядке, установленном федеральным законом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: